Вечер 18 января. Мы добрались на автобусе до станции Апатиты-I, где нам предстояло скоротать несколько часов до нашего поезда. Но хотя бы в тепле и относительной тишине. Почему относительной? То и дело по железной дороге пролетали один за другим грузовые поезда. Чувствовалось, что движение здесь мощное. А ведь еще недавно запустили линию в порт Лавна - вот и доп нагрузка выходит на Заполярную линию. Отдохнув где-то часик на вокзале, подумал, надо бы выйти на перрон и половить немного движение до нашего поезда.
Как уже писал ранее, вечер был морозный, температура держалась около -23 и была высокая влажность. Все в округе покрылось красивейшим инеем и под ногами скрипел снег. Люблю такую атмосферу. Станция Апатиты - довольно большая, основной груз по ней это продукция ФосАгро и транзитные поезда в направлении портов Мурманской области. Пригородное движение по станции довольно скудное - одна пара электропоездов 4 раза в неделю. И такая картина почти на всем отрезки дороги от Волховстроя до Мурманска. В зимний период назначают зимнюю стрелу из Мурманска до Апатит.
А теперь посмотрим на жизнь станции в этот морозный вечер.
1.
После активного часового движения здесь наступила тишина. Лишь где-то в глубине станции слышались гудки маневрового локомотива. Станция находится в кривой, что придает ей свой особенно шарм. Вид на юг.
2.
Вид на север. Далее на Мурманск линия уже однопутная. Сейчас активно идет строительство вторых путей от Апатит до Кандалакши и далее на юг. Думаю, со временем второй путь дотянут и до Мурманска.
3.
В северной горловине стоял в ожидании отправления 2ЭС5К с грузовым поездом. Видно, состав не приоритетный и до этого пропускал много поездов. За счет тумана выходит атмосферная обстановка.
4.
А я продолжал ходить туда-сюда по перрону, наслаждаясь зимней атмосферой и любуясь инеем на деревьях. Пока намеков на движение не было.
5.
Первый, и единственный, поезд поехал только через пол часа моих прогулок по перрону. Им оказался грузовой со стороны Мурманска под тягой 2ЭС5К, составов из полувагонов эффектно залетал на станцию с искрами от токоприемников, жаль в кадр не попало.
6. 2ЭС5К-396
Больше до нашего поезда ничего не прошло, на линии была тишина. Судя по всему и станция Апатиты была забита полностью. Чем ближе было прибытие нашего поезда, тем больше становилось народу на перроне. В один момент мне послышалось что поезд опаздывает, но из-за усталости уже путался во времени. Хотел сделать кадр при свете с нашим поездом, но люди у нас любят наводить суету по перрону. Вроде дежурная объявляет четко откуда нумерация, но нет, все бегают в разные стороны как таракашки при свете дня. Мы четко услышав, где нумерация уже стояли и спокойно ждали наш поезд, правда, немного вперед пройти пришлось - машинист протащил чуточку дальше. Но кадр вышел все равно атмосферным.
7. ЭП1-103 с поездом №15 Мурманск - Москва
Без всякого удивления - вагон был битком. В нашем отсеке было свободно одно верхнее место, но думаю скоро и его займут. При поездке сюда я жаловался, что было прохладно, то тут топили от души, что было аж душно. Не умеют проводники ФПК держать комфортную температуру - всегда будет либо жарко, либо холодно. Усталость была такая, что сразу пошел спать. Правда, было желание выйти в Кандалакше что-нибудь поснимать, но сон оказался сильнее. В той самой Кандалакше в наш вагон села еще соседка на верхнюю полку, колоритная дама с юга. Эта дама потом долго не давала спать, не понимая, что люди спят и пакетом можно не шуршать. Пока замечание не сделал - не успокоилась.
Проспал я вплоть до Карелии, проснулся уже на подъезде к Сегеже. За окном светало, было снежно и морозно, судя по инею. А ведь в Кеми так и не вышел, причем в обе стороны. Там как раз работала единственная ЭР9Т на Октябрьской железной дороге. Старею, получается. Проспал почти 9 часов, что получается редко в поездах. Поэтому, надо выйти подышать воздухом, раз тут большая стоянка. Правда, свежего воздуха не было - стояла прям такая вонь на улице, что бррр. Проводница сказала что в Сегеже это нормально, ну ладно. Под ногами скрипел снег, по ощущениям здесь холоднее чем в Мурманской области, хотя на телефоне писало всего -19. А вот снега в Карелии за эти 4 дня явно стало больше. Дошел до вокзала, а вокруг тишина. Ни намека на движение, все пешеходные сигналы горели зеленым, а выходные по станции красными.
8.
Тут во время стоянки разговорился с машинистом нашего поезда. Весьма внезапно он пошел на контакт и добродушно рассказывал о работе полигона от Свири до Мурманска, про тонкости профессии, а потом и вовсе разговорились про отпуск, отдых и хобби. Честно признаюсь, за свой многолетний опыт путешествий и съемок, встречаю такого человека горящего своей профессии только в третий или четвертый раз. И все они почему-то на севере. Либо тут люди проще, либо не знаю. Оказывается, все поезда пассажирские Мурманского хода водят в одно лицо. Каждые 7 часов смену локомотивных бригад откуда и столько стоянок погулять по 15-20 минут. Машинист интересовался сильно ли дергает в вагоне, видно было ему интересно комфортно ли нам. Вот такое встречаю впервые. Пока говорили, мимо нас пролетел ЭП1 в заводском окрасе, спрашивает, чего не снял? Увидев мою сумку, я ему говорю - да с вами так хорошо говорим, пускай едет. Говорит вон, нашу машинку сними, чего гражданским это дело запрещать? Сказать что я был в шоке, ничего не сказать. Снимаем, как раз мелкий снежок посыпал.
9. ЭП1-103 с поездом №15 Мурманск - Москва
Очень атмосферная стоянка вышла с душевными разговорами. Прям дежавю поездки в Великий Устюг, где также стояли с бригадой из Котласа и общались. Север - это прекрасно. Пожелав друг другу всего хорошего, машинист пошел готовиться к отправлению, а я в наш теплый вагон.
Наш поезд отправился четко по графику, а через несколько минут после отправления, за окном открылись прекрасные виды на озеро Линдозеро. Зимой это белая безмятежность, а летом, наверное, красивейшее место в округе.
10.
Следующая большая стоянка была на станции Медвежья Гора, до нее за окном ничего интересного не происходило, поэтому можно еще немного полежать. От Сегежи до Медвежьегорска ехать - чуть больше часа. Чем ближе был Медвежьегорск - тем больше снега становилось за окном. Видно циклон, который засыпал нас в Кировске, решил погулять и здесь.
При подъезде к станции Медвежья Гора показалась целая колонна тепловозов ТЭМ18/Д. Судя по всему промышленных, но явно без признаков работы. Интересно, где они работали. Особо номера разобрать из окна поезда не получилось.
11.
Стоянка в Медвежьей Горе была 15 минут, решил за это время сбегать купить магнитик на память, но что пробраться к вокзалу - надо было преодолеть сугробы. Если по дороге в Кировск тут было еще ничего, то сейчас снегу было почти по колено. С трудом переходя пути, добрался до местных ларьков, приобрел магнитик на память. Кто знает, может в этих местах и не окажусь больше, а так хоть вспомнить будет что. По-быстренькому вернулся к поезду нашему, ибо поставили нас далеко и могло перекрыть проход в любой момент. Как раз в северной горловине 2ЭС5К стоял и 2М62У со снегоуборочной машиной.
12.
Ермак был с хозяйственным, а вот снегоуборочная машина после данного кадра сразу начала движение, поэтому удалось снять поближе. Тепловоз старый знакомый, снимал его в зимней поездке в Сортавале год назад.
13. 2М62У-0044
И как следовало ожидать, "снегурочка" прям четко перекрыла нормальный проход к вокзалу.
14.
Все, теперь пора обратно в вагон, сушить берцы и штаны. Не ожидал я столько снега тут, конечно. Когда вернулся в вагон уже и Маша проснулась, правда на пару минут.
Следующая большая стоянка у нас будет через 4 часа в Петрозаводске, поэтому можно расслабиться и наблюдать за зимними пейзажами в окно. А они здесь были прекрасны после снегопада.
15.
Весь лес был окутан в снежных шубках, а мелькающие мимо станции напоминали пустыню - никого. Ни дежурных, ни встречных. Лишь изредка попадались бедняги путейцы, которые чистили стрелки или единичные резервный локомотив на север. А вот дежурных здесь быть и не должно - все станции на этом участке на диспетчерском управлении из уютного теплого кабинета.
Ближе к Петрозаводску начало появляться солнышко и лес стал более контрастным.
16.
Что-то есть в этой настоящей зиме. Свое очарование.
17.
В Петрозаводск мы прибыли под вечер, уже начинался закат. Но выйти подышать воздухом не помешает, может что и по станции проедет во время стоянки. Тут же случился и первый случай неприятный в нашем поезде - сняли первого пьяного пассажира, который даже идти не мог. Сотрудники полиции, можно считать, его волокли по сугробам на перроне. К слову здесь снега тоже много. На соседнем от нас пути стоял поезд из Москвы, который следует через Сортавалу. Внезапно, он привез опоздание почти 2 часа. Видно снегопад внес свои коррективы.
18. ТЭП70БС-320 с поездом №160 Москва - Петрозаводск
Ближе к концу стоянки по станции объявили о проходе грузового поезда и мне казалось он пойдет рядом, но места не знакомые и нумерацию путей не знаешь. Повторно объявили, что поезд проследует по первому пути, я почему-то привык что он где-то в середине станции и обычно главный, но в Петрозаводске он у вокзала. А грузовой шел под полноценным тепловозом серии 3М62У в три секции. Ну как получилось снять, так получилось. Эти тепловозы редкие, пусть будет для истории блога.
19. 3М62У-0006
А мы отправляемся в путь дальше, на Свирь. По пути погода резко ухудшилась и началась настоящая метель, по ощущениям за окном было то же самое что и в Кировске. Дорога от Петрозаводска до Свири заняла чуть меньше двух часов и здесь мы принимаем эстафету постоянного тока вплоть до Москвы. Станция встретила метелью и ветром, будто из Заполярья не уезжали. По традиции поднялся на мост, а там парке на всех парах в ожидании работы стояла зеленая 3М62У в две секции. Признаться честно, я думал зеленые тепловозы уже пропали совсем и остались только на базах запаса. Такому сюрпризу я был очень рад, особенно в такую погоду.
20. 3М62У-0032
Буквально через минуту тепловоз отправился чистить парки станции, а из местного оборотного депо выезжал еще один сюрприз - зеленый "Дончак" электровоз серии 2ЭС4К. Таких машин тоже осталось очень мало, можно посчитать по пальцам рук. Такие зеленые я в основном снимал на Черноморском побережье и видеть их на севере - слегка непривычно. Но в такой снегопад - выглядит все прекрасно.
21. 2ЭС4К-049
До отправления еще оставалось много времени, на какое-либо движение по парку намеков больше не было. В разных частях станции находилось еще пару 2ЭС5К, но ожидали своего времени. Поэтому, можно сходить и понаблюдать за сменой локомотива. Когда подошли по сугробам к первому вагону, ЭП1 уже отцепился и потихоньку катился в тупики. Снегопад начал лупить еще сильнее, север провожает своей погодой. А вот электровоз на смену особо не спешил, заметил на этой части Октябрьской дороги никто никуда не спешит и все делают свою работу спокойно. Минут через 5 показался ЭП2К под наш. Здесь смену локомотива было занятно наблюдать - машинист, который поведет поезд до Санкт-Петербурга стоял рядом и тоже наблюдал за маневрами. Напомню, что до Санкт-Петербурга поезд ведется тоже в одно лицо. А вот кадр вышел один из самых лучших за поездку - спасибо снегопаду.
22. ЭП2К-219
Это был последний кадр из Свири, после него мы отправились в вагон отогреваться и сушиться, ибо снегопад разошелся не на шутку. Половину пути я тупо залипал в окно на стоянках и смотрел за этой погодой. За последнее время мы отвыкли от снежных зим в Москве, поэтому стараешься наблюдать за таким чтобы отложилось в памяти. После Лодейного Поля, куда мы прибыли с опозданием в 5 минут и отправились также, я уснул вплоть до Волховстроя, там проснулся и за окном тарахтела именная ЭТ2М в ожидании отправления на Санкт-Петербург. Родные силуэты машин - значит на шаг ближе к дому. Вновь уснул, теперь почти до Санкт-Петербурга. Там мы прибыли на Ладожский вокзал, где у нас была стоянка почти час. За это время от нас отцепляли вагоны на Псков, Белгород. На соседнем от нас пути тарахтел дизелем тепловоз ТЭП70 с поездом на Великие Луки. И тепловоз попался свежий, после ремонта.
23. ТЭП70-0246 с поездом №607 Санкт-Петербург - Великие Луки
А вспомнив, что день недели пятница, где-то должен стоять поезд на Сонково. Куда же без Савеловской тематики побывав в Питере? Пришлось его немного поискать, ибо поставили на один из дальних путей, да и поезд сам короткий, не приметный. Зимой Сонковский поезд редко бывает больше 5-6 вагонов. Полная схема только на праздники. Вот и сейчас стоял коротыш из 5 вагонов под тепловозом 2М62У (половинка). Вот уж что, а самый часто снимаемый тепловоз из Савелово тут не ожидал увидеть.
24. 2М62У-0335 с поездом №610 Санкт-Петербург - Сонково
Уже сколько лет собираюсь на нем прокатиться, все никак. По сути этот кадр стал последним в нашей поездке. Больше по пути ничего не снимал. До отправления на Москву оставалось пол часа, мы зашли немного перекусить в одно из кафе на вокзале. Боже, как я был рад обычному борщу. Он мне в тот вечер показался одним из самых вкусных дорожных, что я ел. Организм был рад.
До Москвы доехали без приключений, если не считать ароматов тухлой копченой рыбы. Я не знаю кто додумался везти ее на верхней полке в такой духоте, но амбре был прекрасный на весь вагон. На этом наш зимний отпуск и очередная поездка были завершены. Заполярью спасибо за эмоции, а местной железной дороге спасибо за профессионалов и хороших людей. Когда-нибудь мы вернемся в эти края понаблюдать за северной природой в иных красках, нежели белых.
Поддержать автора:
ВТБ - 4893 4703 1217 4292
Карта Юмани - 4048 4150 4755 9139
Карта Юмани Мир - 2204 1201 0568 4373