«Каждая форма общественного сознания имеет свою специфику: преимущественное внимание к определенным сторонам и связям действительности, особые функции, предмет, метод, содержание, внутренние закономерности развития, формы, в которых выражается мысль (научные законы, философские категории, нравственные нормы, правовые постулаты и уложения о наказании, религиозные заповеди, художественные образы).
Мораль - носитель общественно устоявшихся принципов отношений между людьми. Искусство выше нравственности, однако оно одухотворяется гуманными моральными идеями. Мораль кристаллизует особый жанр литературы - басню (басни Эзопа, Лафонтена, Крылова).
Политика концентрированно выражает социальную жизнь. Воздействие политики на искусство кристаллизуется в жанрах политического романа и памфлета. В России лишенная возможности свободного выражения политическая мысль часто выражалась через литературу. Это создало плодотворную традицию, которой мы обязаны появлением и «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева, и «Медного всадника» Пушкина, и поэзии Некрасова, и «Бесов» Достоевского.
Взаимодействие политики и литературы породило социалистический реализм. Негативный опыт этого направления свидетельствует о важности для художника сохранить независимость и свободу выбора (в том числе политических идей и ориентаций).
Независимость искусства от политики (что не означает отсутствие взаимодействия!) обеспечивает художнику самостоятельное место в культуре. Политика может быть искусством, а искусство политикой, но художник - не политик, у него свои задачи, цели, способ мышления. «Как могучий художник, Чехов сумел сохранить свою свободу от какой бы то ни было тенденциозности и предвзятости в своем творчестве. Чехов прежде всего был художник, а не политик» (Булгаков. 1993. С. 155-156).
Философия взаимодействует с искусством: так классицизм развивался на философском фундаменте рационализма Декарта; так Толстой и Достоевский в своем творчестве выступают как оригинальные социальные мыслители; экзистенциалистская философия развивается не только в трактатах Хайдеггера и Ясперса, но и в драматургии и прозе Камю и Сартра. В творчестве Вольтера философия кристаллизуется в особый жанр - философская повесть.
Религия взаимодействует с художественным творчеством, что способствует возникновению шедевров во многих видах искусства. Кроме того, возникли и собственно религиозные жанры: в живописи - иконы, в музыке - религиозные гимны и духовное песнопения, в поэзии - религиозные стихи, в архитектуре - храмы.
Право взаимодействует с искусством, что способствует проникновению правосознания Право взаимодействует с искусством, что способствует проникновению правосознания в сферу художественных образов и приводит к формированию особого жанра литературы, кино, театра - детектива, в основе которого лежат идеи правосознания.
Независимость искусства от политики (что не означает отсутствие взаимодействия!) обеспечивает художнику самостоятельное место в культуре. Политика может быть искусством, а искусство политикой, но художник - не политик, у него свои задачи, цели, способ мышления. «Как могучий художник, Чехов сумел сохранить свою свободу от какой бы то ни было тенденциозности и предвзятости в своем творчестве. Чехов прежде всего был художник, а не политик» (Булгаков. 1993. С. 155-156).
Философия взаимодействует с искусством: так классицизм развивался на философском фундаменте рационализма Декарта; так Толстой и Достоевский в своем творчестве выступают как оригинальные социальные мыслители; экзистенциалистская философия развивается не только в трактатах Хайдеггера и Ясперса, но и в драматургии и прозе Камю и Сартра. В творчестве Вольтера философия кристаллизуется в особый жанр - философская повесть.
Религия взаимодействует с художественным творчеством, что способствует возникновению шедевров во многих видах искусства. Кроме того, возникли и собственно религиозные жанры: в живописи - иконы, в музыке - религиозные гимны и духовное песнопения, в поэзии - религиозные стихи, в архитектуре - храмы.
Право взаимодействует с искусством, что способствует проникновению правосознания в сферу художественных образов и приводит к формированию особого жанра литературы, кино, театра - детектива, в основе которого лежат идеи правосознания.
Наука взаимодействует с искусством. Это привело к возникновению технически оснащенных видов искусства - фотографии, кино, телевидения; способствовало расширению технологических и художественных возможностей архитектуры, живописи и сформировало особый жанр - научную фантастику. Появились особые типы зданий, обслуживающие одну из наук (астрономию) - обсерватория, планетарий».
Из книги Юрия Борева «Эстетика»