Атриум-место для мечтаний

May 31, 2010 21:09



Атриум в Царицыном павильоне на Ольгином пруду в Петергофе

Одним из очень важных элементов античного и вообще классического зодчества был атриум
(airium) - внутренний двор, в который выходят все остальные помещения дома. Каждый уважающий себя античный домус имел атриум. Сначала здесь располагались алтарь и очаг (отсюда название: «атриум» в переводе - «почерневший от копоти»). Со временем атриум превратился в парадный двор, нечто промежуточное между экстерьером и интерьером. В центре его обычно находился бассейн (имплювий), в который через отверстие в крыше (комплювий) стекала дождевая вода. Сочетание верхнего света и воды придавало атриуму особый смысл и эмоциональную нагрузку - это шаг к саду, одушевляющему темное и закрытое внутреннее пространство.У древних помпеян это была главная часть дома - закрытый со всех сторон зал с проемом в центре потолка, через который внутрь попадал дневной свет. Благодаря отсутствию окон, в ясную погоду в доме было не так жарко. А во время дождя воду можно было бережно собирать в бассейн-имплювий, находившийся в центре атриума.
Такое устройство имеет и атриум в Царицыном павильоне. Середину его занимает квадратный бассейн из голубого и розового мрамора с фонтаном-вазой. По углам бассейна четыре колонны серого мрамора поддерживают кровлю, но вместо открытого проема А.И.Штакеншнейдеру пришлось предусмотреть стеклянный купол, который в холодную погоду закрывался, а в жаркую открывался. Прикрепленные в углах проема фигурки морских чудовищ служили водостоками. Стены атриума украшены живописным фризом в подражание помпейским фрескам и тягами-арабесками. Роспись была выполнена немецким художником И.Дроллингером по рисункам А.И.Штакеншнейдера. Двери выкрашены под цвет патенированной бронзы. Помпейского стиля банкетки, первоначально выполненные в мастерской знаменитого мебельщика Гамбса, отделаны синей материей. На парапете бассейна находятся бронзовые скульптуры - уменьшенные копии с античных оригиналов работы европейских мастеров XIX века (Аполлон Бельведерский, Дискобол, Амур и Психея, Венера Медицейская, Амур, Гладиатор с диском в руке, Марс и др.). Большинство этих скульптур были привезены Николаем I из его поездки в Италию в 1845 году


Атриум в доме Фавна в Помпеях



античность, интерьер, Штакеншнейдер, Помпеи, Петергоф, архитектура, настроенческое

Previous post Next post
Up