Как известно, чтобы построить что-то серьезное - надо получить разрешение. Так это сейчас, так это было и осенью 1895 года. К тому времени будущие акционеры «Московского акционерного общества вагоностроительного завода» провели необходимую предварительную работу: выбрали место для завода и заказали архитектурный проект. 22 ноября 1895 года в Московское Губернское Правление поступило прошение.
Доверенного жены дворянина Марии Ивановны Арцыбушевой,
живущей в Москве Яузской части 2 участка в собственном доме,
дворянина Константина Александровича Аверкиева,
живущего в Сергиевском Посаде на Нижней улице в доме Сафонова
ПРОШЕНИЕ
На владении моей доверительницы, состоящем Московской губернии Московского уезда Мытищинской волости при деревне Шараповой она желает построить заводские нежилые постройки согласно приложенного Общего плана владения и детальным чертежам.
Под лит. А - каменное одноэтажное здание с внутренними галлереями для слесарно-механического дела,
Под лит. Б - каменное четырехэтажное здание для машины и для резервуара для хранения воды,
Под лит. В - каменное двухэтажное здание для паровых машин,
Под лит. Г - каменное двухэтажное здание для парового котла и
Под лит. Д - каменную дымовую трубу.
Существующие же постройки под №№ 1, 2, 3, 12, 13, 14 желает сломать.
Прошу Губернское Правление выдать разрешение моей доверительнице на вышеуказанные постройки. К сему прошению прилагаю Общий план владения u девять пять детальных чертежей сопр. копиями.
Ноября 22 дня 1895 года
Доверенный жены дворянина Константина Дмитриевича Марии Ивановны Арцыбушевой
дворянин Константин Александрович Аверкиев.
Рассмотрев проект, Строительное Отделение Московского Губернского Правления
«нашло этот проект в техническом отношении составленным правильно и постройки по сломке существующих строений под №№ 1, 2, 3, 12, 13, 14 могут быть допущены, с тем только, чтобы 1) работы производились с соблюдением надлежащих правил и под надзором техника, имеющего на то законное право, 2) на открытие действий заводского производства было испрошено в установленном порядке особое разрешение, 3) план был предъявлен Московскому исправнику,
а потому Отделение полагает означенный проект утвердить и по надлежащем засвидетельствовании выдать по принадлежности. О настоящем распоряжении дать знать для сведения и зависящего распоряжения местному исправнику, а дело окончить ноября 30 дня 1895 года.»
На плане местности, приложенном к прошению, отмечено место запланированных построек (лит.А - лит.Г).
Пять первых построек на территории завода.
Как мы теперь знаем, планы С.И.Мамонтова & К.Д.Арцыбушева & А.В.Бари были реализованы, эти первые корпуса завода были построены и еще совсем недавно их можно было видеть своими глазами.
Инструментальный Цех №51 - старейший корпус мытищинского вагоностроительного завода (ММЗ, Метровагонмаш).
Изначально - механическая мастерская (лит.А в проекте 1895 года)
Как видим фасад корпуса механических мастерских полностью сохранился.
Единственно, к ряду из четырех одинаковых "модулей" пристроен пятый - справа, перед башней. И даже по этому фото заметно, что этот пятый "модуль", сохраняя общий рисунок фасада, немного отличается от четырех остальных - цветом кирпича, отсутствием декоративных ниш в верхней части побеленных колонн/лопаток.
Когда был пристроен этот "модуль" - неизвестно, на планах завода 1913 года его еще нет.
Фрагмент фасада.
Декор окон.
Вот и та самая знакомая нескольким поколениям мытищинцев высокая башня на территории завода, которая всегда была издалека видна. Нижняя половина выстроена в соответствии с проектом 1895 года, потом (когда - пока не знаю) надстроили верх, уже в стиле «производственной необходимости», без оставленных в темном царском прошлом архитектурных заморочек.
Вот здесь башня еще без надстройки.
Корпус котельной, который в проекте 1895 года отмечен литерой Г, похоже тоже дожил до самого сноса.
Его, как и большинство других корпусов ММЗ, в советское время надстроили, задействовав пространство над скатами, но по исходному фасаду узнать можно.
Найти фотографии с этим корпусом оказалось непросто, но кое-что удалось.
Единственное фото, где торцевой фасад здания можно увидеть на крупном плане, сделано во время сноса.
Интересно вообще хоть какие-то еще фотографии этого корпуса за 125 лет его истории есть? Или это все что осталось для будущих поколений?
Дополнение 2022 г.
Оказалось, что есть. На этой фотографии 1924 года, снятой скорее всего с железнодорожной водонапорной башни, есть и квадратная башня, и корпус котельной, и труба - и именно в тех местах, где они указаны в проекте 1895 года. Со строны дымовой трубы к котельной пристроено каменное здание ретирад - в том же 1896 году, когда были построены и первые корпуса завода.
Пожалуй, старейший корпус мытищинского вагоностроительного или по крайней мере часть его, вполне был готов прожить еще век и при грамотном подходе гармонично вписался бы в новую городскую среду.
Вот так сейчас (август 2019) выглядит тот земельный участок «при деревне Шараповой», который был утвержден для мытищинского вагоностроительного завода.
Примерно так же выглядел он и в 1895 году.
Комментировать эту картину поздно и не имеет смысла, все комментарии по этому поводу, с использованием всех форм «местных идиоматических выражений», уже сделаны неравнодушными к истории Мытищ интернет-пользователями летом 2018-го, во время сноса исторических корпусов ММЗ/Метровагонмаша. Можно только вспомнить народные мудрости типа с чего начали тем и кончили, сила есть ума не надо, ломать - не строить. Если бы кто-то из авторов этого выдающегося произведения реновации мыслил масштабами не только материальных ценностей, и не на 10 лет, а подальше, наверное могло быть и по-другому. Но таковых не оказалось.
Источники:
1. ЦГАМ ф. 54 оп.149, д.114 Дело об утверждении чертежей на постройку заводских зданий на заводе дворянки Арцыбушевой в дер. Шарапово Московского уезда (22.11 - 04.12.1895)
2.
deadOKey ,
varlamov (фотографии),
Архнадзор и
Игорь Гришин (скриншоты видео)