В Израиле сейчас цветет миндаль. Тогда в декабре на каждом шагу нам встречались кустарники, покрытые цветами всех оттенков. Но кто бывал на Святой Земле в феврале месяце, непременно рассказывал, как там покрываются бело-розовой дымкой и благоухают миндальные рощи.
Вспоминая свое путешествие, вновь возвращаюсь к храмам, принадлежащим католической церкви. Один из самых крупных находится у западного склона Елеонской горы в Иерусалиме, в местности, называемой Гефсимания. Это храм Моления о Чаше или церковь Всех Наций.
Во время земной жизни Иисуса Христа здесь был обширный оливковый сад, окруженный стеной. Гефсимания в переводе означает «масличный пресс», потому что неподалеку от сада еще с древности давили оливковое масло. Господь часто приходил сюда вместе с учениками и в одиночестве.
В этом саду среди густых деревьев Он молился перед взятием под стражу и крестной смертью. При осаде Иерусалима римские воины срубили все оливы вокруг города. Сад был посажен заново, до наших дней сохранилось восемь очень древних олив, возможно I-го века от Рождества Христова.
Историк III века Евсевий Кесарийский упоминал, что верующие стремились собираться на том месте Гефсиманского сада, где молился последний раз Христос перед Его предательством на мучения. Но сооруженная там раннехристианская базилика была разрушена в начале VII века, в эпоху персидского нашествия. Позже, во времена крестоносцев на ее месте появилась новая, бóльшая по размеру церковь.
Новый храм францисканцев, построенный в 1919-1924 годах, так и называется в честь того события - Моления о Чаше, когда Христос взывал: «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк. 14:36).
Другое название церковь Всех Наций носит потому, что строили ее всем миром по проекту архитектора из Италии Антонио Барлуцци. На купольном своде вверху изображены гербы католических государств, не только европейских, пожертвовавших деньги на строительство.
Внутри стены храма темно-синие, символизирующие ночное небо, ведь арест Христа в саду произошел ночью. Окна с фиолетовыми стеклами, но все равно огромное помещение наполнено светом.
За алтарем установлено небольшое распятие. Выше распятия в алтарной апсиде мозаика «Гефсиманское моление». По бокам от нее, в боковых нефах мозаичные сцены «Предание Спасителя Иудой» и «Взятие Христа под стражу».
Алтарная часть открыта, как во всех католических храмах. Перед престолом на полу большой плоский камень, окруженный оградой в форме тернового венца. Согласно устным и письменным преданиям, это тот самый камень, что слышал душевные муки Сына Божия, из уст Его страшный вопль: «Душа Моя скорбит смертельно!» (Мк 14:34).
Как его удалось найти и сохранить? Может быть, когда раскопали останки первой базилики. Уважаю католиков за их особое почитание страданий Спасителя. На мой взгляд, нам этого очень не хватает.
Я долго стояла перед камнем, пока вся группа бродила по храму. Храм построен из розового вифлеемского камня, внутри колонны из розового мрамора. Электричества не было, все внутреннее пространство будто освещалось этой розовой дымкой.
На гигантском металлическом терновом венце помещены фигурки каких-то птиц (видны на фото). К сожалению, не запомнила, что рассказывал гид. А ведь слушала и думала, никогда не забуду.
В настоящее время здесь совершают службы не только римо-католики. В храме Всех Наций регулярно проходят христианские богослужения разных конфессий: протестантские (лютеранские, англиканские), армянские и, конечно, православные. Вот бы побывать на такой службе!
И немного цветущего миндаля, который я видела только на фотоснимках.
Посещение церкви Моления о Чаше оставило память о том светлом розовом тумане. Поэтому совсем не обязательно ехать на Святую Землю весной.