Отчуждение и отчужденность

Dec 26, 2010 22:11

Далее к данной теме подключается Маркс и использует понятие отчуждения как потерю смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма.

Мартин Бубер также затрагивает данную тему в своей работе «Я и Ты» http://altrea.narod.ru/buber/you1.html  , в которой противопоставляет отношение «Я-Ты» и «Я-Оно», где первое - любовный «диалог», живое межличностное отношение, а второе - повседневное утилитарное отношение, соответствующее аристотелевской логике.

Начнем рассмотрение с малого масштаба: в селах люди намного меньше  чувствуют отчужденность, потому что обычно население деревни небольшое и постоянное, все всех знают, теоретически легко возможен прямой контакт между любыми членом этого сообщества и другим ее членом. Становится возможным диалог, потому односельчанина человек больше воспринимает именно как личность, а не как объект. С этим связан также большой контролирующий фактор поведения крестьянина - стыд перед обществом. Вполне возможно, что все небольшие сообщества-общества в древней истории человечества (когда мир был атомизированным) имели признаки не отчужденности и широко позволяли диалог между ее членами. Но с укрупнением поселений людей, с возникновением городов, очевидно много условий изменилось. Фактически, возникновение городов означало расслоение людей на различные слои по разным признакам: в основном имущественным и административным / правовым. Эта сегрегация, очевидно, связана с нарастанием отчужденности, но является ли она причиной или следствием - трудно сказать. Большой общиной гораздо сложнее управлять, чем малой, сложность нарастает быстрее, чем численность населения из-за феномена эмерджентности - в большом обществе возникает много специфических проблем и нюансов, которых нет в малом. И сложность, и физическая невозможность напрямую общаться со всеми своими подданными приводят к дистанцированию руководителей и элиты общества от рядовых его членов, упомянутое в самом начале статьи делегирование полномочий , что уменьшает возможность диалога и институализирует отчужденность в обществе. Кроме того, в развитом обществе неизбежно возникает сложная система коммуникации, которая включает языковую игру, плюрализм значений и отыгрывание ролей на грани с лицемерием. В этом контексте большой город развращает, поскольку в нем человек может "спрятаться", "потеряться в толпе", он может расслабиться, так как часть своей жизни он может производить секретно, обезличенно, сидя дома никем не замеченным в своих апартаментах, или например ходить по магазинам или к врачу как "рядовой гражданин", которого не знают ни продавцы, ни врачи, ни другие посетители магазина или больницы, а в моменты общения может отыгрывать определенную роль. Итак, в большом обществе трудно добиться полной неотчужденности и распространенности диалога, во-первых через стратификацию, во-вторых через  сложную систему коммуникации, которая сама по себе предполагает неискренность и отчужденность. Поэтому человек проявляет свою внутреннюю сущность только в определенных ситуациях и в определенных кругах общения. Понятие отчуждения в 1960-х годах использовалось как способ анализа буржуазного общества, многие представители буржуазной социологии трактуют отчуждение как единственно возможный способ организации человеческих отношений и противопоставляют ему «малые» и «неформальные» группы, лишенные отчуждения. Итак, построение небольшого сообщества в котором бы нивелировался феномен отчуждения возможно.

Но возможно ли построение общества без отчуждения в большом масштабе? Последние десятилетия господствующей формой построения общества была демократическая / капиталистическая / буржуазная, по этому принципу  построены наиболее развитые страны, в научном мире также господствующей является в основном капиталистическая парадигма. Долгое время в экономике фундаментальные труды Адама Смита, Давида Рикардо и других экономистов того времени воспринимались как одни из основополагающих исследований и их результаты часто принимались за аксиому. В частности важнейшей тезисом была «невидимая рука» Адама Смита, которая символизировала постулат «эгоистично корыстно настроенные индивиды, действуя на рынке рационально, в совокупности образуют саморегулирующийся механизм, который обеспечивает определенный оптимум своей деятельности». Смит и его последователи агитировали за уменьшение или вообще устранения регуляции экономики со стороны государства, таким образом, продвигая идеалы свободного капитализма. Однако, среди современных экономистов есть немало противников идей Смита, и их аргументы весомы. Они утверждают, что Смит, Рикардо и другие экономисты того времени написали заказанные английским монархом конъюнктурные труды, которые основали фундамент для оправдания внешнеэкономической деятельности Англии и позволили ей в ту эпоху быть главным игроком на международной экономической арене. Против «невидимой руки» свидетельствуют и примеры из мировой экономики последних десятилетий, господствующим мнением в среде экономистов является то, что именно нехватка контроля повлекла за собой как последний мировой финансово-экономический кризис, так и большинство предыдущих, а также «пузыри» на фондовых рынках и финансовые пирамиды. Итак, капитализм не является идеальным экономическим строем, демократия и капитализм могут быть разве что лучшими из существующих устройств.

Нужно рассмотреть другие устройства, чтобы протестировать вышеприведенные гипотезы. Логично обратиться к социализму и коммунизму, в частности потому, что само понятие "отчуждение" в определенном толковании ввел и использовал Маркс, один из влиятельных теоретиков рассматриваемых  идеологий. Идеи коммунизма уже сами по себе являются направленными на нивелирование отчужденности: эгалитаризм, деклассация и преодоления расслоенности общества, совместное владение имуществом и коллективизм. Мощным средством преодолеть отчужденность, особенно отчужденность труда, была пропаганда, которую наилучше использовали в СССР: граждан убеждали, что каждый из них владеет частью имущества страны, что труд каждого очень важен для Родины. Понятие Родина, по моему мнению, очень важно в этом контексте, поскольку было нематериальным медиатором между разными людьми, помогая имитировать братство, создавать видимость того, что мнение каждого гражданина важно (понятие Совет и Советский - все дают друг другу советы, советуются), и много других нюансов (например, Милиция - этимология слова от "народного ополчения" в противовес Полиции - наемникам). Для оценки гипотезы нужно оценить успешность внедрения коммунизма. Марксистско-ленинское течение было серьезно подорвано и дискредитировано распадом СССР, многие коммунистические партии в мире потеряли электорат и тяготеют к реформизму, либеральности и идеям свободного рынка. На сегодняшний день считается, что эксперименты по внедрению коммунистического строя, особенно плановой экономики, не удались. Здесь можно апеллировать к тому, что идеалы не были в действительности внедрены, а просто еще раз проявилась лицемерная натура человека, сымитировавшая построение коммунистического государства, в то же время, сформировав правящий класс - номенклатуру, которая была отчуждена от пролетариата. Но при этом нужно будет признать, что отчужденность является имманентной человеку и ее трудно преодолеть.

Социализм определенным образом похож в контексте преодоления отчуждения на коммунизм: процесс производства и перераспределения доходов находится под контролем общества, публичная собственность орудий производства, социальное равенство и справедливость, отсутствие эксплуатации человека человеком. Социализм считается переходной концепцией между коммунизмом и капитализмом; сейчас существует пять социалистических государств, но развитие человеческого потенциала и полнота прав человека в них считаются невысокими. Также существует общественная форма воплощения идей социализма «рыночная социальная экономика» - общественный строй большинства стран Западной и Центральной Европы. Наиболее показательными являются скандинавские страны, например Норвегия, которая традиционно занимает первые места по индексу развития человеческого потенциала. Для нее характерны высокие налоги, высокие зарплаты и социальное обеспечение, но дифференциация зарплат невелика (зарплата высококвалифицированного специалиста не намного больше, чем обычного работника - "синего воротничка"). Последние два фактора вызывают достаточно сильную потерю мотивации людей к труду, желание жить на социальное обеспечение, что, безусловно, является недостатком и демонстрирует неоптимальность этого строя, хотя объективно он считается более прогрессивным, чем многие другие.

Итак, рассмотренный вопрос является сложным и комплексным, и заставляет учитывать много нюансов. Ответ на него зависит от масштаба, в котором осуществляется рассмотрение. Возможно построить достаточно небольшое, отделенное от окружающего мира сообщество, в котором отчужденность была бы преодолена. Здесь важную роль может сыграть пропаганда. Но при рассмотрении всего человечества в глобальном контексте оптимальный (как для преодоления отчужденности, так и с точки зрения процветания и обеспечения прав человека) политический и экономический строй до сих пор не сформулирован. Здесь уместно вспомнить мысль, которая часто приходит мне в голову во время формулирования причин, почему наш мир именно такой, каким он есть: «Научный прогресс человечества опережает этический прогресс». Возможно, должно пройти определенное время пока человечество продвинется и создаст новые этические концепции. Мне кажется, здесь важным фактором также является постепенное "смешивание рас и культур", которое ожидается в ближайшие века, и может опосредованно способствовать уменьшению отчужденности. Но одновременно, нельзя уверенно отрицать то, что отчужденность непреодолима вообще. Рассмотренные выше примеры устройств и их имплементации демонстрируют что, по крайней мере, на данном этапе эволюции человечества, отчужденность является имманентной человеку и человечеству.
 
Previous post Next post
Up