Небольшая фото-ретро экскурсия по старым дореволюционным корпусам мытищинского вагоностроительного завода.
Предыстория к этому посту (можно пропустить)
Еще в допандемийные времена, получилось у меня несколько дней поработать в Центральном архиве г. Москвы, там хранится большинство дореволюционных документов по Москве и Московской губернии, в т.ч. по Мытищам. Начиная с 1895 года Правление Акционерного Общества Московского вагоностроительного завода в Мытищах регулярно подавало в Московское Губернское Правление прошения о разрешении построек на заводе, в первые годы, когда завод интенсивно строился - по нескольку в год. Я взял два архивных дела мытищинского вагоностроительного завода: одно - самое ранее по времени, 1895 года, в нем оказался план территории завода и проект самых первых корпусов завода. Второе дело - из 1911 года, когда, как считается, после большого пожара на заводе тоже началась большая стройка. Среди документов по постройке пристроек к сборной мастерской и к механической кузнице, в деле очень удачно оказался и план части территории завода на тот момент, с указанием корпусов. Про первые корпуса завода я тогда написал в ЖЖ специальную статью, а материалы по делу 1911 года отложил и забыл.
Сейчас, по прошествии трех лет со времени сноса исторических корпусов Метровагонмаша /ММЗ, я эти материалы у себя нашел, сопоставил с тем, что удалось узнать за это время, и мне показалось, что это может быть интересно и другим. Тем более, что в 2018 г. активисты ВООПиК рассказали, что собрано много исторических материалов в подтверждение культурной ценности старых корпусов вагоностроительного, сделано много фотографий, но завод тогда по-быстрому снесли (увы), страсти утихли, и как-то ничего нового про исторические корпуса завода не появилось. Хотя, оговорюсь, мог и пропустить, если так - буду благодарен за ссылки.
Мне довелось увидеть корпуса вагоностроительного завода прямо перед самым сносом. В пятницу 15 июня я был на заводе с экскурсией «Промпоезда» и в тот же день, прямо во время экскурсии уже начались работы. С той экскурсии у меня осталось фотографии, которыми тоже хотелось бы поделиться.
В этой заметке, как и в предыдущей, качество копий архивных документов будет «кривоватым» - они сделаны телефоном с экрана микрофильмового (!) аппарата и затем "склеены" из кусков в графическом редакторе. Хорошо еще, что можно было хотя бы так, - про удобства работы исследователей XXI века с документами этого архива есть что рассказать, но не здесь.
Упомянутое архивное дело 1911 года дополняет найденный в РГИА в Санкт-Петербурге страховой полис Мытищинского вагоностроительного завода 1906 года, я заказал его оцифровку и там ожидаемо оказался полный перечень строений завода на тот момент, плюс описание страхуемого имущества в них, это тоже было любопытно посмотреть. Полный документ выложил в облако,
здесь.
Оказалось, что в страховом полисе 1906 года и на плане территории завода из дела 1911 года номера корпусов совпадают, это помогает понять где что на заводе тогда было. Возможно, кстати, эти номера отражают последовательность постройки корпусов, но это лишь предположение.
Дореволюционные заводские корпуса мытищинского вагоностроительного завода (ММЗ / Метровагонмаша)
Посмотрим на дореволюционные заводские корпуса ММЗ / Метровагонмаша, сопоставляя их с имеющимися архивными материалами и старыми фотографиями.
================================================================================
В Строительное отделение Московского Губернского правления
28 октября 1911 года №958
ПРОШЕНИЕ
Представляя при сём в двух экземплярах чертежи пристроек, а именно 1) чертеж сборной мастерской литера С (план, фасад и разрез), 2) чертеж кузницы №4 (план, фасад и разрез) с частью общего плана владения завода, Правление имеет честь покорнейше просить Строительное Отделение утвердить представленные при сём чертежи и разрешить произвести по ним означенные пристройки.
На указанных чертежах сделана Московской уездной земской управой надпись в том, что в санитарном отношении к возведению означенных пристроек препятствий не встречается.
При сем прилагается щит гербовых марок по 75 коп достоинства для оплаты соответствующего гербового сбора. Все могущие быть по этому делу расходы мы принимаем на свой счёт.
Правление Общества
Директор-распорядитель Врублевский
================================================================================
Руководил строительством
военный инженер Эгмонт Паррот .
В деле есть целых две его так называемые «подписки» - так назывался документ-обязательство специалиста, принимающего на себя руководство строительством.
================================================================================
Подписка 1911 года ноября 14 дня.
Я нижеподписавшиеся, даю сию подписку строительному отделению Московского Губернского правления вследствие отношения его от 7 ноября за №2216 в том, что приняв на себя руководство пристройками по возведению пристроек к кузнице и к сборной мастерской Мытищинского вагоностроительного завода, я обязуюсь выполнить все условия, означенные в разрешительной надписи в плане общей местности.
Архитектор мытищинского вагоно-строительного завода
военный инженер Эгмонт Оттович Паррот
================================================================================
Этот документ Строительное Отделение «завернуло», как написанное не по форме, потребовало переписать.
================================================================================
Подписка 1912 года января 28 дня
Я нижеподписавшиеся, сим свидетельствую, что имею право производить постройки на основании производства в военные инженеры приказом от 17 мая 1898 года на основании пункта 2 статьи 60 и 62-й книги XV Свода Военных Постановлений 1869 года издание второе, и принимаю на себя надзор и руководство по работам во всем согласно планов и чертежей, утверждённых Московской земской управой во владении Акционерного Общества Московского вагоностроительного завода в Мытищах, - принимая на себя ответственность за прочность и правильность построек.
Жительство имею в городе Москве, в Мясницкой части, по Больш. Успенскому пер. в доме №7.
Военный инженер подполковник Эгмонт Оттович Паррот
================================================================================
1. 1911 год. План части территории вагоностроительного завода в Мытищах.
На этом плане не видно главного корпуса завода - вагоносборочного или «сборной мастерской», как тогда его называли. Он за пределами фрагмента, слева внизу, видны лишь линии трансбордера между сборной и механической мастерской (№2). Не полностью попали «в кадр» и корпуса лесопильного завода, в правой части видны лишь их половинки.
Зато полностью есть литейная (№3), гидравлическая кузница (№18) и механическая кузница (№4) - столетние корпуса, дожившие до самого конца, до 2018 года.
2. Дореволюционные корпуса мытищинского вагоностроительного завода на космическом снимке.
Здесь помечена как «сборная» та часть, на которую запрашивалось разрешение в документе 1911 года, в проекте она названа «пристройка к сборной», т.к. основной вагоносборочный корпус был расположен дальше по улице Колонцова. Отмечено пунктиром, потому что это не дореволюционное здание пристройки, а уже основательно перестроенное в советское время.
Вагоносборочный корпус.
3. Вид на корпуса Метровагонмаш / ММЗ со стороны улицы Колонцова.
На этом фото отлично видны оба сборочных корпуса, механическая мастерская, гидравлическая кузница, механическая кузница, корпуса лесопильного завода. Корпус литейной скрыт за гидравлической кузницей, видна только его крыша.
4. Вид на вагоносборочные корпуса Метровагонмаш / ММЗ со стороны завода.
Справа более старый вагоносборочный корпус, слева от него вплотную - более новый («пристройка).
5. 15.06.2018. Механическая (слева) и вагоносборная (справа) мастерские. За день до сноса.
Снимок сделан от здания «гидравлической кузницы». Справа - основной вагоносборочный корпус, вдали его продолжает пристройка. Вдоль всего здания идут четыре рельса
трансбордера.
6. 1911 г. Проект «пристройки к сборной мастерской». 1) План. 2) Фасад и разрез.
План соответствует фактическому расположению вагоносборочной мастерской (№1) и пристройки к ней, хорошим ориентиром здесь служит край механической мастерской. Нижний на плане фасад сборной смотрит на нынешнюю улицу Колонцова.
Сравним «современный» вид пристройки к вагоносборочному корпусу с ее проектом.
Со стороны завода на фасаде арочная форма проемов дверей/окон вроде бы совпадает. А вот форма самого здания - явно нет. Где боковые скаты фасада, изображенные на проекте? У современного здания этой части вагоносборочного корпуса верх - плоский.
Со стороны улицы фасад вообще никак не похож на изображенный в проекте. На разрезе видно, что уличный фасад - со скатами в верхней части и с округлым верхом окон, а в натуре - прямоугольный фасад с прямоугольными окнами.
На самом деле ничего удивительного здесь нет. Корпус-«пристройка» к основному вагоносборочному корпусу в советское время перестраивался. При этом фасад со стороны завода, с арками, в основном сохранили, т.к. он отвечал функциональному назначению - ворота для въезда/выезда вагонов, а фасад со стороны улицы полностью изменился. А вот до этой перестройки фасад со стороны улицы вполне себе соответствовал проекту, и это видно по фотографии 1930-х.
7. 1930-е годы. Две части вагоносборочного корпуса Мытищинского вагоностроительного завода.
Здесь слева знакомый нескольким поколениям мытищинцев корпус с «треугольной» крышей, а справа от него - секции еще старого, дореволюционного, корпуса- «пристройки к сборной мастерской». Форма фасада пристройки, треугольный световой фонарь на крыше - соответствуют проекту 1911 года. Исходный проект был, видимо, немного скорректирован, вместо окон на уличном фасаде - глухая стена с декоративным орнаментом из кирпича, с круглой фигурой по центру второго этажа (кстати, может быть кто-то знает,что это - знак? эмблема? или просто орнамент?).
Внимательный наблюдатель обратит внимание, что и основной вагоносборочный корпус, хотя и казался вечно неизменным, но на современных фото он не совсем такой, как на фотографии 1930-х: световые фонари на крыше «изменили направление». Причем перестроен корпус был еще до войны, потому что на немецких аэрофотоснимках Мытищ 1941-1942 гг. световые фонари уже ориентированы по-новому.
В заключение заметим, что этот казалось бы самый старый вагоносборочный корпус, который с треугольной крышей, на самом деле совсем не тот, что был изначально построен при запуске завода в 1895-1897 гг. А какой был «тот» - можно подсмотреть в высоких окнах магазина Г.М.Гордеева на известной фототкрытке Мытищ 1910 - 1911 гг. издания.
8. Увеличенный фрагмент дореволюционной открытки с видом Вокзальной улицы в Мытищах
Полные чертежи корпуса первых вагоносборочных мастерских мытищинского завода наверняка есть в архивных делах по заводу за 1895-1897 годов. Когда именно на их месте был построен корпус с треугольной крышей - у меня информации пока нет.
Гидравлическая кузница (№18).
Здание гидравлической кузницы (№18) стоит во второй линии корпусов, сразу за вагоносборочными, в одном ряду с механической мастерской (№2).
9. Гидравлическая кузница. Передний фасад.
Здание в советское время достроено до примитивно прямоугольной формы, еще и сбоку приделано конторское трехэтажное здание. Но изящные линии первоначального здания кузницы сохранились и даже специально выделены белым цветом.
10. Первоначальный вид кузницы на фотографии завода в годы Великой отечественной войны.
11. Сложено здание кузницы из мытищинского кирпича завода Ивана Герасимова.
12. Гидравлическая кузница. Боковая часть.
В боковой части в нижнем этаже - характерный дореволюционный силуэт окон.
Второй этаж с прямоугольными окнами надстроен уже позднее. В дальнем конце - труба.
13.
Труба оказалась из кирпичей другого мытищинского завода - Челнокова, с клеймами «Т-ва В.К.Шапошников-М.В.Челноков»
14.
15. Та же труба несколько дней спустя
Задний фасад кузницы повторяет силуэт основного фасада, но отличается высокой прямоугольной башней посередине (она видна и на военном снимке).
16. Гидравлическая кузница. Задний фасад.
Видно, что проемы под арками заделаны. Зато центральное окно - прямо-таки произведение промышленного дизайна.
17.
Литейная (№3).
Напротив кузницы, через проезд, находится корпус старой литейной мастерской (№3). Похоже, что его фасад сохранил свой первозданный облик.
18. Фасад старой литейной мастерской
Здание литейной (№3) в плане имеет замысловатую форму в форме буквы Г, со скошенным внешним углом. Действительно строение №3 конструктивно объединено со строением под №14, которое в страховом полисе 1906 года описано так: «№ 14 Литейная и при ней: в продолжение склада №13 а, г - проезды , камен., крыт. толем»
На скошенном углу здания был еще один фасад, который сохранился до последних дней.
Кажется, что этот розовый фасад литейной ("скошенный угол") ориентирован как-то странно относительно других заводских корпусов. На самом деле все просто, фасад ориентирован строго вдоль
первоначальной границы вагоностроительного завода.
19. Угловой фасад литейной.
Механическая кузница (№4)
На предыдущем фото за литейной видна длинная крыша с двумя световыми фонарями, это здание механической кузницы. Кузница находилась в третьем ряду корпусов завода, один из ее торцевых фасад располагался на одной линии с фасадом литейной. На следующем фото по левой стороне проезда виден этот фасад кузницы, ближе к нам навесы, на месте которых в 1906 году было строение №13, «склад металлических изделий и моделей, деревян., крыт толем.» , еще ближе - не попавший в кадр фасад литейной.
20. Фасад механической кузницы
21. Механическая кузница №4 во время сноса
По этому фото можно предположить, что изначально фасад был треугольный, кирпичи надстроенных до прямоугольных частей заметно отличаются по цвету. Так и есть. Именно к этой кузнице в 1911 году собирались делать пристройку с противоположного торца здания.
22. 1911 г. Проект пристройки к механической кузницу. Фасад. Разрез. План.
Дальний от улицы Колонцова торцевой фасад здания сохранился до 2018 года.
23. Вид на старые корпуса ММЗ/Метровагонмаша от железной дороги.
Отмечен фасад дореволюционной механической кузницы.
Приложение:
Перечень строений мытищинского вагоностроительного завода в страховом полисе 1906 года.
(цветом выделены строения, показанные на приведенном в начале заметки плане территории завода).
Источники:
1. ЦГАМ ф.54, оп.165, д.229 "О разрешении разных построек во владении Московского акционерного общества вагоностроительного завода", 1911 год
2. РГИА ф.611, оп.1, д.188 "Страховой полис от 1 ноября 1906 года на строения и оборудование вагоностроительного завода, находящегося близ станции Мытищи Московско-Ярославской железной дороги".
Использованы фотографии
varlamov,
Архнадзор,
Игорь Гришин (скриншоты видео)
Еще по теме:
Старые Мытищи. Мытищинский вагоностроительный завод. Первые корпуса. История Мытищ. Забытые имена. Эгмонт Паррот. История Мытищ. Северное лесопромышленное акционерное общество . Улицы Старых Мытищ в объективе истории. Улица Колонцова. Заводская стена. Улицы Старых Мытищ в объективе истории. Улица Колонцова, д.4 - д.26. Мытищинский кирпич на улице Колонцова.