Общественным транспортом туда и обратно: Костюковичи-Могилёв (18.11.2023) и Гродно (25.12.2023)

Jan 01, 2024 19:18


Невелосипедная погода и поломка шатуна на велосипеде вынудили завершить велосезон, но в компенсацию за простои (скорее всего, уже до весны) пару раз присоединился к victogan , съездив с ним сначала на самый восток страны, а затем обкатав 4,5-часовой автобусный маршрут из Гродно в Брест





01. Первая поездка началась в ночь с 17 на 18 ноября на вокзале станции «Барановичи-Полесские», откуда поезд Гродно-Гомель отправлением в 00.31 отвёз нас во второй по величине город страны. Гомель утром встретил нас небольшим слоем свежевыпавшего в этом регионе снега (впрочем, в то утро быстро растаявшего). Планов на Гомель у нас никаких не было - тем более, и я, и Витя в Гомеле уже ранее были и как-то не остались от этого города в особо большом восторге. У нас было что-то около получаса на то, чтобы заскочить в магазин на привокзальной площади, а затем на стоящий на соседней улице автовокзал, на котором нас уже ждало то, ради чего это всё и затевалось - автобус отправлением на 8.35, следующий по маршруту Гомель-Костюковичи. Этот рейс примечателен тем, что часть маршрута следует по трассе Р38, связывающей райцентры Чечерск (Гомельская область) и Краснополье (Могилёвская область) через глухоманные и малонаселённые места на левобережье Сожа, сильно пострадавшие после Чернобыля. На рейс был подан внезапно автобус китайского производителя ZhongTong Bus (читается то ли как «Жуньтунь», то ли как «Жоньтонь»; фото см. в отчете Виктогана, ссылку на который я дам в конце рассказа). В последнее время китайских автобусов на российском и белорусском транспортном обслуживании по понятным причинам прибавилось (спойлерю рассказы, которые когда-нибудь мной будут написаны - это не первая моя поездка китайским автобусом в этом году), и дальше их станет наверняка только больше, этот же «жуньтунь», судя по информации из интернета, служит на междугороднем и международном направлениях в Гомеле уже лет пять. Выглядит неплохо, почти как новенький, и салон вполне себе удобный - за почти четыре часа поездки я от сидения не устал

Из Гомеля автобус выезжал заполненным больше чем наполовину, и я был уверен, что все эти люди едут до Чечерска (единственный райцентр Гомельской области по дороге), но в Чечерске не сошел почти никто, зато зашло ещё больше пассажиров. Как оказалось, этот автобус активно используется в первую очередь как, если можно так выразиться, пригородный для деревень Чечерского района, лежащих к востоку от райцентра. Уже в первой же деревне за городом люди массово начали выходить, а до границы областей доехало всего человек 5 или 6, включая нас двоих. Маршрут, как я сказал, идёт через глухоманные места - населёнки мало, почти всё время вдоль дороги лес, на всех съездах с дороги вне населённых пунктов стояли яркие знаки, сообщающие о радиоактивном загрязнении. Один раз автобус даже останавливался, пропуская стадо вальяжно переходящих дорогу непуганных косуль. Дорожное покрытие поначалу было довольно посредственного качества, но где-то на границе областей асфальт внезапно стал новым, ровным и аккуратным - как написали у Вити в комментариях, ещё не так уж и давно на этом участке была вообще гравийка



02. Одна из нечастых остановок - прямо на перекрестке с дорогой, ведущей в какие-то находящиеся за лесами ещё дальше на востоке деревни



03. Кое-где дорога идёт почти впритык к границе с Россией



04. Мне даже дважды прилетали на телефон смс о роуминге - российские сотовые операторы в этих точках ловились лучше чем белорусские



05. Ближе к границе областей леса начали заканчиваться



06. Пассажиры окончательно рассосались, и я пересел на переднее сидение прямо за водителем



07. Несколько десятков километров - и мы в Краснополье. Это уже Могилёвская область. Во время остановки немного разговорились с водителем, оказавшимся откуда-то из окрестностей Барановичей



08. Краснополье из окна автобуса показалось мне абсолютно типичным белорусским райцентром - очень аккуратным в центре, но довольно скучным для заезжего туриста. Увы, самое известное лично для меня здание в посёлке - с грустным оттенком, это здание местной гимназии, где в 2004 году произошла трагедия в виде обрушившейся во время урока на детей части крыши: https://mchs.gov.by/glavnoe/225477/. Находится оно прямо около автовокзала



09. В Краснополье трасса Р38 закончилась, дальше нас ждал последний отрезок дороги - на восток по трассе Р74 до Костюковичей. Как видите, временами даже начало выглядывать солнце



10. Просторы южной части Могилёвской области



В Костюковичах у нас было примерно два часа свободного времени, которые мы потратили на прогулку по городу. У меня как-то не было настроения там что-нибудь фотографировать, но снимать было, честно говоря, особо и нечего. Немного фотоснимков можно увидеть всё в том же фотоотчёте Виктора, я уже скажу, что это довольно типичный райцентр населением что-то около 16 тысяч человек, стоящий при вполне себе работающем крупном цементном заводе. Сам завод мы видели только издали на подъезде к городу в виде труб, поднимающихся над лесом - он стоит в нескольких километрах от города. В остальном же город можно охарактеризовать так - небольшой жилой район из 5-9 этажных домов (побывавший тут ранее монстр современного белорусского интернет-краеведения Денис Блищ в своём фотоотчёте сетовал на то, что почему-то тут нет 9-этажек, зато есть 7-этажки, что для белорусских райцентров вещь нечастая - вопреки его отчёту мы 7-этажек как раз не видели; либо видели, но не обратили на них внимания; зато на 9-этажку наткнулись почти сразу же) и совершенно непритязательный центр без какой-либо интересной доминанты. Взяв воду и перекус в одном из магазинов города, мы после короткой прогулки отправились в сторону железнодорожной станции, по пути снова встретив тот самый автобус с тем же самым водителем, едущий уже обратно в Гомель - даже помахали друг другу на прощание

11. Местная станция называется «Коммунары», и находится она в нескольких километрах от центра города и чуть в стороне от его основного ядра. Там же расположена и небольшая автостанция, являвшаяся конечной точкой для нашего автобуса. Это последняя железнодорожная станция на белорусской территории в этом направлении, дальше уже идёт Россия (а Костюковичи - самый восточный город страны; из райцентров ещё восточнее находящийся по соседству городской посёлок Хотимск, до которого добраться туристу довольно затруднительно), до пандемии по этой ветке ходил международный пригородный дизель-поезд Кричев-Сураж, но после пандемии его восстанавливать по каким-то причинам не стали. Теперь здесь остались пригородные поезда до Кричева (и далее на Могилёв и Оршу - иногда у них конечная не в Костюковичах, а на находящейся ещё дальше в сторону границы остановке Белынковичи), плюс ежедневный поезд Коммунары-Гродно отправлением в 13.58. Он нам, собственно говоря, и был нужен. В прошлые годы существовал пассажирский рейс Коммунары-Брест, следовавший напрямую через станцию Погодино через Оршу (поезд Коммунары-Гродно делает крюк, проезжая через Могилев), Минск, Барановичи и Лунинец, бывший в те времена самым длинным действовавшим железнодорожным маршрутом страны. Сейчас его больше нет



12. Виктоган за своим любимым делом. Наш поезд уже стоял на платформе, но до посадки было ещё какое-то время



13. Небольшой вредный перекус



14. Дальше было 3,5 часа поездки в практически пустом вагоне по новым для меня железнодорожным веткам через Кричев в Могилёв. Промзона на юге Климовичей на горизонте



15. Одноименная железнодорожная станция в городке, известном в узких кругах ликеро-водочным заводом. Крепкий алкоголь не употребляю в принципе, но насколько я знаю, у потребителей сего продукта климовичская водка как-то не особо котируется. Вокзал типовой для многих белорусских небольших линейных станций, из близких к Барановичам вариантов на память сразу пришли здания такого же или схожего проекта в Полонке и Клецке



16. Длинная остановка на узловой станции в Кричеве. Хватило времени даже прогуляться по платформе



17. Чаусы. После просмотра этого фото вы поймете, откуда черпали вдохновление авторы стеклянной пирамиды перед входом в парижский Лувр



18. Этот поезд так долго стоит в Орше, ожидая приходящего со стороны Витебска поезда, с вагонами которого состав потом вместе и поедет в Гродно, что в Минске мы не успевали бы пересесть ни на что и приезжали бы в Барановичи уже утром следующего дня, поэтому в маршрут добавилась ещё одна промежуточная точка - Могилёв. Тут у нас снова было 2-3 часа на пересадку, которые мы потратили на прогулку по центру города. Могилёв, в отличие от Гомеля, я люблю, центр тут интересный, а в торговом центре в самом сердце города в фудкорте нашёлся вкуснющий дурум, поэтому о заезде в ещё один восточный облцентр мы точно не пожалели



19. Следующий поезд - межрегиональник бизнес-класса Могилёв-Минск отправлением 19.43. Его обслуживает комфортабельный дизель-поезд заграничного производства. Уже стемнело, видов за окном не было, а из развлечений в составе - только шумный и весёлый подвыпивший возвращающийся в Несету из России гастарбайтер, с которым мы познакомились ещё на платформе в Могилёве... Коротал эти три часа поездки слушанием музыки на телефоне и интернет-серфингом



20.



21. Еще одна «Полонка» - в Елизово



В Минске у нас был всего лишь десяток минут на пересадку. Благо, могилёвский поезд приехал вовремя, мы быстренько пересели на идущий через Барановичи поезд Полоцк-Брест - и уже после полуночи были дома

****

22. В ночь с воскресенья на понедельник 25 декабря Барановичи немного подзавалило снегом, и мне пришлось топать по хлюпающей снежно-водной каше от остановки до вокзала Барановичи-Центральные



23. На этот раз нас ждал поезд Витебск-Гродно отправлением в 8.09. Вполне возможно, что в ближайшие годы мне придётся с ним подружиться теснее - после произошедшей в этом месяце отмены первого утреннего дизеля Барановичи-Гродно, отправлявшегося из Барановичей в 6 утра и следовавшего только по станциям, велопоездки в окрестностях Волковыска и Мостов стали возможны только с заброской на старт этим самым поездом. Благо, состав почти пустой (основной пассажиропоток на этом рейсе видимо связан с Минском), с тем чтобы разместить тут велосипед с чехлом проблем быть не должно



24. Заснеженные окрестности Слонима



25. Станция Озерница, с которой после этого велосезона у меня связаны незабываемые воспоминания, но об этом наверное в другой раз



26. Зельва. Чем дальше на запад, тем меньше снега



27. Внезапно появилось солнце



28. В Волковыске снег вообще почти пропал



29.



30. Тут длинная стоянка, можно размять кости прогулкой по вокзалу



31. В волковыских зимних антуражах тоже можно было бы снимать «Слово пацана» :)



32. А за Волковыском внезапно началось лето. Ну ладно, ещё не лето, но вполне себе апрель



33. Переезжаем Нёман в Мостах. Из-за особенностей мостовского железнодорожного узла поезд на местный вокзал не заходит и в Мостах не останавливается



34. Внезапно декабрьская радуга. Белорусский декабрь он почти каждый год такой. И каждый год люди всё равно удивляются солнышку и дождю на новогодние праздники



35. В Гродно были почти в полдень. Как видите, ни намёка на снег и зиму



36. Сразу с вокзала направились пообедать в шаурмяшную с хорошими рекомендациями



37.



38. Шаурма действительно вкусная, но дурум в могилёвском «Атриуме» был ещё лучше



39. Гродно местами очень фотогеничный. Его хочется фотографировать даже если перед тобой не старый дом, а советская постройка



40. Пешеходный центр



41.



42. Парадно-туристическая Советская



43.



44. Сходили к Нёману



45. Набережная. Там было очень ветренно, где-то там меня продуло, и на момент написания этих строчек я уже второй день чихаю



46. Замок



47. Туристы в Гродно любят обычно Советскую, а мне нравится более настоящая и менее туристическая Карла Маркса, уходящая от центральной площади на восток, к автовокзалу



48. Во дворах



49. Всё хорошее когда-нибудь заканчивается, закончился и исторический центр Гродно



50. Дальше нас ждал гродненский автовокзал и посадка на главную цель поездки - автобус Гродно-Брест, 4,5 часа следующий с приличным крюком (прямых дорог между двумя областными центрами в силу исторических и географических причин нет) через Волковыск и Пружаны



51. Тут на рейс был подан МАЗ-232 - автобус вроде как и новый, но по удобству для дальней поездки значительно уступавший гомельскому «жунтуню». Забегая вперёд, реально весь маршрут от Гродно до Бреста мы проехали чуть ли не единственные - гродненские пассажиры в основном повыходили уже до границы областей, а начиная с Ружан салон начал заполняться едущими после длинных выходных в Брест студентами. На фото - наш автобус во время остановки в Пружанах



52. Волковыск, через который мы проезжали с утра на поезде



53. Залитые декабрьским солнцем просторы где-то на границе областей



54. Проезжаем через Ружаны



55. Автостанция в Пружанах



56. В Бресте у нас планировалось всего 19 минут на пересадку с автобуса на электричку, и по ходу маршрута была реальная вероятность того, что мы не успеем, но мастерство водителя съело отставание от графика, и на брестский автовокзал мы приехали аккурат по расписанию даже несмотря на пробку уже в городе из-за влетевшей в стену одного из домов легковушки



57. Брестский железнодорожный вокзал и остатки заката на горизонте



58. Можно было уехать и пассажирским поездом где-то через час, но электричка внезапно даже удобнее. Ещё в ней прилагался и бонус в виде вкусных беляшей



59. Еще до ночи был в Барановичах



Спасибо за внимание!

Отчёты Виктогана: Чыгуначна-аўтобусны "паход" на дальні усход. Гомель-Касцюковічы-Магілёў

Снежаньскія ваяжы па Гарадзеншчыне

невело, Гродно, Нёман, транспорт, Гомельская область, Брестская область, Беларусь, Гродненская область, 2023, Могилёвская область

Previous post Next post
Up