Кто убил Бориса?

Feb 10, 2017 13:34



Первые века русской истории - это одно сплошное кровавое месиво, в лучших традициях "Игры Престолов". Впрочем, это относится не только к первым векам, но и к последующим, да и не только исключительно к русской истории. Так или иначе, но читая русские летописи не оставляет ощущение, что некоторые сюжетные ходы подсказывал лично Дж.Р.Р. Мартин. Но это так, к слову.
Собственно к чему я все это? Конечно, я историю с убийством Бориса и Глеба знал, но никогда в ситуацию 1015 года серьезно не влезал, хотя вот, скажем, у нас с женой дачный участок всего в нескольких километрах от того места, где в том же 1015 году Ярослав, позже названный Мудрым, перебил целую кучу новгородцев, которых заманил к себе в загородную резиденцию примерно как Уолдер Фрей в "Игре Престолов"... Так вот.
Традиционно считается, что Бориса, в будущем святого, убил Святополк - старший из братьев. Конечно, точно мы не можем сказать, чьим сыном был Святополк, но вполне вероятно он был пасынком Владимира и сыном Ярополка, который родился после смерти последнего и которого Владимир признал за своего. Вместе с тем не умолкают злые языки, которые обвиняют в организации убийства Бориса другого брата - Ярослава. Почему об этом болтают злые языки? В первую очередь потому, что убийство Бориса очень подробно изложено именно в этой версии в скандинавской "Саге об Эймунде", где "конунг Ярицлейв" борется со своим братом Бурислейвом. Проблема в том, что Бурислейв - это не какой-то конкретный князь, а образ собирательный, часть сюжетов с ним - это история конфликта Ярослава и Святополка, а само имя связывают с именем Болеслава - польского короля, тестя Святополка, который очень этому самому Святополку помогал. Но весь сюжет с убийством Бурислейва, тут у специалистов сомнений нет, это пересказ истории убийства Бориса. В саге его очень хитровыдуманно убивают варяги посланные Ярославом. Правда во время убийства Бориса Ярослав находился в Новгороде, в тысяче километров от места, где убили Бориса (последний стоял лагерем в дне пути от Киева). Но, вполне возможно, что ребята были посланы заранее на юг, с целью следить за обстановкой в Киеве и действовать по-обстоятельствам.
Ну и есть еще свидетельство о том, что Святополк никого не убивал, и вообще сразу бежал в Польшу к тестю после смерти Владимира, а в Киеве утвердился Борис.
Короче, темна история, и я решил почитать всякого, чтобы вынести какое-то свое мнение на этот счет, которое, конечно, вовсе не претендует на какую-то истину в последней инстанции.
И так, для начала посмотрим на то, какая ситуация вообще сложилась на Руси в начале 1015 года?
Великий князь киевский Владимир уже стар (ему около 55) и болен. Святополк, уличенный в заговоре против Владимира и сговоре с тестем - королем Болеславом, схвачен вместе с женой и духовником жены и помещен в темницу. На 15-й год из троих заговорщиков живо только двое - Святополк и его жена. Святополку в тот момент чуть меньше сорока. Вместе с тем, на севере, в Новгороде, хромой князь Ярослав решает не платить больше дань в Киев. Вполне возможно, что к такому решению его подтолкнула местная новгородская знать: Ярослав своей дружине оставлял только треть собранного в богатых Новгородских землях, а две трети отправлял в Киев, отцу.
Вместе с тем Владимир приглашает из Ростова Бориса, который был намного моложе Святополка и Ярослава. Кем была мать Бориса я касаться не буду, но он был сыном, рожденном уже в христианском браке. Скорее всего именно его Владимир видел своим преемником, после предательства Святополка (которое, вовсе не обязательно имело место быть в действительности). Так или иначе, но Бориса начинает готовиться к войне с Ярославом.
Наступает лето. В Новгород приплывают варяге во главе с Эймундом - побратимом короля Норвегии Олафа (в будущем - святого). Согласно саге Эймунд не захотел ссориться с Олафом, который стал единоличным правителем Норвегии, но и смириться с потерей статуса конунга Эймунд не мог, поэтому отправился на Русь, где назревала нешуточная заварушка. К слову сказать, Эумунд на тот момент еще очень молодой человек. В то же время на югах замаячили печенеги и Борис с войском отправляется к ним на встречу. Печенегов в степи он так и не нашел, но за время его отсутствия в Киеве умирает Владимир. Поскольку в этот момент в Киеве в темнице находится Святослав - явный претендент на Киевский стол - смерть от Святослава пытаются скрыть, но тот все равно узнает, каким-то образом освобождается из плена и заявляет о своих правах. Возможно ему в этом помогают Вышгородские бояре, которые, как известно, здорово его поддерживали. Вместе с тем в Киеве, судя по всему, Святополк особой поддержкой не пользуется. И вот, возвращается Борис. В дне пути от Киева его достигает весть о смерти отца. Святополк отправляет к брату послов с предложением мира и обещает дать Борису сверх того, что дал в свое время Борису отец. Вполне возможно, Святополк тем самым подтверждает, что намерен продолжать политику отца в отношении умиротворения Новгорода и, потом, посадить в Новгороде вместо Ярослава Бориса. И Борис, что характерно, соглашается. Он признает старшинство Святополка и его желание поделить наследство отца "по-братски". Говорят, нежелание Бориса воевать с братом отвернуло против него дружину. Но, возможно, дружина сама была неготова идти воевать против Святополка. Как бы она не симпатизировала Борису, но дружина-то была киевская, а в Киеве сидел Святополк. А это был мощный рычаг давления именно на дружину. То есть, вполне вероятно, что Борис как раз и не принял предложение чудом выбравшегося из заточения брата. Я хочу сказать, что ситуация могла сложиться совершенно обратная той, о которой пишет летопись: Борис хотел взять Киев силой, а дружина его не поддержала в этом (кроме отроков, которые всюду следовали с Борисом и, видимо, прибыли с ним из Ростова). Так или иначе Борис остался практически без армии, с одними отроками (злые языки болтают, что один из отроков - венгр Георгий был еще и любовником Бориса). Может быть, после того, как дружина оставила Бориса, тот решает все-таки принять предложение брата и отсылает ему гонца.
Но! Если бы Святополк объединился бы с Борисом, это было бы очень неудобно для Ярослава. Да, конечно, Ярослав сидел в Новгороде, но он, что называется, "был на связи": ведь там, на юге, жила его родная единоутробная сестра - Предслава, которая, вполне вероятно, в Киеве возглавляла "партию" сторонников Ярослава. Если Ярослав и Предслава находились в постоянной переписке и, если Ярослав отправил на юг небольшую группу нанятых варягов в поддержку сестре, тогда, вполне возможно, Предслава могла перехватить гонца Бориса и организовать убийство сводного брата. Примечательно, что на службе у Бориса было несколько братьев-венгров Георгий и еще, не помню по именам, но один из них в конечном счете оказался в окружении Предславы.
Бориса, если верить нашим источникам, убивали долго и мучительно, в лучших традициях индийского кино. Возможно, кстати, его, первоначально, и не собирались убивать - а только взять в плен. В ходе взятия под стражу его ранили и убили любовника-Георгия. Брат Георгия бежал к Предславе, а Предслава уже, в свою очередь, отправила варягов добить Бориса, которого люди Святополка везли в Киев для "принуждения к миру".
Надо понимать: позиция Святоплка, который до смерти отца много месяцев томился в темнице была очень шаткой. Он тут на свободе всего-ничего. Убийство Бориса нанесло бы ему огромный урон по репутации. Поэтому вполне возможно, что верные Святополку люди, пленили и ранили Бориса, везут его, раненого в Киев, а тут на них нападают непонятные варяги и убивают Бориса. Святополк в шоке, все в шоке, крестьяне закупают попкорн, Предслава шлет Ярославу письмо: "Отец умер, Святополк в Киеве, Борис убит" - ну типа: поляна зачищена, можешь наступать.
Но у Ярослава серьезные траблы: варяги, которые маялись без дела в Новгороде пустились "во все тяжкие" и, похоже, наставили кое-кому из новгородской части дружины "рога" на нерогатый шлем. Новгородцы стерпеть такого не могли и напали на варягов. Этого стерпеть уже не мог Ярослав. В свою загородную резиденцию в Ракоме он приглашает "зачинщиков резни" с целью найти пути к примирению и согласию. Но на пирушке всех торжественно режет. Короче в Новгороде шум, гам, трэш, угар и содомия. В этот момент (по источникам вот прям в ту же ночь) приходит весть из Киева от Предславы. Учитывая расстояние - это где-то середина августа. Ярослав спешно собирает вече, где извинятся перед новгородцами, говорит, что бес попутал и все такое, предлагает заплатить за убитых деньгами, а заодно предлагает поддержать его в походе против Святополка. Новгородцы радостно братаются с варягами, которых недавно резали-убивали и все вместе идут на Киев. Занавес. Конец первой серии.

история

Previous post Next post
Up