Осенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №8

Nov 14, 2024 00:02

Пиратское кино процветало в Голливуде всю первую половину XX века. Однако во второй половине 1950-х этот жанр в США сошёл на нет и фактически умер, а все серьёзные попытки его реанимировать потерпели фиаско. Пока наконец в 2003 году студия Walt Disney не выпустила блокбастер, который стал просто международным хитом и началом популярнейшего киноцикла. Эта захватывающая лента называлась… да-да, сегодня речь пойдёт о том, как снимался наверняка многими любимый фильм «Пираты Карибского моря: Проклятие "Чёрной жемчужины"» :)


...Сначала немного истории. Вообще, пираты занимают интересное место в европейской культуре. С одной стороны, это очевидные преступники. Никто не хотел бы плыть на судне, на которое напали морские бандиты. С другой стороны, в эпоху расцвета пиратства в Америке пираты зачастую были «каперами», то есть вполне легальными морскими разбойниками, которые под эгидой Британии и других европейских государств грабили испанские суда и колонии. Таким образом, для Британии пираты были одновременно и злодеями, и героями, и среди английских пиратов были как те, кто закончил жизнь на виселице, так и те, кто полностью легализовался и даже обрёл официальный почёт и уважение. При этом пираты ещё и были символом морской вольницы - той полной свободы, которую многие мигранты искали в Новом Свете. Словом, трудно найти более неоднозначных реальных персонажей! :)

В XIX веке пираты, давно исчезнувшие из европейской и американской повседневности, были ещё более романтизированы, чем прежде, и такие удачные книги, как «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона и романы Рафаэля Сабатини, сделали их популярнейшими литературными героями. Кино, конечно же, не замедлило этим воспользоваться, и первые фильмы о пиратах начали появляться ещё в раннюю эпоху немого кинематографа. Расцвет же жанра пришёлся на 1930-1950-е, когда, например, австралийско-голливудский актёр Эррол Флинн был преимущественно известен как исполнитель ролей благородных и романтичных пиратов.


Но в 1960-х Голливуд переключился с исторических повествований на истории о современной Америке, и пиратское кино быстро умерло, а из романтических разбойников пираты превратились в старомодное посмешище. Позднее, в 1980-х, пиратское кино не раз пытались реанимировать. Например, в 1986 году Роман Полански снял блокбастер «Пираты», а в 1995-м Ренни Харлин выпустил «Остров головорезов». Эти картины, однако, получились художественно слабыми, а их прокат был попросту катастрофическим. Были и другие аналогичные фиаско, и каждое из них убеждало крупные студии, что с пиратским кино может связаться лишь безумец. Ну, или тот, кто не боится потерять деньги.

Сценаристов, которые любили пиратские фильмы, это, правда, не останавливало: они очень хотели возродить жанр и придумывали свои выходы из положения. И вот, в 1992 году соавторы сценария «Аладдина» Тед Эллиот и Терри Россио предложили студии Walt Disney снять пиратский фильм, который был бы одновременно приключенческой лентой и мистической историей. Эта идея была основана на аттракционе в парке Disneyland под названием «Пираты Карибского моря», где посетителей в начале действа приветствовал говорящий череп, и где «подземные пещеры» были наполнены ожившими скелетами пиратов. «Пираты», кстати, были последней частью Disneyland, созданной при личном участии Уолта Диснея.


Эллиот и Россио считали, что зрителям будет интересно увидеть непредсказуемое пиратское кино, в котором сверхъестественные события дадут дополнительную степень сюжетной свободы. Ну, скажем, традиционный для жанра клад можно сделать проклятым сокровищем индейцев, которое делает что-нибудь страшное и удивительное с теми, кто попытается его украсть. Например, превратит пиратов в живые скелеты. Проклятое золото было частью «Пиратов», и сценаристы хотели развить эту тему. Но диснеевские боссы соавторам отказали. «Экранизировать аттракцион?! Вы с ума сошли!» - заявили они сценаристам. Но прошли годы, и в начале 2000-х студия решила, что по мотивам аттракциона (точнее, на основе его общей концепции и визуальных идей!) действительно стоит снять кино. Не для того, чтобы заработать много денег, а для того, чтобы закрепить в кино бренд «Пираты Карибского моря» и не дать никому другому им воспользоваться. Тратить огромные суммы тогда никто не собирался, и даже прорабатывался вариант с выпуском видеофильма.


После того, как диснеевские менеджеры придумали, какую именно историю они хотят рассказать, они привлекли сценариста и продюсера Джея Волперта, автора вышедшего в 2002 году фильма «Графа Монте-Кристо». После Волперта к сценарию приложил руку и австралиец Стюарт Битти (будущий сценарист «Соучастника» и «G.I. Joe: Бросок кобры»). Битти считался в Голливуде знатоком пиратской темы, хотя экранизированных сценариев о пиратах у него не было. Среди прочего Битти придумал назвать главных героев в честь птиц - пират Джек Воробей, губернаторская дочь Элизабет Суонн ("swan" значит «лебедь») и охранник Уилл Тёрнер (фамилия происходит от французского "étourneau", то есть «скворец»). Предполагалось, что Воробья сыграет Мэттью МакКонахи, который на съёмках фантастической ленты 2002 года «Власть огня» зарекомендовал себя некапризным, терпеливым и трудолюбивым актёром, отлично подходящим для съёмок технически сложного кино. «Власть» тогда ещё не вышла в прокат, но о работе с МакКонахи уже ходили приятные для актёра слухи. Впрочем, прорабатывались и другие варианты - в зависимости от бюджета, который студия была готова выделить. Одним из кандидатов, например, был Хью Джекмен, и поговаривают, что именно в его честь пирата в итоге и назвали Джеком.

Когда же студия начала склоняться к мысли, что картину стоит снять не только по копирайтным соображениям и что в неё стоит всё же как следует вложиться в расчёте на внушительные сборы, диснеевцы попросили о помощи эксперта по блокбастерам - продюсера Джерри Брукхаймера, на счёту которого уже были такие хиты, как «Полицейский из Беверли-Хиллз», «Лучший стрелок», «Скала», «Армагеддон» и другие. Брукхаймер знал толк в «мужских» историях, но он также знал и то, как стабильно проваливаются пиратские блокбастеры. Поэтому продюсер... отказался работать над картиной. К счастью для проекта, у диснеевцев был припасённый козырной туз. Вспомнив давнишнюю «пиратскую» сценарную заявку Эллиота и Россио, студия обратилась к этим соавторам и предложила им представить свои идеи по улучшению сценария Волперта и Битти. Эллиот и Россио придумали, как включить в сценарий древнее проклятие и пиратов-скелетов. То, что они предложили, впечатлило и диснеевцев, и Брукхаймера, который всё равно продолжал отслеживать проект. Сверхъестественные события позволяли сделать картину более эффектной, чем прежние, «реалистичные» пиратские постановки, и выделить её на фоне прочих попыток реанимировать жанр. Так что, Брукхаймер решил всё же попытаться преуспеть там, где его коллеги потерпели поражение.


У Брукхаймера, однако, было одно условие. Он хотел, чтобы Джека Воробья сыграл не «очевидный» для такой роли МакКонахи, а кто-то, кого публика не представляет в подобном кино, и чьё участие заинтригует зрителей и журналистов. В общем, хотел завлечь зрителя неожиданным кастингом. У диснеевцев был ответ и на этот запрос. Годом ранее Джонни Депп, герой фильмов Тима Бёртона и других известных картин, зачастую артхаусных, поинтересовался у студии, нет ли у неё сценария мультфильма, который он мог бы озвучить. Депп тогда был молодым отцом (его дочь Лили-Роуз Мелоди Депп родилась в 1999 году), и он хотел сделать дочери подарок - полнометражный диснеевский мультфильм с отцовским голосом. Ничего подходящего у диснеевцев на примете не было, но контакт с актёром был налажен, и когда Брукхаймер поставил своё условие, диснеевцы поинтересовались у Деппа, не хочет ли он сыграть пирата в подростковом блокбастере. А Депп, конечно же, хотел. Очень хотел. Это уже было не для дочери - это было для него самого. Он так любил старые фильмы про пиратов, что тут же согласился сниматься, едва услышал, что сможет сыграть пирата и помахать шпагой. Он даже не прочёл сценарий! :)) Впрочем, когда Депп его всё же прочёл, его решимость только укрепилась, поскольку он понял, что ему предлагают многоплановую роль, в которой можно будет развернуться по полной.


Джек Воробей изначально задумывался как колоритный пират, но Депп возвёл его эксцентричность в квадрат, если не в куб. Актёр рассудил, что в пиратскую эпоху в Карибском море известные пираты вели себя так же, как современные рок-звёзды, и положил в основу своей интерпретации Кита Ричардса из группы Rolling Stones. Забегая вперёд, вспомним, что в дальнейшем Ричардс сыграл отца Джека (во втором сиквеле «Пиратов Карибского моря»). Джек получился столь своеобразным, что диснеевские начальники были просто шокированы увиденным на репетициях. «Он "голубой" или вечно пьяный?» - негодующе спрашивали продюсеры о персонаже. Депп, однако, настаивал на своём видении, а Брукхаймер его поддерживал. Деппа ведь пригласили, чтобы картина получилась необычной и интригующей, а Джек вышел завораживающим персонажем. Кроме того, ему и не нужно было быть «нормальным», поскольку это была «работа» Уилла :)

Тем временем картина обзавелась и режиссёром. Постановщиком «Пиратов Карибского моря» стал Гор Вербински, к которому Брукхаймер приглядывался ещё тогда, когда тот снимал видеоклипы и рекламные ролики. Продюсеру нравились визуальные находки Вербински. Тогда Брукхаймер не нашёл для начинающего режиссёра подходящего проекта, но зато смог с ним договориться, когда Вербински завершил съёмки хоррора «Звонок», ремейка одноимённой японской ленты. Как и Депп, режиссёр был большим поклонником старого пиратского кино, а после «Звонка» вдобавок знал толк и в сверхъестественных историях. Поэтому его увлекла возможность снять мистическое пиратское кино и использовать в нём всю мощь новейших спецэффектов.

На роль же главного злодея фильма - пиратского капитана Гектора Барбоссы, который похищает Элизабет в надежде, что она поможет снять проклятие сокровища, наложенное на Барбоссу и его команду, - Вербински пригласил австралийца Джеффри Раша, лауреата «Оскара» за байопик 1996 года «Блеск». Постановщик счёл, что это роль для не только харизматичного, но и талантливого исполнителя, который сделает Барбоссу неоднозначным и интересным злодеем. А вот Раш пришёл в проект не с пустыми руками. Он привёл с собой исполнителя роли Уилла Тёрнера. Параллельно Раш снимался в австралийской исторической ленте «Банда Келли» и предложил прочесть сценарий «Пиратов» своему экранному партнёру Орландо Блуму, который, как мы опять же знаем, прославился в роли Леголаса во «Властелине Колец». Блум, к слову, был не в восторге от того, что у всех его коллег по «Пиратам» более яркие образы, чем у него, но он утешал себя тем, что «играет фактического главного героя».


Соотечественница же Блума Кира Найтли получила роль губернаторской дочери Элизабет Суонн благодаря кастингу. Вербински не видел английскую картину «Играй как Бекхэм», которая сделала Найтли звездой на родине, но всё равно разглядел в актрисе современную героиню - одновременно привлекательную и атлетичную. В отличие от традиционных героинь пиратского кино, Элизабет не стала беспомощной «девой в беде», а фильму и нужна была красотка, которая будет убедительно смотреться и в платье, и с оружием в руках.


Также в картине снялись англичане Джек Девенпорт и Кевин МакНелли, уэльский актёр Джонанан Прайс и Зои Салдана, уроженка США с латиноамериканскими и ливанскими корнями. В отличие от коллег, Салдана отказалась сниматься в сиквелах картины, поскольку ей не понравилось, как с ней обращались на съёмках «Пиратов». Все актёры не просто выполняли указания режиссёра, они активно участвовали в проработке своих персонажей и придумывании своих собственных реплик и шуток. Особенно усердствовал Раш, пользовавшийся непререкаемым авторитетом и не раз доказывавший, что может свести излишне длинную сценарную реплику к одному выразительному жесту или движению брови.

В то время как съёмочная группа «Пиратов» готовилась к съёмкам, в июле 2002 года в прокат вышла и полностью провалилась детская музыкальная лента «Деревенские медведи», основанная на аттракционе в парке Disneyland под названием Country Bear Jamboree. Это поставило под угрозу «Пиратов», поскольку высшие диснеевские начальники засомневались, что с толком потратят выделенные на картину 140 миллионов долларов. Однако они впечатлились теми дизайнерскими наработками, которые уже были у Вербински, и Брукхаймер всё же убедил диснеевцев, что студия должна тратить внушительные средства, чтобы не отстать от конкурентов. В любом случае сравнение «Медведей» с «Пиратами» было неправомерно, поскольку это были совершенно разные ленты для разной аудитории.


Хотя «Пираты» были фантазией, мало связанной с реальными историческими событиями, создатели фильма всё равно консультировались у экспертов по истории пиратства, мореплавания и Карибского моря, дабы придать картине налёт правдоподобия. Впрочем, как обычно в таких случаях, значительная часть консультаций состояла в том, что эксперты объясняли, почему то, что описывается и показывается в картине, совершенно невозможно. Были среди консультантов фильма и эксперты по классическому пиратскому кино. В частности, в подготовке тех актёров, которым предстояло в кадре фехтовать, участвовал легендарный Боб Андерсон - британский фехтовальщик, который в 1952 году представлял свою страну на Олимпиаде в Хельсинки. После этого Андерсон стал выдающимся голливудским тренером по сценическому фехтованию и постановщиком фехтовальных сцен. В начале карьеры он тренировал мэтра пиратского жанра Эррола Флинна, а позднее работал над «Звёздными войнами», «Горцем», «Принцессой-невестой», «Властелином Колец» и многими другими лентами.

Съёмки «Пиратов» начались в октябре 2002 года и завершились в марте 2003-го. Студийные съёмки проходили на студии Walt Disney в калифорнийском городе Бербанке, где среди прочих была сооружена гигантская декорация подземной пещеры с пиратскими сокровищами. Кстати, как объясняли кинематографистам консультанты, в реальности таких хранилищ не было - пираты быстро тратили всё, что им удавалось награбить, поскольку их жизнь была слишком короткой и опасной, чтобы копить на пенсию. Так что, пиратские клады - это лишь досужие мифы. Но мифы мифами, а пещера-«банк» по сценарию была нужна, и 100 строителей трудились над ней в течение пяти месяцев. Ещё три недели декорацию заполняли имитациями сокровищ, среди которых был миллион «испанских дублонов». Декораторам пришлось подрядить компанию, которая специализировалась на выпуске имитаций старинных монет.

А вот ранние натурные съёмки проходили на побережье Калифорнии, где продюсерам удалось найти места, откуда не были видны приметы современной цивилизации вроде высотных зданий или линий электропередач. Там были сооружены декорации крепости Порт-Рояла (крупнейшего города Карибских островов в эпоху расцвета пиратства) и дворца губернатора Суонна. Когда же создатели задумались, где будут снимать карибские тропики, они присматривались сперва к Калифорнии, а затем к Австралии и Таиланду. Однако в итоге решили, что Карибы нужно снимать на Карибах, поскольку у каждого тропического края свой уникальный облик и имитация будет видна тем зрителям, которым довелось попутешествовать. Так что, пристально изучив около 20 Карибских островов, группа выбрала остров Сент-Винсент, входящий в государство Сент-Винсент и Гренадины. Исторически это банановый, а не туристический край, и продюсеры нашли достаточно места на побережье, чтобы соорудить декорации старинных пирсов и городов Порт-Рояла и Тортуги (остров Тортуга был неофициальной пиратской столицей Карибских островов).


Съёмки морских сцен проходили у берегов Сент-Винсента и у побережья Калифорнии. В основном в них участвовали три корабля. По сценарию это пиратский галеон «Чёрная жемчужина» (бывшее судно Джека Воробья и нынешнее судно Барбоссы), мощный британский военный корабль «Неустрашимый» и быстроходный клиппер «Перехватчик», который герои крадут, чтобы отправиться по следам пиратов, похитивших Элизабет. «Чёрная жемчужина» и «Неустрашимый» были корабельными декорациями, сооружёнными на современных баржах. Их передвигали с помощью буксиров, которые затем были вырезаны из кадра с помощью компьютерной графики. Эта же технология использовалась, чтобы превратить плавающие декорации в полноценные суда. «Перехватчик» же был слегка доработанным для нужд кинематографистов реальным парусником «Леди Вашингтон» - копией первого американского корабля, который достиг северо-западного побережья нынешних Соединенных Штатов, а затем дошёл до Гавайских островов, Гонконга и Японии. «Леди Вашингтон» служит музеем под открытым небом и базируется в штате Вашингтон. На Карибы бриг пришёл своим ходом с промежуточной остановкой на ремонт в Колумбии (судно пострадало от сильной бури). Управление таким судном требует специальной подготовки и сноровки, так что экипаж «Леди Вашингтон» снимался в «Пиратах» на правах статистов. Поскольку в экипаже судна были женщины, а на экране их не должно было быть, «морским волчицам» приходилось маскироваться под мужчин и носить бутафорские бороды и усы :))

Вообще, гриму и костюмам пиратов было уделено очень много внимания. Вербински намеренно отказался от пиратов с глазными повязками и с крюками вместо рук, поскольку этот штамп пиратского кино «давно стал комичным и детским». Костюмеры вдохновлялись реальными нарядами, которые могли носить пираты, а гримёры отвечали за то, чтобы пираты выглядели так, будто никогда не чистили зубы и не мылись. Режиссёр хотел, чтобы от персонажей фильма «веяло бунтом против общественных норм». Депп поставил себе на зубы четыре коронки из драгоценных металлов, чтобы подчеркнуть прежний высокий статус своего персонажа в пиратской иерархии. Все ведущие актёры, кроме Орландо Блума, носили парики, типичные для европейской моды пиратской эпохи. Оружие, с которым они ходили, было частично бутафорским, а частично подлинным, купленным на аукционах. Так, шпага Джека Воробья была реальным оружием XVIII века.


Вопреки нынешней голливудской любви к компьютерной графике, её в «Пиратах» было сравнительно немного. В основном она использовалась для удаления с экрана примет современного мира и визуального дополнения декораций. Главным компьютерным эффектом фильма были пираты-скелеты. Задействованная для создания соответствующих сцен студия ILM полностью отсканировала каждого из актёров, которому предстояло превратиться в скелет, и создала на основе этих сканов компьютерные «скелетные» модели, каждая из которых была уникальной и узнаваемой. Для Вербински было важно, чтобы пираты после превращения в скелеты не слились в однородную толпу. Съёмки боевых сцен с участием скелетов были особенно трудными, так как актёрам приходилось рубить воздух и делать это одинаково в каждом дубле, дабы затем монтажёры и компьютерщики могли собрать сцену из отдельно снятых и нарисованных компонентов. Так как съёмки были завершены всего за четыре месяца до намеченной премьеры, постпродакшен делался почти круглосуточно, и Вербински просиживал в студии по 18 (!) часов в день.


По этой же причине над фильмом работало и 15 (!) композиторов. Ими руководили трудящиеся в Голливуде немцы Ганс Циммер и Клаус Бадельт. Вербински надеялся, что сможет поработать со своим постоянным сотрудником Аланом Сильвестри, но Брукхаймер решил, что команда Циммера и Бадельта, с которой ему уже доводилось сотрудничать, справится быстрее и лучше. Время поджимало - картину нужно было выпустить в сезон летних блокбастеров. В итоге получилось кино, которое стало первым диснеевским релизом с рейтингом PG-13. Студия надеялась на рейтинг PG (по американской системе PG означает «родительский контроль», а PG-13 ― «просмотр нежелателен детям до 13 лет» ― прим. Элики), но сочла, что лучше привлечь в кино публику постарше. Чтобы продемонстрировать свою уверенность в проекте, диснеевцы добавили к названию «Пираты Карибского моря» слова «Проклятье "Чёрной жемчужины"». Мол, это лишь первая серия задуманного цикла. Вербински был этим решением недоволен, поскольку прокляты в фильме сокровища, а вовсе не пиратский корабль, и настоял на том, чтобы дополнительное заглавие было на постерах набрано мелким, едва читаемым шрифтом.


«Пираты Карибского моря: Проклятие "Чёрной жемчужины"» вышли в прокат 9 июля 2003 года. Релиз сопровождался мощной рекламной кампанией, и многие наблюдатели гадали, сколько студия потеряет на «обречённом на провал пиратском кино». Однако «Пираты» превзошли все ожидания. Лента дебютировала на первом месте по итогам уик-эндного проката и в конечном итоге собрала 654 миллиона долларов при бюджете в 140 миллионов долларов. Это сделало её четвёртой по сборам картиной 2003 года в мире и третьей по сборам в США. Лучшие результаты показали лишь «Властелин Колец: Возвращение короля», «В поисках Немо» и «Матрица: Перезагрузка». Это был не просто триумф, а триумфище! Фильм был номинирован на пять «Оскаров» («Лучший ведущий актёр», «Лучшие визуальные эффекты», «Лучший грим», «Лучший звук», «Лучший монтаж звука»), но... не получил ни одной статуэтки. Фаворитом «Оскара» 2003 года стал «Властелин Колец».

И, кстати, вопреки названию картины съёмки продолжения изначально не планировались. Но как только стало ясно, насколько успешны «Пираты», сценаристы немедленно придумали ещё две картины, которые вышли в 2006 и 2007 годах. Потом в 2011 году Роб Маршалл снял «Пираты Карибского моря: На странных берегах», ну, а потом ещё, и ещё… Но так или иначе, а по степени зрительской любви пока что ни одному эпизоду цикла не удалось превзойти самый первый фильм :)

image You can watch this video on www.livejournal.com




Это был восьмой выпуск моей "Осенней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте здесь.

#осеньвкармане, #10постовпроекта, лИСтКУССТвенница

Previous post Next post
Up