О садиках, школах и о нас

Mar 30, 2015 23:32

Весна.
Для тех, кто работает в образовании, весна - пора рекламы: «объявлен набор на сентябрь», «спешите-спешите», «осталось два места» и всё такое.
У меня очень сложные отношения с рекламой. Для меня реклама - это опостылевший домашний телефон, который теперь никогда не звонит «по делу»: «поставили ли вы счётчики для воды?» (на встречный вопрос следует матерная тирада), «стоматология для вас…» (с придыханием) или - бодрое: «меня зовут Татьяна, я не отниму у вас более трёх минут» - по какой причине Татьяна решила, что ей позволено что-то у меня отнять, неизвестно. Это звонки на рабочий и мобильный «про сотрудничество», когда ждёшь чего-нибудь интересненького в плане единомышленников и клиентов; разделение коммерческого и идеологического сотрудничества. Это замёрзшие тёти у метро - хорошо, если с магнитофончиком, их не жалко, а то ведь и с бумажками, и надсадно орущие своим - или не своим? - голосом. Моя реакция на заявления типа «у нас открылся…» позитивная, улыбка - широкая: «Я вас поздравляю! Удачи вам во всём!»… Это забитый почтовый ящик - тренировка ловкости в попадании многочисленных бумажек в коробку, любезно поставленную жильцами поблизости.
И для многих это так. Для большинства. И никто, никакой маркетолог не скажет точно в нашем случае, что такое «целевая аудитория». Судя по приходящим к нам людям, в этой «целевой» три человека могут назвать пять разных причин выбора данного формата - причём противоречивых. По каким критериям выбирают детский сад? По каким соображениям детей не ведут в массовую школу, но дома не обучают, ищут альтернативные пути? - далее может следовать список из двадцати трёх пунктов.
Для чего вообще нужен детский сад в наши дни, когда уже нет жизненной необходимости обоим родителям работать от звонка до звонка? Возможно, для баланса, воздуха, распределения энергии. В садик отводят детей, чтобы поработать на работе, отдохнуть в тишине или посвятить время чему-нибудь полезному и желанному. Тот, кто может работать вместе с детьми, кому не очень нужна тишина, кто считает общение с детьми наиболее желанным и полезным делом в своей жизни, в садик ребёнка не отдаст. И здесь нет исключений. Не существует осознанного стремления «отдать развиваться» или «отдать общаться»: для этого есть замечательные дома творчества и всяческие детские и семейные центры, лагеря, программы. В садик же именно отдают. Отводят. Сдают. Зачем себя обманывать? Это же совсем не стыдно. Это - про воздух. Баланс. Тишину. Охрану своих границ. И многим это очень важно. Да что там многим - большинству, если не брать во внимание маленький процент «семейников», что бы это ни значило: домашние роды, грудное вскармливание до школы, хоумскулерство.
Если вам хочется отдать ребёнка в садик, люди которого позиционируют приверженность теориям поддержки детско-родительских отношений, именно потому, что они - приверженцы, здесь, по-моему, что-то не так. Либо - привязанность в семье (семейники, коммуны, «звенящие кедры» и прочие прекрасные родовые сообщества), либо - сдать в садик. Воспитатели, начитавшиеся про ужасы сепарации и подъём у ребёнка кортизола в садике, по опыту, никак не меняются. Ну, вот так. Мне (наблюдательной, поверьте) - не видно. Теории, видимо, на пути к ребёнку не являются строительным материалом, лишь вспомогательным для тех, кто уже в пути.
Так что здесь предлагаю поставить промежуточную аксиоматическую точку: «садик - это в первую очередь удобно».
А потом уже можно начать рассуждать про духовность и развитие.
Переходим к следующему этапу: отдаём ребёнка в садик, который нам понравится. А это значит - тот, которому мы доверяем по той или иной причине. Люди (руководство и воспитатели), занятия (программы и методики), антураж (уют и наполнение) - главные составляющие доверия. Причём традиционно - в такой последовательности: занятия, антураж, люди.
Объявления о садиках пестрят сведениями о большом количестве разнообразных занятий. О кей, с этим просто. В наш садик действительно приходят педагоги изо, английского, ритмики, музыки, физкультуры, с детьми играет и общается психолог, есть возможность получать консультации логопеда и т.д. Но в этом ли акцент садика? Если только с той точки зрения, что калейдоскоп впечатлений - это всегда хорошо, приятно и здорово. А вглубь - кто-то запоёт, кто-то… запоёт на английском, а кому-то всякий раз досадно будет прерывать игру ради «дурацких занятий». И кто определит приоритет, важность того или иного действия для ребёнка? Вот, к примеру, в кинестетической теории считается, что, не прокатав достаточное количество машиночных маршрутов, ребёнок в будущем может испытывать затруднения в чтении. И так много этих взаимосвязей в развитии, и настолько при этом индивидуален путь каждого, что никто из педагогов никогда не сможет толком выстроить единую картину. Поэтому с детьми работают не картины (со всем моим уважением к обучающим методикам, игровым подходам и проч.), а люди. Но об этом - дальше. А сейчас - о занятиях. Акцент всё-таки в том, что к детям приходят носители предмета, люди, владеющие осознанием красоты и ценности в преподаваемой ими области.
К детям приходят люди.
Детский сад Монтессори - без Марии Монтессори. В России. Без традиции - или с чужой традицией, вторичной, как-то адаптированной, которую мы ещё и «актуализируем» (как можно «актуализировать традицию», спросите меня - с таким билетом завалю экзамен). Вальдорф-школы, антропософия (а что это? - чешут в затылке незамороченные в большинстве своём) с традицией (чьей?), ритуалами, природными материалами. В России - конечно, без Штайнера. Без даже призрака (традиционного) Штайнера. Выготский без Выготского не бывает, если нет выготскозаменителя (слава Богу, что он, точнее, они - есть, поэтому система «Золотой Ключик» работает). Остальное - то, что «вширь» - пусть и доверчивые, и восприимчивые, но - секонд хенд, обучившиеся, сертифицированные курсанты; мне сложно выразить причину недоверия, но приходит что-то про неспособность компилировать, выстраивать стереограмму, объём. Сложили данный им паззл - и хорошо. И транслируют. В основном - понахватанность и понатыканность. Анриал - все эти пользователи методик, анриал и сплошное лукавство. Когда мне звонят и «интересуются монтессори», я всё время об этом думаю. Что мы позиционируем? Наученных обращаться с материалом квалифицированно-сертифицированных девчонок, умеющих показывать презентации, соблюдать порядок в среде, учить этому порядку детей, помогать им «сделать это самому» - что именно? Работать с материалом, завязывать шнурочки или катать машинки? По-моему, это равноценно. И самые ценные девочки ценны не «наученностью». Сколько мы видели «наставниц» - «приложений» к материальной монтессорианской среде. Обилие карточек, разноцветного дерева, мелочи - бусин, круп, плодов, стеллажи, девизы на стенах - а дети в углу с машинками, или переодевалками, и - почему бы и нет? - а «приложения» сидят «в среде», красиво ходят, правильно расставляют, верно приподносят.
«Приложения» в нашем садике надолго не задерживаются.
Идеология? - да, есть предположение, что «элементы методики» и соблюдение принципов Монтессори дают базу для… чего? Формата? Атмосферы? Создания предприятия? Учреждения? В общем, это может быть… базой. Как и религиозность, как и духовность любого выражения, как и приверженность иной психолого-психологической школе или направлению. Однако у нас всё-таки не совсем так. У нас - что-то другое.
И что это? О чём кричать? О том, что мы «начитались книг» и работаем в гуманном подходе? Так это не про книги. Это про то поле, которое мы создаем. Про атмосферу творчества и благожелательности, которую мы поддерживаем. Что ж, давайте напишем об этом. И если родитель, пришедший посмотреть воочию на то, как у нас всё происходит, застанет какую-нибудь детскую истерику или драку, объясним, что это - естественная часть взросления, хороший опыт коммуникации и всё такое. Есть ли в этом… атмосфера? Благожелательны ли суровые взгляды воспитателя в этом случае? Конечно, да - если даже это трудно объяснить. Главное, чтобы мы, «зачинщики» проекта, это понимали.
Остальное - про доверие.
Ведь с детьми люди работают собой, своей харизмой, альфа-позицией, убеждённостью, своим сердцем и осознанием - посредством своего собственного развития.
Именно люди осуществляют «занятия» и создают «антураж».
Не «профессионалы».
Не «специалисты».
Люди. Которые могут быть и тем, и другим. Которые могут быть учителями, воспитателями. Могут быть медиаторами. Коучами. Инструкторами. Наставниками.
А могут в чём-то и не быть. Могут случайно сказать что-нибудь типа «залазь», написать отчёт о детях с ужасными грамматическими ошибками, «наехать» на ребёнка - раньше я реагировала на такое истерикой, теперь отношусь к этому проще. Всё проще, если сам отчёт безумно трогательный, «залазить» предлагается в утешающем режиме к себе на колени, а «наезд» произведён с озвучиванием собственных чувств и в любом варианте закончится взаимными объятьями.
Могут быть, могут не быть. Не переставая при этом быть людьми. Усердными - представляете, что это такое: усердие? Этимологически. Вот за этим, если по правде, стоит идти. В это - отдать.
«…Ты таких людей собрала в «Ирисе», невозможно просто, таких же искать всю жизнь по городам и весям - и не отыскать!» - знаете, кто это сказал? Одна из преподавателей «Ириса». Смешная! Такая же «невозможная» - и не осознающая этого. Ибо не власти ради и всё такое.
Реклама - не наш конёк. На плаву который год держит народная слава и сарафанное радио. Вот выдержки из найденного на просторах инета: «…Очень-очень хорошее место. Там элементы монтессори-системы. Прекрасные преподаватели. Очень теплая атмосфера». «Дочка ходит туда год (перевели из обычного сада, так что есть с чем сравнить:)). Сад ПРЕКРАСНЫЙ, невероятное отношение к детям (и к родителям), очень много интереснейших занятий, и, что важно, контингент детей в саду отличный. В общем, очень рекомендую!», «Наши соседи по площадке ходят - очень довольны» «Сухими буквами сложно описать тот щенячий восторг, который был со мной и моим ребенком все эти 3 года… Знаете, как подбираются воспитатели в группы? По тому, понравился ли человек детям, подходит ли он группе, или нет»... «Всем воспитателям, преподавателям и специалистам группы "МонтеСолнышки"- огромное спасибо за их каждодневный труд, за профессионализм, за искреннюю заботу о детях, за любовь к ним, за создание совершенно особого светлого и доброго мира Детства.» (нет, мы не создаём мир детства, нет-нет-нет!)
И - о преемственности: «…А вот мамы выпускников в этом году в больших раздумьях, поскольку ни одна школа даже близко не дотягивает до того высочайшего уровня профессионализма и компетентности, которые мы имели счастье получать в нашем саду» (что это - уровень? - продолжаем думать).
И вот, спустя год - здравствуй, «Ирис»!
И, когда «накрывает» кризис, трудности (а куда без них альтернативным проектам внутри Системы), сезонные обострения, всё вышесказанное напоминает нам о главной причине, по которой всё устроилось: как-то жизненно необходимо было собрать хороших людей в хорошем месте для хорошего дела.
Кто знает, так ли универсально наше понимание «хорошести». Оно ведь… человеческое. Значит - несовершенно. Какая тут может быть реклама? Мы много лет в процессе, в трансформации, во множестве больших и мелких течений.
«Приходите в садик «Монтесолнышки» за уютом, в семейную школу «Ирис» - за процессом».
Так, может?
Или: «приглашаем в люди».
Всякий раз неловкий слоган получается.
Какая уж тут реклама!
Анриал и сплошное лукавство.

дети, Москва, Ирис-класс, детский сад, поиск единомышленников, альтернативные школы, школьники, Россия, Монтессори, школа, дошкольники, 1-4 класс

Previous post Next post
Up