Глава 3
Сиськи Джульетты
Джульетта
Как ты сюда пробрался? Для чего?
Ограда высока и неприступна.
Тебе здесь неминуемая смерть,
Когда тебя найдут мои родные.
Ромео
Меня перенесла сюда любовь,
Ее не останавливают стены.
В нужде она решается на все...
Нашим первыми итальянским городом была Верона. Стоянка машин находилась рядом с большим старым кладбищем, рядом торговали платочками из искусственного шелка с веселенькими расцветками, что само по себе не могло не внушать оптимизма. И в самом деле - какой город Ромео и Джульетты без старого кладбища с рядами склепов? Не аутентично!
Из Ломбардии мы выбрались легко.
По уверениям нашего гида, даже легче, чем в обычное время, когда дороги запружены и часто возникают пробки. Я, разумеется, тревожно оглядывалась, не вынырнет ли из-за поворота и не пристроится ли вслед за нами какая-нибудь полицейская машина с мигалками и грозным голосом из мегафона: «Вы покинули карантинную зону! Немедленно вернитесь и добровольно сдайтесь на опыты!» Ничуть не бывало! Трафик был, хотя и небольшой, машины весело катили из Ломбардии и в Ломбардию.
И вот мы в Вероне! На стоянке наш микроавтобус оказался единственным, если не считать... медицинского фургончика с красным крестом, из которого выгружались какие-то люди. Впрочем, они были без масок и, тем более, без противоэпидемических костюмов. Мы им любезно улыбнулись, они - нам.
Было воскресенье, 8 марта, около полудня. День солнечный и очень теплый. На улицах много людей в летней одежде. Правда, большинство итальянцы, а не туристы. Только однажды в тот день нам попалась группа, кажется, из Нидерландов, но узкие улочки Вероны со множеством поворотов мгновенно нас разлучили. Мы прошлись вокруг римской арены, заставленной лесами - по будням рабочие готовили ее для музыкального фестиваля, который должен был скоро открыться. Мы побродили по центру, гид показал нам колодец, куда сиганули еще двое несчастных влюбленных - предшественники, но не прототипы Ромео и Джульетты. Колодец благоразумно закрыт крышкой, на через щель можно бросить малую лепту. Рядом во дворе - вход на лестницу, ведущую к квартире Мадонны - в данном случае имеется в виду эксцентричная британская певица. Еще одно доказательство (как и шекспировская пьеса) прочности британских и итальянских связей.
Мы прошли мимо дома, который «был назначен» домом семьи Монтекки, еще покружили по улочкам и оказались в знаменитом дворе, перед знаменитым балкончиком Джульетты. Гид не без злорадства сообщил нам, что никаких балконов в эпоху Возрождения не было в принципе. Ромео, если он и существовал когда-то во плоти, просто лазал в окно к любимой. Но поскольку туристы еще в 19 веке хотели видеть балкон, то он и появился - итальянцы отломали стенку у какого-то мраморного саркофага, выкопанного на ближайшем кладбище (возможно, на том самом, рядом с котором мы парковались) и приделали остатки саркофага к окну. Получилось, на мой вкус, очень символично.
Потом гид сознался нам, что потрясен. Обычно в этом дворике полным полно народа, очередь выстраивается как к Каабе - все туристы желают подержаться за сиськи статуи Джульетты, в недобрый час поставленной во дворике. Хранителям музея даже пришлось приподнять руку Джульетты, и теперь она пытается прикрыть левую грудь (ту что против сердца), как бы стыдливо намекая туристам, что их энтузиазм нежелателен.
На этот раз были только мы. Кстати, среди нас были всего трое мужчин - гид Юра, Антон и еще один «муж своей жены» и никто из них на сиськи Джульетты не стал посягать, и бедная мраморная девушка смогла наконец отдохнуть.
Когда мы возвращались на главную площадь, то увидели пожилую итальянку, упавшую на улице без сознания. Возможно, от жары. У пожилых итальянок модно носить роскошные шубы, не столько ради тепла, сколько для красоты. Эта la donna alla terza età (женщина в третьем возрасте - так в Италии называют вышедших на пенсию) как раз и была в норковой шубе. Возможно, причина была другой. Так или иначе за ней тут же приехала «скорая», а жизнь пошла своим чередом.
Мы пообедали в ресторанчике на главной площади, выпили вина, потом, пользуясь тем, что до отъезда у нас есть еще полчаса, решили заглянуть на кладбище. (Это было не то кладбище, где похоронены Ромео и Джульетта, но поскольку не понятно, существовали ли их прототипы в принципе, то мы решили, что беда не велика).
На кладбище было очень тесно. Могилы плотно примыкали друг к другу, никаких оградок, никаких березок или елочек, и уж тем более никаких скамеечек со столиками. Надгробие. Памятник. И/или крест. Узкие аллеи крест-накрест. Высокая кирпичная стена вокруг кладбища, внутри - галерея в ней на полчках и в нишах - урны с прахом. Но самым загадочным оказался один из участков - квадратный, примерно 3х3 метра, заставленный рядами одинаковых белых крестов без всяких украшений. Фамилии на крестах были разными, годы смерти - тоже. Оставалась предположить, что в тот год некая похоронная контора проводила акцию «три креста по цене двух». Когда мы спросили у гида, что это могло быть, он тоже озадачился, но потом сказал, что это, вероятно, участок монахов какого-то монастыря.
Одна из пассажирок захотела купить себе шаль, я выступила в роли посреднике и убедилась, что мой английский можно уподобить растворимому кофе, а итальянский - капле молока - гурманы поморщатся, но чтобы утолить жажду вполне сойдет. Это придавало уверенности.
Было уже около трех часов. Мы покатили в Болонью.
Глава 4
Болонья - город безбашенных студентов
Gaudeamus igitur,
Juvenes dum sumus!
Post jugundam juventutem,
Post molestam senectutem
Nos habebit humus.
Итак, будем веселиться,
Пока мы молоды!
После веселой молодости,
После горестной старости
Нас возьмет земля.
Старинная студенческая песня.
Продолжение следует.