Багровый пик /
Crimson Peak Слабые сборы “Тихоокеанского рубежа” не помешали Гильермо дель Торо выбить щедрый бюджет под то, чем он прославился ещё до пришествия в Голливуд - ужастик с призраками. Что тут удивительного, казалось бы - взять реванш за неудачный жанровый эксперимент, сделав хорошо то, к чёму изначально проявлял способности... Вот только не ужастик это вовсе, а готическая любовная история с необязательными элементами мистического триллера. Для её воплощения дотошный мексиканец собрал могучий актёрский состав, способный привлечь зрителя вне зависимости от его вкусов, талантливых художников-постановщиков, разработавших помимо гигантской декорации заглавного поместья ещё и весь антураж Америки начала XX века, а также опытных гримёров и дизайнеров спецэффектов для пусть скорее отвратительных, чем пугающих, но всё же зрелищных “метафор” и реальных увечий. Но если отбросить все эти визуальные изыски, то обнажится сюжет времён итальянских ужастиков-джалло или даже более древний. Звёздно, графично, банально - и вполне допускаю, что для многих все компоненты в этой формуле окажутся плюсами.
В конце концов, отчаянные попытки десятков авторов удивить публику новой сценарной идеей чаще вызывают насмешку или недоумение, нежели широкое признание. Так что вернуться к истокам, но с полным набором современных изобразительных средств - вполне здравое и безопасное решение. Нужно просто предупредить заранее: это не бу-аттракцион, а масштабное полотнище, полное мельчайших деталей, в том числе неприятных, но запоминающихся. И отношение к нему будет складываться больше из впечатлений от каждого из знаковых компонентов, чем от картины в целом, поэтому попытаюсь просто их перечислить. Пейзажи и атмосферность интерьеров благодаря двум почти диаметрально противоположным мирам великосветского Буффало и обветшалого особняка порадуют любого - мне гораздо сильнее понравился первый, но для поклонников готики синий с багровым, конечно, будут вне конкуренции. Том Хиддлстон - тоже практически универсальная завлекалочка, хоть ему и не дают толком “пустить Локи”: вряд ли кто всерьёз усомнится, что такому баронету под силу за пару встреч и один вальс завладеть сердцем “книжной барышни” в знакомо невзрачном облике Мии Васиковской. Бонус для фанаток - голая попка кумира, а вот любителей женских прелестей дель Торо почему-то не стал поощрять, хотя подходящих для этого сцен вдвое больше.
Мия, впрочем, в Стране Красных Чудес привычно превращается в бой-бабу ускоренными темпами, и это, пожалуй, главная причина для нападок на сценаристов. Учитывая, что непредсказуемых ходов те явно постарались избежать (в прологе слегка потрёпанная героиня запрещает переживать за себя как минимум до повтора этого образа, а если по шумовым и теневым эффектам становится понятно, что вскоре должно появиться очередное страшилище, оно послушно и неторопливо вылазит), я надеюсь, что никому не испорчу просмотр поясняющим примером: доведённая британским “нарзаном” до езды на инвалидной коляске Эдит падает спиной на перила этажом ниже, затем плашмя ещё через пролёт на каменный пол, припорошенный снегом... и ломает ногу! Причём так, что потом запросто бегает, таскает раненого и ведёт поединок с противником, способным голыми руками расколоть разом и череп могучего старца, и умывальник.
Про её назойливую соседку, пожалуй, промолчу, чтобы совсем уж не наспойлерить - уверен, о драматических достоинствах Джессики Честейн и без того все наслышены, а кажущиеся недостатки её роли в финале объясняются в достаточной мере. Тем более, что этим исчерпывается список основных действующих лиц, но не главных персонажей - таковым вполне можно считать сам Багровый Пик. Изначальное впечатление от его интерьеров можно сравнить с тем, что получаешь, впервые оказавшись в главном католическом соборе крупного европейского города - даже не верится, что они созданы специально для съемок, а не нарисованы на компьютере. И несмотря на неторопливый темп повествования, устать от созерцания творения такого размаха не успеваешь - разве что резанёт глаз какая-нибудь мелочь вроде красиво падающих через дыру в потолке призраков листьев (настоящим-то в загубленных шахтёрским промыслом окрестностях взяться неоткуда).
Ну, и напоследок о многострадальных призраках - их довольно много, они ужасают гаммой красок и крупными планами смертельных ран, но выглядят гротескно, чуть ли не мультяшно. А главное - совершенно не требуются для продвижения действия: мало ли, как у нашей сыщицы интуиция сработала, если все улики по сути чуть ли не под ногами валяются. И если бы сказанное ими имело хоть какое-то значение, то как удержаться от вопроса о заблудившемся призраке отца-хранителя? Шаг вперёд, два назад, логика безнадёжно буксует по сочащемуся из стен и пола кровавому месиву, но вы на неё и не отвлекайтесь, смотрите по сторонам: маэстро снова сделал вам красиво, не одну голову этим сломал в буквальном смысле. А если хотите в фигуральном - это всё-таки к другому маэстро...