Этот пост должен был, конечно, выйти ещё вчера, но я, как всегда, забегалась и ничего не успела, поэтому начинаю рубрику на день позже, простите великодушно. Как вы уже знаете, этой осенью рубрика
«лИСтКУССТВенница» будет посвящена тому, как снималось известное приключенческое и детективное кино, и начну я, пожалуй, с фильма, который в равной степени можно отнести и к тому, и к другому жанру. Итак - «Зелёный фургон».
Этот фильм был снят по биографической повести Александра Козачинского. Именно Козачинский был когда-то лихим налётчиком по кличке Красавчик, а милиционер Патрикеев списан с его друга Евгения Петрова - будущего соавтора «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка». Александр Козачинский и Евгений Петров познакомились в одесской мужской гимназии. После седьмого класса Козачинский бросил учёбу и устроился в милицию конторщиком, а в свободное от работы время играл в одесской футбольной команде «Чёрное море». Вскоре его повысили до инспектора уголовного розыска. В этой должности он и сдружился с дезертиром-уголовником и вместе с ним похитил фургон с зерном, который кто-то пригнал в качестве взятки милицейскому начальству. И вот с этого зелёного фургона и началась преступная карьера Козачинского.
Они быстро сколотили банду для налётов на поезда, банки и дома состоятельных горожан. В её составе были уголовники, немецкие колонисты и белогвардейские офицеры, которым нравилась идея грабить представителей новой власти. По Одессе быстро поползли интригующие слухи о молодом и очень красивом главаре налётчиков, которого никак не могли поймать. Скрывалась банда в немецком селе, где у Козачинского был непререкаемый авторитет, а популярность среди женщин и вовсе зашкаливала: все отмечали необычное сочетание красоты, интеллекта и артистичности молодого человека.
Словом, банда успешно орудовала год. Её последним делом стало нападение на ветеринарный лазарет и кража табуна лошадей. Засада ждала на рынке, куда грабители пригнали лошадей на продажу. Козачинский сумел оторваться от погони и отсиживался на чердаке, когда туда ворвался сотрудник угрозыска. Главарь уже направил пистолет на милиционера, как вдруг… узнал в нём Евгения Петрова. Оказалось, что друг детства уже два года работал в милиции. Козачинский сдался. На суде женщины-свидетельницы рыдали и готовы были поручиться за «Сашеньку», но всем членам банды вынесли смертный приговор. Евгений Петров пожертвовал своей карьерой в милиции, но добился смягчения приговора.
Друзья завязали и с милицией, и с бандитами, и спустя 10 лет уже были уважаемыми журналистами и популярными писателями. Ну, а в 1938 году Александр Козачинский написал повесть «Зелёный фургон» о своей юности и верном друге детства. Повесть пользовалась таким успехом, что почти сразу после выхода её переиздали увеличенным тиражом. Первая экранизация вышла в 1959 году, но после того, как режиссёр Генрих Габай уехал в Израиль, картину положили на полку и о ней забыли. Так что, куда более знаменитой стала вторая экранизация - приключенческий детектив режиссёра Александра Павловского, вышедший в 1983 году.
Кстати, в радиоспектакле «Зелёный фургон» конокрада Красавчика сыграл Владимир Высоцкий. В конце 1970-х в Одессе шли съёмки ленты «Место встречи изменить нельзя», и сценарист Игорь Шевцов подошёл к Высоцкому и предложил ту же роль, что и в радиопостановке, но уже в новой версии фильма. Владимир Семёнович прочёл сценарий и загорелся: материал был ему близок, он даже захотел попробовать снять этот фильм сам, то есть как режиссёр. Для Шевцова Высоцкий был кумиром и авторитетом в творчестве, так что сценарист тоже согласился на это предложение. Но утвердить Высоцкого на должность режиссёра нужно было ещё в кабинетах начальства, а вот это было уже не просто: у Высоцкого не было режиссёрского диплома. Пока руководство раздумывало, Высоцкий и Шевцов адаптировали сценарий. Высоцкий хотел видеть прежде всего вестерн, начал продумывать новые диалоги. Многие сцены, предложенные им, совершенно не коррелировали с первоначальной версией, но он хотел снять своё кино, с бóльшей героикой, чем было заложено ранее. Раздумья чиновников растянулись на год, который стал для Высоцкого роковым.
Настал апрель 1980-го. Высоцкого наконец утвердили, можно было снимать. Но неожиданно для всех он сказал, что снять так, как он хочет, всё равно не дадут, и... отказался от затеи. По мнению Шевцова, на деле причина отказа была в плохом здоровье: жить Высоцкому оставалось всего три месяца. Сценарий отложили. Спустя три года о нём вспомнили при сдаче ленты «Трест, который лопнул». И вот тогда режиссёру этого фильма Александру Павловскому сказали в кабинете директора студии: «Почему бы Вам не снять "Зелёный фургон"?» Узнав предысторию, Павловский сперва тоже отказался. Ведь многим было известно, что картину собирался снимать Высоцкий, а его имя в ту пору было культовым. А, может быть, Павловский опасался другого: как бы он ни сделал эту ленту, начнутся разговоры, что Владимир Семёнович снял бы намного лучше.
Но всё же Павловский согласился. Решение помогло принять удивительное совпадение. Случайно выяснилось, что автор повести Козачинский задолго до появления на свет Павловского жил на улице Базарной, дом 1, где потом проживал и сам Павловский. Режиссёр понял: в детстве его отец вполне мог гонять по двору мяч с будущим одесским бандитом, а потом и писателем Козачинским.
На главную роль Володи Патрикеева пробовались Станислав Садальский и Леонид Ярмольник, но режиссёр Павловский искал «светлого юношу с горящими глазами» и… правильно: нашёл его в фильме «Розыгрыш». Дмитрий Харатьян идеально подходил под тот типаж, который был нужен для образа юного идеалиста, работающего в уголовном розыске. Павловский позвонил режиссёру «Розыгрыша» Владимиру Меньшову и попросил связать его с актёром. На пробах выбрали сцену, где герой Харатьяна с героем Брондукова видят, как в деревне сельчане что-то варят. Харатьян-Патрикеев умилялся: «Варенье варят, совсем как в опере "Евгений Онегин"». Грищенко-Брондуков парировал: «Ага! Варенье… Да чистое такое, как слеза». Так он подсказывал наивному Патрикееву, что деревенские гонят самогон. Вообще, именно на противопоставлении взглядов на жизнь романтичного интеллигентного вчерашнего гимназиста Патрикеева и довольно приземлённого Грищенко была построена чуть ли не половина шуток в этом фильме.
Кстати, песни к фильму должен был исполнить... Валерий Леонтьев, но режиссёр очень хотел, чтобы Харатьян сам пел за своего героя. Ему удалось убедить композитора Максима Дунаевского не обращать внимания на отсутствие музыкальной подготовки и непоставленный голос актёра, и Харатьяна записали. И после «Зелёного фургона» он стал поющим актёром, его начали приглашать в музыкальные картины.
Роль конокрада Красавчика сыграл очень популярный в те годы Александр Соловьёв. И ему замечательно удалось воплотить образ человека, который не может не вызывать у зрителя симпатию, несмотря на то, что преступник. Жизнь самого актёра завершилась трагически. В 2000 году его нашли на улице с травмами, без сознания и без документов. После смерти две недели не могли его опознать. Медсестра узнала в нём Красавчика из фильма, и ничего не оставалось делать, как вызвать на опознание Харатьяна...
А вот для Александра Демьяненко режиссёр специально дописал линию персонажа. В повести его герою было отведено мало места, но Павловский очень хотел поработать с этим актёром и придумал ему образ Шестакова. Павловский хотел показать Демьяненко не привычным Шуриком, а тонким, интеллигентным, лиричным героем. Снялись в картине и другие замечательные актёры: Регимантас Адомайтис (Червень), Эдуард Марцевич (отец Патрикеева), Виктор Ильичёв (Федька Бык). Роль самого эксцентричного жителя Севериновки сыграл уроженец Минска Виктор Павловский - вы наверняка помните его по фильму «Д’Артаньян и три мушкетёра»: это его, исполнявшешего небольшую роль шпиона кардинала, обрил наголо в доме Констанции герой Д’Артаньян-Боярский :)
Фильм снимали с мая по сентябрь 1983 года в Одессе и в селе под названием Севериновка Одесской области. Исполнительница роли Катьки-Жарь Екатерина Дурова (дочь знаменитого актёра Льва Дурова) вспоминала, что когда заканчивались деньги, они с Харатьяном шли на рынок «Привоз», где по традиции можно пробовать продукты. Пройдясь по торговым рядам, актёры наедались от пуза, а потом ловили мидии в море и варили из них плов. Ловили рыбу. Харатьян с Соловьёвым очень сдружились. В начале съёмок так отметили встречу, что следующий рабочий день едва выдержали, когда требовалось гонять в футбол много дублей подряд. Посему решили объявить себе сухой закон и не выпивали весь период съёмок.
На рабочей площадке вносились изменения в сценарий. Например, и в первоначальном сценарии, и в повести во время ареста банды в подвале Володя бросал в лоб Червеню настоящую гранату, она взрывалась. Но тогда погибли бы все персонажи. Поэтому был придуман ход с гранатой-пустышкой. А Красавчика в первоисточнике забирали со всеми бандитами, увозили в машине с решётчатыми окнами. А в фильме он бежит, снова перехитрив Патрикеева, а потом встречает его на сельской дороге, они играют в мяч, эта сцена - финал картины.
В 2019-20 годах вышло продолжение этого фильма под названием «Зелёный фургон. Совсем другая история». События ретро-детектива происходят там же, в Одессе, только спустя 20 лет. Судьба у юного идеалиста Володи Патрикеева оказалась тяжёлой: он прошёл войну, вернулся в милицию и вновь взялся наводить порядок в родном городе, который захлестнула преступность. В главной роли вновь снялся Дмитрий Харатьян; есть там и Катька-Жарь, которую сыграла всё та же Екатерина Дурова. А режиссёром стал, что интересно, сын оператора-постановщика ленты 1983 года Сергей Крутин. Этот многосерийный фильм - уже и вправду совсем новая история, и даёт ли этот сериал те свет и теплоту, что дарила и дарит прежняя картина, решайте сами.
You can watch this video on www.livejournal.com
Это был первый выпуск моей "Осенней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте
здесь.