В работе Норберта Винера «Кибернетика, или управление и связь» я встретил описание проявления эмерджентности, которое натолкнуло меня на некоторые метафизические выводы.
Астрономия как наука, по сути, рассматривает небольшое количество частиц, которые в сравнении с расстояниями между ними можно считать точками, их также можно считать абсолютно твердыми телами, а пространство между ними почти свободным от материи. Положения, скорости и массы этих тел в любой момент времени известны с большой точностью и их прошлые и будущие положения легко можно рассчитать. В противовес этому, в метеорологии число рассматриваемых частиц настолько велико, что точная запись их начальных положений и скоростей невозможна, невозможно осмыслить этот обьем информации имеющимися на сегодняшний день средствами. Поэтому термины «облако», «температура», «турбулентность» относятся не к конкретным состояниям, а к некоторым статистическим распределениям возможных состояний.
Предсказать погоду на длительный срок даже при современном развитии науки невозможно. Для астрономии основные законы (механики Ньютона) по сути не изменятся если переменную времени t поменять на -t т.е. если "повернуть время наоборот". Но если, например, просмотреть кинофильм турбулентного движения облаков в обратном направлении, то основные законы термодинамики были бы нарушены. Разница в астрономических и метеорологических явлениях заключается в количестве частиц: в метеорологии их на порядки больше, причем они тесно взаимодействуют. Поэтому возникают явления эмерджентности и самоорганизации. Норберт Винер на основе этого постулирует "однонаправленность" подобных процессов, несимметричность их во времени, т.е. возможность развития только вперед. Также, он отмечает что в биологии однонаправленные процессы превалируют: рождение не является процессом, противоположным смерти; анаболизм - образование тканей - не является противоположным катаболизму, распаду; деление клеток и размножение также несимметричны во времени. Соответственно, и эволюция является однонаправленным эмерджентным процессом, поэтому автор утверждает: «Индивидуум - это стрела, направленная во времени в одну сторону, и человечество так же направлено из прошлого в будущее». Это консонирует со взглядами австрийского психолога Виктора Франкла, который обосновал что наполнение человеческой жизни смыслом состоит в "самотрансценденции", т.е. в направленности сознания на что-то снаружи, на что-то за ее пределами, в частности на сам поиск смысла жизни. Он подчеркивает, что это направленность не на определенный объект, а важен сам факт направленности.
Итак, мы приходим к тому, что сознание является эмерджентным образованием на базе достаточно большой нервной системы, следовательно, демонстрирует определенную направленность как с точки зрения анализа ее как системы, так и с точки зрения экзистенциальных философико-эмпирических выводов психолога Франкла. Если применить эмерджентистские взгляды вместе с подходами венской школы психологии к поиску ответа на главный философский метафизический вопрос о смысле бытия, то можно прийти к выводам, что сознанию (и в контексте отдельного индивида, и в контексте всей популяции) присуща неотвратимая направленность на нечто вне ее, стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл. Эти выводы можно продуктивно применять для ответа на вопрос о смысле жизни конкретного индивида.