Собственная дача - так называется одна из усадеб по Петергофской дороге. Она объединяет пять типовых петровских участков 100x1000 сажен.. Строительство на территории петергофской "Собственной Дачи" началось, вероятно, в 1727 г., после занятия престола Петром II.. Его бывший воспитатель А. Г. Долгоруков, сенатор и гофмейстер, член верховного тайного совета, начал здесь строительство каменного дворца. Три центральных участка достались клану Долгоруких.. Долгоруковы начали строиться, но с переездом двора в Москву строительство приостановилось: дворец только подвели под крышу.После смерти Петра II (кстати, один из его участков впоследствии вошёл в Собственную дачу) Долгорукие были сосланы,имения конфискованыВ 1733 г. имение с недостроенным дворцом (Непосредственно три участка) было передано императрицей Анной Иоанновной выдающемуся проповеднику, публицисту и общественному деятелю, новгородскому архиерею Феофану Прокоповичу. Большой ценитель красивых пейзажей, он построил здесь семинарию, считая что достоинства приморского ландшафта будут способствовать учебному процессу и нравственному совершенствованию учеников. Кроме того, он положил начало деревне Бобыльской, поселив на территорию приморской части бывшей дачи несколько крестянских семей из своих новгородских вотчин,достроил сохранившийся по сей день дворец После смерти Прокоповича дача осталась в казенном ведомстве, а в 1741 г. была пожалована цесаревне Елизавете Петровне. С вошествием на престол Елизавета развернула на даче большое строительство. На ней возводились новые службы - кухни, погреба, конюшни, к западу от дворца на возвышенности возвели деревянную придворную Владимирскую церковь. К востоку от дворца Ф.-Б. Растрелли построил новый большой деревянный одноэтажный дом, соединяющийся со дворцом галереей, ведущей через овраг. Именно в эти годы и закрепилось название Собственная дача. Идея маленького личного императорского сада обрела в комплексе Петергофской дороги расширительное значение.
После смерти Елизаветы Петровны Собственная дача отошла на второй план. В царствование Екатерины II многие обветшалые постройки были снесены, построенный Растрелли дом разобран и перевезен. Фасады каменного дворца были изменены, возможно по проету Ю.М. Фельтена, который работал на Собственной даче в 1770-х гг. Дворец получил скатную кровлю, ризалит завершил треугольный фронтон. Прежний балкон был заменен новым, опирающимся на четыре тосканские колонны.
В 1843 г. Николай I пожаловал Собственную дачу наследнику престола великому князю Александру Николаевичу, и начались большие работы по реконструкции ансамбля. В 1844 - 1850 годах по проекту А. И. Штакеншнейдера был перестроен дворец. Он получил третий, мансардный этаж, фасады были оформлены в стиле необарокко. Морской и садовый фасады в среднем ризалите были акцентированы четырьмя атлантами, колоннами и сложным раскрепованным лучковым фронтоном. Так же, как и фасадам здания, его интерьерам были приданы черты, типичные для архитектуры барокко.
Штакеншнейдер выбрал для дворца стиль Людовика XV (неорококо),напоминавший о золтом веке дворянства.
Отделка стен,мебель,картины,фарфоровые сервизы и статуэтки-все было выполнено вэтом стиле.особенно хорош был чайный севрский сервиз сизображением фавориток французских королей.Дворец воспринимался,по выражению А.Ф.Тютчевой «как драгоценная безделушка роскоши и изящества».
На первом этаже был вестибюль, весь обшитый резным буком. На первом этаже находились также камердинерская, уборная Александра II, его кабинет, столовая, жёлтая и голубая комнаты. Кабинет чрезвычайно напоминал кабинет Петра I в Большом Петергофском дворце: полы наборного паркета, двери чёрного и других ценных пород деревьев с великолепными инкрустациями, севрские и саксонские вазы, тонкой работы мебель, шкафчики и этажерки Буль. На стенах - картины работы Ванлоо и Ватто.
На верхний этаж вела великолепная лестница с перилами резного бука, похожая на центральную лестницу Большого Петергофского дворца. Комнаты этого этажа не менее замечательны: библиотека, кабинет Марии Александровны, гостиная, спальня, ванная и камер-юнгферская. В гостиной портреты Павла I и его семейства кисти Т.А.Нефа.
В спальной находилась роскошная кровать под балдахином; над нею чрезвычайно изящное, вырезанное из слоновой кости изображение Божьей Матери.
Тут же помещалась витрина со старинными туалетными вещами, служившими, по преданию, императрице Елизавете. Ванную комнату с мраморным бассейном украшала большая стенная фреска "Триумф Галатеи"". Но в этом здании умерла старшая дочь Александра Николаевича и Марии Александровны-Александра.
Снаружи были перестроены плотины и мосты, частично перепланирован парк, сооружены дома для придворных и садовников, караулка на Собственном проспекте. В регулярном садике к югу от дворца установили вазы, а позже, в 1872 г. - мраморные статуи, изображающие немецких музыкантов в костюмах середины XVIII века. Перед северным морским фасадом соорудили склон с террасами и широкой лестницей, которая двумя маршами спускается к большому прямоугольному пруду с откосными берегами.
Перед нижним прудом разбили цветники и устроили фонтаны. Регулярность центральной части совмещена с пейзажным оформлением остальной части парка. Оврагу, по которому бежит ручей, была как бы сохранена естественная нетронутость. Это впечатление достигалось живописной фактурной обработкой крутых обрывистых склонов и набросом валунов. Мосты, сооруженные по стронам дворца, привнесли в композицию ансамбля неповторимые черты. Каменная Троицкая церковь в стиле барокко с одним многогранным куполом была построена к западу от дворца в 1858 - 1860 годах по проекту А.И. Штакеншнейдера на месте деревянной придворной Владимирской церкви. Закрытая в 1930-х годах и пострадавшая от обстрелов в годы Великой Отечественной войны церковь до недавнего времени была законсервирована.
Во время Великой Отечественной войны дворец, церковь и другие постройки жестоко пострадали от обстрелов. Дворец был восстановлен в 1955 - 1960 годах с реставрацией штакеншнейдеровских фасадов и приспособлением под базу отдыха Ленинградского инженерно-строительного института архитектором И.Н. Бенуа. Утраченные мосты заменены временными, утилитарными. В 1980 году была осуществлена очередная реставрация фасадов здания и начаты работы по воссозданию парка по проекту, разработанному архитекторами М.В. Плехановой и А.А. Байдалиновой. Теперь усадьба находится в явном запустении: но соседняя церковь реставрируется, идет проектирование реставрации самого дворца.
А в Большом петергофском дворце - в Штандартной стены обиты таким же шелком как в спальне Собственной дачи.