Карин Калверт Дети в доме. Новое лит. Обозрение. М. 2009.
Вчера в виду отсутствия лишних денег и наличия лишнего времени законспектировала весьма занимательную книжку о традиционном воспитании в Америке в 17 -- 19 веках. Всем, кому попадется рекомендую читать целиком, а пока выкладываю свой конспект.
Часть первая: 1600 - 1750 гг. Ребенок = недоразвитый взрослый.
Сразу после рождения ребенка акушерка должна была «долепить» его тело: выпрямить спину, руки и ног, «скруглить» головку и закрепить полученный результат туго запеленав ребенка свивальниками в позе «солдатиком». Это считалось необходимым для формирования правильной осанки.
Свивальники закреплялись французскими булавками (английские были изобретены позже) которые часто впивались в тело младенца. Пеленки меняли не чаще чем раз в 12 - 24 часа, причем описанные не стирались а только высушивались. Считалось, что «ношенные» пеленки мягче.
Спеленутого ребенка привязывали к колыбели, и накрывали несколькими одеялами, т.к. боялись переохлаждения. Колыбель часто накрывали темно-зеленым пологом ( «Зеленый цвет полезен для глаз» (с) Мама-утка). Но ночь колыбель могли брать под полог «взрослой» кровати, для защиты от сквозняков.
До 6 месяцев ребенка купали каждый день, позже раз в неделю. Купание сочетали с массажом, который должен был поддерживать «выправленную осанку». Т.к. боялись переохлаждения, то купали в горячей воде, вплоть до ожгв.
Если у ребенка развивался рахит, то его подвешивали на вожжах, пропущенных под мышками для «выпрямления». К ногам могли привязывать свинцовые ботинки. С 6 месяцев детей переставали пеленать, и начинали одевать в жестки матерчатый корсет.
До 1800 года считалось, что детям нельзя разрешать ползать, иначе они не научатся ходить. Для этого бодрствующих детей помещали в специальный табурет для стояния, в котором ребенка фиксировали кольцом из ивовой ветки, замыкавшимся вокруг талии. В таком положении ребенок не мог сесть на холодный пол, не мог подобрать с пола что-то неподходящее. Позже для обучения ходьба использовались вожжи и табурет с колесиками - аналог современных ходунков.
Детские комнаты были редкостью - в богатых домах под детскую могли выделить маленький чулан. Не было специальной детской мебели - маленькие дети сидели за столом на коленях у взрослых.
Для облегчения прорезывания зубов рекомендовали погремушки с кораллом. Тажк могли смазывать десны заячьими мозгам или мышиным пометом.
Мальчики и девочки носили платья, позволявшие им справлять естественные потребности на пол до 7 лет. По-видимому их не приучали к горшку целенаправленно. Платья мальчиков часто были розовыми. С 7 лет мальчикам надевали бриджи.
Игрушки и игры были общими для детей и взрослых. И те и другие могли играть волчками, катать обручи, играть в догонялки, прятки и т.д. Все детские игрушки были самодельными т.е. не существовало индустрии производства игрушек.
(продолжение следует).