Не могу сказать, что я в полном восторге от семинара детских и молодёжных служителей, на котором была в минувшую субботу. Нет, всё было очень интересно, душевно, был чудесный Библейский час, была презентация очень хорошего нового Катехизиса для детей, по которому вообще можно выстраивать если не все, то уж бóльшую часть уроков точно. Это нужно и полезно всем тем, кто ведёт занятия в Воскресных школах, тут не поспоришь (наш диакон должен на днях забрать эти самые книги для нашего прихода, так что и мы будем ими пользоваться).
Что мне точно не понравилось - это Арт-чтение Библии. И не только мне. Я очень даже приветствую, если при чтении Священного Писания (либо после такового) раздать детям листы бумаги, карандаши, краски и попросить нарисовать то, что их затронуло, то, что запомнилось. В конце концов, сейчас есть даже специальные христианские книжки-раскраски для детей. Но, простите, а зачем рисовать... в самой Библии? В книгах вообще рисовать нехорошо, а уж в Библии и подавно. И потом: надо же как-то понимать, что дети это дети. Если вы им сегодня позволили рисовать в какой-то конкретной Библии, завтра они вам изрисуют и фамильную прошловековую. Ну, а почему в одной можно, а в другой - нет? Изрисуют другую литературу. И если вы начнёте детей осуждать за такие их поступки, вам будет дан вполне себе логичный и закономерный ответ: «А что такого? Меня так учат в Воскресной школе».
Второй момент - это Godly Play («Благочестивая игра»).
Сейчас как-то повсеместно помешались на этих вот, по сути, психологических тренингах и даже перетянули их в церковь. Разработана эта методика теологом Джеромом Берриманом в 1970-х годах и основывается на идеях монтессори-образования, словом, активное обучение через игру (пока ничего такого криминального, всё чудесно, детей так и надо учить, через игру, а не заунывными лекциями). Словом, дети самостоятельно исследуют истории из Библии с помощью наборов материалов и специальных игровых сценариев. Ещё проще: ведущий (учитель) рассказывает детям какую-то Библейскую историю и иллюстрирует её предметно: вот пустыня (на стол высыпается песок), вот жертвенник (кладётся камушек), вот Дух Святой (зажигается свечка) и т.д. Опять же: очень здорово, наглядно, словно маленький кукольный театр. Но вот, что странно: то ли так и было задумано автором методики, то ли это какое-то местное переложение, но почему-то ведущий этой игры должен доводить слушающих чуть ли не до какого-то медитативного состояния: говорить очень долго, очень заунывно, почти приглушённо, более того - вообще не смотреть в этот момент на аудиторию, сосредоточив свой взгляд исключительно на всех этих песке, камушках, свечке и прочих предметах. Господа, извините, но это бред. Почему бы не рассказывать, наоборот, живо, эмоционально, артистично и взаимодействуя со слушающими? Мне значительно больше лет, чем моим потенциальным ученикам Воскресной школы, но даже я едва не уснула под заунывный рассказ презентовавшей нам эту методику. Если так «играть» с дошкольникам и младшим школьниками, они просто разбегутся. В лучшем случае - уснут.
В общем, резюме: я очень рада, что побывала на этом семинаре. Во-первых, я знаю, как не надо, во-вторых, из этого самого «не надо» можно просто взять что-то за основу, но делать по-своему. В воскресенье в церкви был Приходской совет, на котором мою кандидатуру как детского служителя и будущего учителя будущей Воскресной школы предварительно одобрили. Скорее всего, у меня ещё будут помощники-волонтёры на те дни, когда, допустим, я не смогу вести занятия, но с детьми, пока идёт служба для взрослых, надо элементарно где-то посидеть и чем-то их занять (дабы они просто не бегали от скуки по всей церкви и не разносили её по кирпичам). Меня пригласили в закрытую ВК-группу для детских служителей нашей Церкви Ингрии, накачала оттуда уйму методического материала. Такую же уйму обнаружила сегодня и в родной церкви (там лет 20 назад всё же была Воскресная школа, посему многое осталось). Когда вернусь с гастролей, займусь всем этим плотнее, будем делать рекламу, набирать детей и т.д.