В дополнение к посту «Я, человек, приду…»
Продолжает раскрывать тему Человека роман «Рубеж», написанный в соавторстве Г.Л. Олди, А. Валентиновым, М. и С. Дяченко. Но если в «Бездне Голодных Глаз» Человек противостоит прежде всего своей извращённой сущности, то в «Рубеже» он уже свободен и противопоставляется ангелам (Малахам) - существам Служения - именно этой самой своей свободой. Свободой преодолевать запреты и становиться кем-то большим, свободой «выворачиваться наизнанку» и менять местами свои «оболочки».
Кстати, слово «оболочки», которое несколько раз использовали в тексте каф-Малах (один из главных героев) и его учитель рав Элиша, наводит на мысль о некой параллели с «плёночками» - а ведь именно так маленький Денница называл Рубежи. И верно: читатель может видеть, что главные Рубежи в романе - не те, что разделяют миры-Сосуды (как кажется поначалу), а те, что внутри человека. И всякий раз, переходя через них, он обретает нового себя. Примечательно то, что первые (которые между Сосудами) порой с лёгкостью покорялись «сопляку», «а между тем и многим великим Рубеж оказывался не по зубам». И снова у меня в голове непрошено возникает ассоциация с «Бездной…» - и вспоминается название одной из частей повести «Страх» - «Сила слабого». И словно в продолжение мысли звучат слова каф-Малаха, обращённые к Ангелу Силы, Самаэлю: «Не понимаешь? Не понимаешь, ибо никогда не был слабым?»
Итак, Человек свободен и - простите мне это дурацкое слово - «многослоен». Он может быть разным и меняет сущности, переходя свои внутренние рубежи. А ангелы… А что ангелы? Правильно говорит Денница они - бабочки. Каждый внутри одной своей плёночки, скованный одним существом. Они могущественные и великие, но… не зря же им было сказано Богом: «Человек, которого я собираюсь сотворить, более мудр, чем вы».
Каф-Малах, Блудный Ангел, понимает это, когда теряет свою былую мощь. Конечно, прежде он без труда пролетал сразу через множество Рубежей, смеясь над Дозором Рубежных Малахов, не способным его остановить. Прежде ему не нужно было задумываться о настоящей силе (да, наверное, в самом начале романа непросто ему было понять, отчего же Рио так тяжело преодолеть Запрет, вот он и решил, что Рио «просто струсил»). Прежде - пока от могучего ангела не осталась одна лишь крохотная золотая оса, у которой свободы-то… по сравнению с тем, что было раньше, наверное, вообще никакой.
Именно в оболочке осы, запертой внутри золотого медальона на цепочке, каф-Малах, обречённый быть привязанным к кому-то, имеющему ноги, глаза и уши (хотя бы ноги, глаза и уши!), обрёл некое духовное единство с людьми. Сначала с героем Рио, потом с консулом Юдкой. Это единство позволило ему стать Человеком во всех смыслах и подарило ему знание, ставшее истинной силой:
- И кто же тебя научил?
- Они.
- Эти существа на донжоне?
- Да.
(взято из текста «Рубежа»)
И ведь именно это понимание, эта сила вернули ему былую мощь ангела, позволили одержать победу над Самаэлем.
P.S. В который раз убеждаюсь, что я не рецензент. Ну не выходит у меня писать так, чтобы человек, не читавший роман, понял, о чём речь! Но я учусь :)
P.P.S. Да, я очень люблю Олди. Но со временем здесь, скорее всего, появятся заметки и о произведениях других авторов.