Сезон 2017-2018 заканчивается грандиозными гастролями в Нью-Йорке. Везут туда «Les Damnés», спектакль по сценарию фильма Висконти «Гибель богов». В 2016 спектакль ошеломил зрителей Авиньонского фестиваля. Потом был сезон в Париже, с аншлагами и овациями. И вот теперь - США. Как человек, посмотревший спектакль 9 раз скажу, что американцам везут шедевр. Но зрителю будет непросто. Технически сложно, во-первых. На сцене действие происходит в нескольких местах, плюс камеры, снимающие действие на сцене крупным планом и проецирующие его на экран, и американцам надо будет еще уследить за субтитрами. Ну и сам спектакль очень сложен эмоционально.
Уже начали монтировать сцену, а актеры улетели вчера. Пожелаем им удачи.
В Париже сезон завершается не так торжественно.
Июньская двухнедельная забастовка рабочих сцены сорвала премьеру (в результате ее вообще перенесли на следующий сезон), подпортила несколько спектаклей, ну и сейчас продолжается тоскливая переписка зрителей с клиентской службой на тему возврата денег за билеты.
Забастовка была странной. Сначала объявили, что однодневная, в поддержку кого-то там, на тот момент уже бастовавшего, но не в театре. В этот день отменили спектакль. Это ситуация достаточно типичная. И вдруг часть забастовщиков заявляет, что они будут бастовать дальше. В КФ, уточню, бастуют только работники. Актеры, как пайщики театра, не бастуют и свои требования решают другими способами. И вот, часть (небольшая) машинистов сцены бастует. Это было настолько неожиданно для всех, что даже в официальный твиттер КФ написал что-то типа: «Мы выясним их требования и сообщим, как быть дальше!» Забастовка даже части машинистов сцены останавливала спектакли в зале Ришелье полностью. Спектакли играются по очереди, декорации надо менять каждый день, а то и по несколько раз, если на сцене репетиции, без всей команды с такой задачей не справиться.
На тот момент в репертуаре было 3 спектакля. Премьера La Locandiera «Хозяйка гостиницы» Гольдони в постановке А.Франсона. (Мы все прекрасно знаем этот спектакль с Гундаревой, а оказывается, это один из любимейших спектаклей в КФ). Премьеру несколько раз переносили, пытаясь договориться с забастовщиками, потом вовсе отменили и перенесли на следующий сезон. Кстати, это не первый раз, когда бастуют под премьеру.
Еще два спектакля уже шли. Это «Poussière» (Пыль, прах) современного шведского драматурга и режиссера Ларса Норена ( Lars Norén), он сам и ставил спектакль и «L'éveil Du Printemps» (Пробуждение весны) немецкого драматурга Франка Ведекинда ( Frank Wedekind). Режиссером был Клеман Эрвье-Леже. Сосьетер КФ. Последнее время он очень много ставит. О его режиссерских способностях постоянно идут жаркие споры, иногда доходящие до неприличия.
Первый спектакль , «Прах», был специально написан для КФ, и как рассказывали актеры, иногда во время репетиций автор вносил правки в текст. История грустная, о смысле жизни, о старении и смерти. Были заняты практически все возрастные актеры, и даже некоторых не очень возрастных «состарили».
«Пробуждение весны» напротив имеет подзаголовок «детская драма». Спектакль о подростках. Там были заняты все молодые актеры труппы, и даже нескольких пришлось «омолодить».
Эта пьесы была написана в начале 20 го века. В 1907 ее ставил Мейерхольд. Блок написал отрицательную рецензию и на пьесу и на постановку. В Германии пьеса имела скандальный успех.
И сразу говорили, что повторов этого спектакля не будет. В спектакле занято 23 актера, а всего в труппе 60 человек. Собрать этих же актеров в зале Ришелье в следующем сезоне будет сложно. А заменить на других невозможно, других просто нет.
Итак, незапланированная забастовка идет. Я так понимаю, что в такому развитию событий в театре были просто не готовы. Спектакли отменяют. В это я как раз и попала. Через два дня находят решение.
«Прах» играется на пустой сцене. Актеры носят свои стулья. Стены и задник серые, на полу что-то набросано. Т.е декораций практически нет.
«Пробуждение весны» имеет декорации, но весьма условные. Колонны, которые в разные моменты то выезжают, то уходят к стенам. И все это в синем цвете
.
И было принято решение играть оба спектакля в первой декорации «Пробуждения весны». Для «Праха» это в общем нормально, а «Весна» будет в т.н. «концертном варианте». Не будут они двигать колонны.
Так играли дней 10. Потом забастовка закончилась и все пошло своим чередом. Доиграли эти спектакли нормально и начали «Ромео и Джульетту» и «Британик». Кстати, последний сейчас идет в кинотеатрах, в записи из зала.
В те дни, когда должны были играть «Хозяйку гостиницы» поставили действующие спектакли. На актеров возросла нагрузка. Надо отметить, что премьерный спектакль в начале показа всегда играется ударными темпами. Т.е. по 3-5 раз в неделю. Но премьеру отменили, играли, то что было в репертуаре и вот результат.
Пятеро актеров из состава «Пробуждение весны» с растянутыми мышцами. Как сказал один актер, что это от усталости. Если учесть, что перед премьерой Мартина Шевалье, занятая в «Прахе» сломала руку, но продолжила играть, то в КФ уже вполне можно открывать свой травмпункт.
И немного грустная новость. Мишель Фавори после 30 лет службы в КФ покидает труппу. Он воспользовался своим правом на пенсию. Не могу сказать, что я была особой поклонницей этого актера, да и серьезных ролей в его исполнении я не видела. Он мне большего всего запомнился в детском спектакле по сказке М.Эмэ «Олень и собака» в роли ученого кота.