нуклеомитуфобия

Mar 07, 2024 23:18


Если вы не видите ядерную войну или она пока не произошла, это не значит, что её никогда не будет…

В советской и российской психологической литературе страх ядерной войны практически не освещался. В то же время, мы получили печальную возможность исследовать представления о ядерной энергетике у детей, столкнувшихся с реальностью взрыва на атомной станции (см., например, работы Т.И. Пуховой, В.В. Абраменковой). Эти данные подтверждают, что неконтролируемая техногенная угроза в прошлом и настоящем ставит под удар образ будущего у детей и подростков, их дальнейшее психологическое благополучие и… профессиональное сообщество психологов - на распутье.

image Click to view





Мои ровесники помнят о временах страха ядерной войны в случае накаливания отношений между США и СССР, который даже получил официальное название - нуклеомитуфобия.

Этот страх проникал в умы людей на всех уровнях социального устройства. Но были среди нас и те, кто не относился к этому серьезно и продолжал работать и делать свое дело. Именно эти люди двигали государства и народы к процветанию, а не те, кто пугал и пугался.

Что же делать, если вы оказались в урагане общей истерии?

Понять, что война - это нормальное состояние человечества во все времена*. Думать, будто она сейчас только начнется, похоже на то, что делает ребенок, когда, пугаясь, просто зажмуривается, надеясь, что это страшное чудовище исчезнет. Если вы не видите войну, если она не идет рядом с вами, это не значит, что ее нет вообще. Важно понимать, что война не начнется или будет - война идет перманентно. Меняются только участники. И стоит определить свое место в этом процессе. В этом случае поговорка «моя хата с краю - ничего не знаю» вполне себе ликвидна. Это не единственная возможная позиция по вопросу, но в том, чтобы выбрать именно ее, нет ничего страшного.

* [ага, особенно ядерная: прим. автора этого жж]

Окунитесь в историю

Подобные случаи многократно повторялись. Знание этого факта поможет вам принять для себя решение, что вы можете или станете делать в различных случаях развития сценария.

За последние полсотни лет наш уровень жизни сильно вырос, вырос уровень медицины и науки - и это дало нам основание полагать, что наша жизнь стала более важной, чем была раньше. Но это иллюзия. Мы стали ассоциировать себя с бытом, со своими образованиями, квартирами и другими материальными благами. Эти блага заставляют нас думать, что наша ценность растет - именно это «добавочную» ценность мы боимся потерять, нежели саму жизнь. Потому что мы стали более привязаны к материальному и социальному аспекту, нежели к самой жизни. Это нормально, но об этом стоит помнить, когда вы рефлексируете о своих страхах.

Попытайтесь понять, чего именно вы боитесь, думая о войне. Большая часть страхов опирается на эгоистичные мотивы (не будет денег, работы и так далее). Постарайтесь понять, насколько именно вас реально затрагивает то, что происходит вокруг? Что именно вы можете потерять? Ответив на эти вопросы, можно озаботиться реальными действиями.

Ограничьте потребление новостного контента

Если вы беспокоитесь, что пропустите что-то для вас важное, то найдите один канал и пользуйтесь только им. Если вы уже знаете, что реально вас беспокоит - найдите способ удовлетворения этой потребности любыми другими способами, кроме накопления информации (это то, что ум делает на автомате).

Осознайте свои эмоции и научитесь их проживать, не подавляя и не выплескивая их на других людей вокруг. То, что вы чувствуете, безусловно важно и требует верного способа контейнирования. Направляйте свое внимание на сами эмоции, а не на мысли. Что я чувствую? Как я это чувствую? Где именно в теле я это чувствую? Это поможет интегрировать эмоции в ваше сознание, не включая защитные механизмы ума, которые в большинстве случаев будут направлены на накапливание этих чувств - такая «каша» из эмоций создает стрессогенность и приводит к негативным последствиям.

Страх появляется там, где вы теряете контроль

Он превращается в панику, а вот именно она убивает. Главная причина паники в том, что мы теряем ориентацию - мы не можем обнаружить себя ни в психическом, ни в географическом пространстве. Потеря этого пространства выбивает из под нас почву - в такие моменты, что бы мы ни делали, мы как будто взбиваем воду, то есть делаем много бессмысленных движений. Здесь главная задача - вернуть себя в тело, вернуть себя в пространство. Если вам знакомы дыхательные или телесные практики успокоения - самое время прибегнуть к ним. Хорошо помогут медитации и молитвы, которые уже помогали вам.

Война часто ассоциируется со смертью. Смерть вызывает страх. Примите тот факт, что смерть неизбежна - и вовсе не на поле боя. Она неизбежна в принципе. Осознание этого поможет перенаправить внимание на простые радости, которые доступны прямо сейчас, и начать ценить эти моменты.

В машине, едущей по серпантину страшно пассажиру, а не водителю. Страх войны, который сегодня ощущается в глазах и сердцах наших сограждан и людей всего мира, наблюдающих за происходящим, становится паранойей за счет параллельных процессов - интеграции (перманентного деления в коллективном бессознательном) и присвоения (умножения на частное мнение). Эти два процесса запускают карусель мыслей от «что с нами будет?» до «так всем и надо». И в этих мыслях теряется суть человеческого бытия, в основе которого лежит милосердие - в том числе, по отношению к самому себе.

Мы не можем не реагировать на происходящее и наш ум ищет спасения даже в самых безвыходных ситуациях. Но не всегда то, что он предлагает, играет на руку нам самим. Так как его ключевая задача - это выживание в том контексте, который он считает для себя комфортным. И этот конфликт - того, что предлагает нам мозг (паниковать, замирать, убегать) и того, что нам реально будет полезно - следует сделать для себя очевидным. Только после этого у нас появится возможность здраво реагировать на обстоятельства.

[По материалам Forbes, автор материала Сергей Насибян]

Вопрос о том, являются ли общественные проблемы сферой компетенции психолога, остается открытым по сей день

По словам Brian A.P. Morris, они «оказались между двух огней - двух взаимоисключающих ролей аполитичных специалистов, помогающих страждущим, и активных борцов за здоровье нации». Не только «дети цветов» устраивали демонстрации “ban the bomb”. Профессиональные медицинские и психологические сообщества разных стран, даже не вовлеченных в противостояние ядерных сверхдержав, не считали зазорным открыто артикулировать свою позицию.

Как врач, я обязан предупреждать своих пациентов о любой серьезной угрозе для их жизни и здоровья. Ядерное оружие - тоже угроза. Единственная ядерная бомба, взорванная в крупном городе, повлечет за собой сотни тысяч смертей. Мало кто сможет получить медицинскую помощь. Ядерная война поставит под угрозу нашу цивилизацию и само существование человечества.

Для жертв ядерной войны нет адекватной терапии. Единственное средство - ее предотвращение. Я предлагаю моим пациентам присоединиться к просветительской акции об опасности гонки вооружений. Вместе мы должны остановить политических лидеров в их движении к уничтожению всего живого.

Такую памятку Brian A. P. Morris предлагал врачам и другим помогающим специалистам размножить, вырезав ее из солидного журнала Canadian Family Physician.

[Ядерное оружие: история одного страха // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru - 2009. Том 1. № 2009-1]

nucleomitophobia, нуклеомитуфобия

Previous post Next post
Up