Мысли по циклу «Бездна Голодных Глаз»
Вот решила попробовать себя в роли рецензента. Поглядим, что из этого выйдет… Хотя это, конечно, не рецензия, а так - заметка о впечатлениях.
Фантастический цикл Г.Л. Олди «Бездна Голодных Глаз» давался мне, прямо скажем, тяжело. Нет, вовсе не потому, что было неинтересно! Тяжёл след, остающийся в душе, в сознании после каждого очередного романа, каждой части или главы. Страница за страницей - и вот ты уже сидишь с какой-то моральной усталостью, что ли… опустошённостью… Ещё не до конца понимая, о чём же это было, но чувствуя: что-то изменилось в тебе. Только вот что?
Мир «Бездны Голодных Глаз» страшен. И дело тут вовсе не в том, что его населяют монстры вроде Больших Тварей, Перевёртышей или вампиров, называемых «варками». Он страшен своей идеологией, своей философией, если можно так сказать. Страшен извращённостью человеческого бытия, страшен тем, что в нём слишком тяжело просто быть человеком, нет границы между добром и злом, и «больше не надо прощать ни черта». Мне кажется, поэтому сами авторы на вопрос, в каком жанре написана «Бездна…» ответили - «философский боевик». Именно философский, потому что динамичных, активных сцен, которыми изобилует, например, современная боевая фэнтези, в романах этого цикла очень мало.
Это книга не для сентиментальных. Не для тех, кто любит наблюдать за сложными взаимоотношениями персонажей или за глубокой драмой отдельного героя. И уж тем более не для читателей, верящих в силу добра и любви. Здесь нет героев и злодеев, но конфликт, безусловно, есть. Я бы определила его как конфликт между персонажами и Бездной Голодных Глаз, которая отчаянно хочет воплотиться в нечто, обрести существование - и этим самым, как мне показалось, не даёт людям быть людьми.
На самом деле, когда я прочитала большую часть цикла (кажется, это было на первых страницах «Ожидающего на Перекрёстках»), я задалась вопросом: а кто же во всём цикле самый главный герой? Бес Марцелл, не имеющий Права на смерть? Сарт, переходящий из мира в мир, из одной шкуры в другую, «в любом пути не знающий конца»? Зверь-Книга, одна из Дверей в Бездну? Или кто-то ещё? Конкретного ответа так и не нашла. Поняла, что его нет, что главный герой здесь - Человек. Просто Человек, изо всех сил рвущийся наружу, прочь из исковерканного влиянием Бездны существа. Ведь если задуматься - кто они, герои «Бездны Голодных Глаз»? Среди них очень, очень мало обычных людей - да и те в большинстве своём считают себя ущербными созданиями, стремясь к сверхъестественному, не понимая, что оно на самом деле противоестественное, открывая новые Двери для Бездны. Нет, основные персонажи в «Бездне…» - это бесы, Пустотники, Перевёртыши, Девятикратные, варки, Предстоятели, Мифотворцы… Все они борются с зёрнами Бездны в себе, со всем неправильным, нечеловеческим, что есть в них, будь то бессмертие, перерождение, пустота вместо души, сверхъестественные способности или даже Дом-на-Перекрёстке, который пытается заменить твою сущность на чью-то другую. Все они пытаются найти в себе человеческое, и эта мысль красной нитью проходит через весь цикл.
Побеждают они в итоге или нет, каждый читатель решит, наверное, сам. Но для меня Человек победил. Недаром же Эри в конце повести «Живущий в последний раз» и Мом в конце романа «Войти в образ» с надеждой задают Сарту один и тот же вопрос: «Я человек, Сарт?» И обоим Сарт отвечает «да». Недаром так гордо звучит сказанное однажды Марцеллом и многократно повторённое другими героями: «Я, человек, приду!» Это словно ответ на брошенный Бездной вызов.