Русский роман - жизнь после жизни.

Dec 23, 2013 19:01

Эта публикация никоим образом не претендует на научное исследование.

Так получилось, что я переводила письма, написанные на французском языке, затем всего лишь нашла сведения в русско- и франоязычных источниках, перевела то, что мне показалось интересным, собрала воедино для одного печатного издания, где она появилась несколько месяцев назад под этим же названием.

Фотографии в качестве иллюстраций для варианта ЖЖ большей частью взяты из общедоступных источников в интернете. Среди них есть и парочка моих, не зря же мы с мужем, как заправские папарацци, в поисках некогда прочитанного, бродим по городам и просачиваемся через все дыры и заборы.

Приятного путешествия в отечественную историю!

Здравствуй, мой ангел, люблю тебя больше жизни, и счастлив любить тебя, вот он, крик сердца, что принадлежит тебе навсегда, и что думает лишь о тебе и дышит лишь тобою.

...нет нужды тебе повторять, мой нежный ангел, что ты - моя жизнь, и что все для меня сосредоточено в тебе.

Цитаты, приведённые здесь и ниже, не из слезоточивых романов для сентиментальных барышень, а из писем Государя Императора Александра Второго, адресованных его возлюбленной Екатерине Михайловне Долгорукой (Долгоруковой), ставшей впоследствии  морганатической супругой императора, Светлейшей Княгиней Юрьевской.



Переписка, которая продолжалась в течение 1868-1871 гг. и содержит около шести тысяч писем и записок, изобилует придуманными словами, например, bingerles (любовные, сексуальные игры). Влюбленные никогда не подписывались своими именами, их письма, как правило, завершала подпись: твой навсегда или в таком варианте: mboi nabcerda.

Отдельные письма время от времени всплывают на аукционах (пару лет назад лот из шести писем был приобретен гражданином РФ, пожелавшим остаться неизвестным).



Роман закончился в Ницце, где убитая горем вдова нашла пристанище для себя и своих детей после трагической гибели императора 1(13) марта 1881 года от взрыва бомбы, брошенной террористами.

А где, когда он начался? Может быть, еще в 50-е годы, в имении Долгоруких в Полтавской губернии? За давностью лет не отличить правду от вымысла, кто-то из очевидцев или историков рассказал, а возможно, просто художественное воображение воссоздало такую картину: император расположился на террасе, вдруг из аллеи выбежала девочка-подросток. "Кто вы, прелестное дитя?" - спросил царь. "Екатерина Михайловна"  - "А что ты ищешь здесь?" - "Мне хочется видеть императора".

Почувствовал ли Александр в этой в девочке свою судьбу или им руководили иные помыслы?  Как бы то ни было, но он обсудил со старшими Долгорукими финансовые проблемы семейства, которых к тому времени накопилось немало и твердо пообещал помочь. Oбещение император сдержал: оказал содействие поступлению братьев Долгоруких в военные учебные заведения, а сестер - в Смольный институт.

Весной 1865 года во время традиционного посещения Смольного царь пожелал увидеть своих подопечных,сестер Долгоруких. Восемнадцатилетняя Екатерина предстала перед ним во всем блеске юности : статная, изящная, с огромными выразительными глазами и роскошной короной светло-каштановых волос. Эта встреча не просто зажгла огонь страсти в сердце монарха, она перевернула всю их жизнь и, как оказалось позже, не только их.

Чтобы как-то приблизиться к предмету своего вожделения, Александр инсценировал, не без помощи третьего лица, «случайные» встречи в Летнем саду. Екатерина, смущенная настойчивым вниманием государя, старалась держаться на расстоянии, но сдержанность еще больше воспламеняла его чувства. Вскоре княжна Долгорукая стала фрейлиной императрицы Марии Александровны. Между тем свидания с императором продолжались, и в глазах столичной публики их частые прогулки вдвоем выходили за рамки приличий. Но любовь, как известно, выше всяких условностей.

Наша встреча была короткой, как луч солнца, однако для меня и это было счастьем, и ты должна была это почувствовать, несмотря на то, что я не осмелился даже остановить тебя, чтобы хотя бы пожать твою ручку.

Вскоре произошло то, что рано или поздно происходит между влюбленными.

Я должен признаться, что не чувствую более удовольствия ни в чем, ко всему равнодушен и живу только одной мыслью, и эта мысль - о тебе, я хотел бы дать тебе имя перед Всевышним и людьми - имя, которое я дал тебе в моем сердце 1 июля 1866...

В тот самый день Александр Николаевич сказал ей: «Сегодня я, увы, не свободен, но при первой же возможности женюсь на тебе, отселе я считаю тебя своей женой перед Богом, и я никогда тебя не покину».

Иногда, к счастью или к сожалению, тайное становится явным…

… признаю, что был крайне опечален тем, что видел твое беспокойство в начале, твои слезы причинили мне боль, потому что невольно я говорил себе, что тебе недостаточно моей любви, нет, скорее, что те короткие мгновения, которые я мог тебе уделить каждый день, не были достаточной компенсацией тебе за потрясения, неудобства и жертвы твоего нынешнего положения.

В попытке остановить слухи, Екатерина уезжает в Париж, где влюблённые встречаются под неусыпным оком тайной полиции, затем в Италию, и вслед за ней из северной столицы летят послания императора, полные страстных признаний в вечной любви. По возвращении на родину, вопреки всем препятствиям, влюбленные встречаются ежедневно и по нескольку раз в день пишут друг другу.

.... надо признать, что это настоящее счастье - обожать друг друг, как мы, и быть полностью поглощенными, околдованными и охваченными лишь одним чувством -принадлежности друг другу перед лицом Бога и нашей совести навсегда… и может быть, мы были созданы, чтобы произвести это священное зачатие, перед которым все бледнеет. (из письма Екатерины Долгорукой от 12 (24) ноября 1871)

Позднее Александр II поселил Екатерину Долгорукую рядом с Зимним дворцом, откуда по секретной лестнице она могла напрямую подниматься в личные покои императора. В 1872 году княжна Долгорукая родила сына Георгия,  через год - дочь Ольгу.



После рождения Ольги княжна с детьми переселилась в специально отведённые покои Зимнего Дворца, где в 1876 году появился на свет сын Борис, умерший в младенчестве, а 1878 году она родила вторую дочь, Екатерину.



(Георгий Александрович, Ольга Александровна и Екетерина Александровна Юрьевские в детстве; автор и дети, изображенные на картине, были неизвестны; в результате экспертизы установлено авторство К.Е. Маковского [1839 - 1915] и личности детей)

Императрица Мария Александровна не предпринимала публичных действий, свет же гудел, как растревоженный улей. Государыня уже несколько лет была безнадежно больна, однако она нашла в себе силы и мудрость, сместила акценты, не затрагивая династических проблем : «Я прощаю оскорбления, нанесенные мне как монархине, но я не в силах простить тех мук, которые причиняют мне, как супруге».



(И.К. Макаров (1822 - 1897) «Портрет императрицы Марии Александровны, жены Александра II»)

После кончины императрицы 22 мая 1880, до истечения срока траура, государь стал настойчиво говорить об официальной женитьбe на Екатерине Долгорукой. Ждать этого события, к всеобщему недоумению, пришлось недолго: 6 июля 1880 года в нижнем этаже Большого Царскосельского дворца у скромного алтаря походной церкви состоялся обряд венчания.  Вскоре новобрачной был пожалован титул Светлейшей Княгини Юрьевской, a их рождённые вне брака дети получили фамилию Юрьевские: Георгий Александрович, Ольга Александровна, Екатерина Александровна, что означало официальное признание императором отцовства.

В кругу новой семьи Александр II часто и охотно обсуждал планы отречься от престола и вместе с женой и детьми уехать в Ниццу.

...Не забывай, милый мой ангел, что жизнь мне дорога потому, что я не хочу потерять надежду посвятить себя целиком только тебе...

Однако судьба распорядилась совсем по-иному. После нескольких неудавшихся покушений угроза гибели государя от рук террористов все более превращалась в жестокую реальность. Осенью 1880 года Александр составил завещание, которое обеспечивало материальное благополучие семьи Юрьевских. Позаботился и об их государственно-династической поддержке :  в письме к сыну, будущему Александру III, Александр II просил в случае его смерти быть покровителем и добрым советчиком его жены и детей.

В конце февраля 1881 года Александр объявил: «Это сделано. Я подписал Манифест. В понедельник утром он появится в газетах и, надеюсь, произведет хорошее впечатление. По крайней мере, русский народ увидит, что я дал ему все, что возможно."  Не суждено было Царю-Освободителю насладиться народным признанием - 1 марта прогремел роковой взрыв.

Светлейшая княгиня Юрьевская с детьми вскоре покинула Россию.



Своим пристанищем вдова избрала Ниццу, где скончалась в 1922 году. С собой она увезла дорогие сердцу реликвии: тетради Александра с лекциями Жуковского, его нательную рубашку с пятнами засохшей крови, Евангелие и карманные часы с оставшейся от удара по мостовой вмятиной (цепочку от часов она всю оставшуюся жизнь носила поверх платья), перо с застывшей капелькой чернил на конце со стола в императорском кабинете и письма,  почти три тысячи писем от любимого.

Какая же память, кроме этих безмолвных свидетелей давней трагедии, которые хранятся ныне в храме Св. Николая Чудотворца в Ницце, осталсь после жизни?

Ставшая хрестоматийной картина И. Крамского.



Таинственная красавица, одетая по последней моде своего времени, надменно улыбается на фоне Аничкова дворца. Портрет, которому художник дал название "Неизвестная", был выставлен уже после гибели императора, в 1883 году, и вызвал нешуточный скандал. Согласно одной из многочисленных версий по поводу прототипа героини, изображена на нем Екатерина Долгорукая, бросающая вызов наследнику престола и его семье (дворец был резиденцией великого князя Александра Александровича, будущего Александра III, в нём же состоялась свадьба великого князя и датской принцессы Дагмары - в замужестве императрицы Марии Фёдоровны).

Через несколько лет после гибели Александра II в Европе вышла книга воспоминаний Екатерины Долгорукой - Юрьевской под именем неизвестного автора Виктора Лаферте.

В мае 1895 года в соборе Св. Николая Чудотворца в Ницце венчались Cветлейшая княжна Ольга Александровна и граф Георг фон Меренберг, внук Александра Пушкина.



Вот ведь ирония судьбы: знали бы великие деды (история никогда не забудет отношений великого поэта и Николая I) что через внуков им суждено породниться!

Спустя пять лет в аристократическом центре Ниццы,  в особняке "Georges",





названном его владелицей Екатериной Михайловной Долгорукой-Юрьевской в честь сына-первенца,





вновь гремели здравицы в честь новобрачных - Светлейшего Князя Георгия Юрьевского и графини Александры Зарнекау. На исходе того же 1900 года в Ницце родился младенец, нареченный в честь венценосного деда - Александр Георгиевич Юрьевский.

8 декабря 1961 года от его брака со швейцарской Княгиней Урсулой Аннемари Беер де Грюнек в мир пришел правнук Александра II и Екатерины Михайловны Юрьевской, Георгий (Ганс-Георг) Александрович Светлейший Князь Юрьевский, наш с вами современник.



После выхода в 1959 году фильма Роберта Сьодмака "Катя, некоронованная царица" с Роми Шнайдер в главной роли, могила Кати - так ее называют французы - на православном кладбище Ниццы превратилась в место паломничества. И по сей день перед ее скромным овальным портретом стоят цветы.



Поклониться праху прабабушки приезжает из Швейцарии Георгий Александрович  Юрьевский. На его визитной карточке начертан фамильный герб Светлейших князей Юрьевских, выполненный по эскизу его великого прадеда.



В нем причудливо переплетаются родовой герб Царствующего Дома Романовых с Российским государственным орлом и вензелем императорского имени, венчает герб девиз «За веру, царя и Отечество.

Адреса:
Villa Georges - 10, Boulevard Dubouchage, Nice
Cimetière orthodoxe de Caucade, Nice

русское зарубежье, Россия, Лазурка

Previous post Next post
Up