СВАДЕБНЫЙ ПЕРЕПОЛОХ. ТРАДИЦИИ СТАРОЙ МОСКВЫ

Dec 29, 2023 20:41




Балы у дворян - это те же самые смотрины.



В XIX веке самым популярным способом найти себе пару было посещение бала. В столице проходили ярмарки невест: так называли званые вечера, на которых знакомились будущие супруги. 4
В Москву съезжались невесты и женихи со всей России. Приготовления были очень серьезными. Специально для вечера шились наряды, приглашались парикмахеры. Девочек на бал начинали водить еще до вступления в возраст невесты.
"Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками", - писал Александр Сергеевич Пушкин.



Самым известным был Зимний бал в здании Благородного собрания в Москве ( ныне Колонный зал Дом союзов).

Отвести невесту на ярмарку в Москву было дорого. Экипаж, корм лошадям, постой на дворах, аренда квартиры (здесь, правда, часто экономили, потому что какой-никакой, но родственник в Москве обычно находился), бальное платье (желательно несколько штук; тоже экономили, перешивая - хорошая портниха на вес золота, недаром Анна Каренина хвасталась, что ее модистка перешивает ей старые платья до неузнаваемости), украшения (можно напрокат, но это моветон), плата парикмахеру и, при необходимости, балетмейстеру.
Героям повести Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина», выдававшим в Москве старшую дочь Надежду, пришлось нелегко: все деньги уходили на платья и приданое, семья ночевала вповалку в крошечном доме на окраине.
А Татьяне Лариной пришлось ехать в Москву 7 дней. У Александра Сергеевича Пушкина в «Евгении Онегине» Татьяна едет в Москву как раз на ярмарку невест .

«За то зимы порой холодной
Езда приятна и легка.
Как стих без мысли в песне модной
Дорога зимняя гладка.
Автомедоны наши бойки,
Неутомимы наши тройки,
И версты, теша праздный взор,
В глазах мелькают как забор.43
К несчастью Ларина тащилась,
Боясь прогонов дорогих,
Не на почтовых, на своих,
И наша дева насладилась
Дорожной скукою вполне:
Семь суток ехали оне».

Семье Татьяны Лариной еще повезло. За жилье платить было не надо.
Они приехала в дом на углу Большого и Малого Харитоньевских переулков.
«У Харитонья в переулке
Возок пред домом у ворот
Остановился.
К старой тётке,
Четвёртый год больной в чахотке,
Они приехали теперь».

Московские балы - ярмарки невест шли в Благородном собрании, Университетском пансионе и многих домах. Молодые люди успевали посетить за вечер несколько балов, присматриваясь к девицам.
Как сказала Ольга, не девицам же надо было перемещаться в их легких платьях с оголенными плечами.

На балы приезжала блестящая гвардейская молодёжь из Петербурга, собиралось порой до 5 тысяч человек.
Николай Васильевич Гоголь в «Петербургских записках 1836 года» писал: «Москва женского рода, Петербург - мужеского. В Москве всё невесты, в Петербурге всё женихи».



Когда-то в здании Благородного собрания давали самые престижные балы. В советское время в Колонном зале Дома союзов собирались лучшие коммунисты страны, здесь прощались с умершими руководителями СССР, а позже здесь же устраивали концерты звёзд эстрады. Много чего интересного может рассказать о людях разных эпох это здание.

Существовал строгий бальный этикет. Танцевать с одной девушкой, даже если она вам очень понравилась, больше трёх раз считалось неприличным. Иначе юноше или мужчине, как честному человеку, пришлось бы жениться на ней.
Московские ярмарки невест были очень волнительны для родителей , потому что решалась судьба не только дочери, но и всей семьи (если удастся заключить выгодный брачный союз). Матушки воспринимали каждого танцовщика как потенциального жениха. Поэтому на балах всегда сопровождали девушек и очень внимательно следили, с кем дочь танцевала, не тянется ли за молодым человеком шлейф скандалов, из какой семьи, можно ли рассчитывать на шикарную партию. Слово «танцор» тогда было по сути синонимом слова «жених».
Ольга: «Мы и сейчас используем в речи слова «вытанцовывается», если всё отлично, или «не вытанцовывается», если что-то не сложилось».

На балу можно было «вытанцевать» себе хорошую партию. Поэтому обучению танцам уделялось большое внимание.

Если парню понравилась девушка, он должен был после этого начинать наносить визиты в ее дома.
Ольга: «Помните у Толстого? Кити возлагает большие надежды на бал, ибо влюблена в Алексея Вронского, часто бывавшего у них дома и дававшего повод думать, что он сделает ей предложение. Накануне девушка отказала Левину, будучи уверена в том, что Вронский объяснится с ней на балу.
Алексей Кириллович своим поведением давал основания считать что он имеет намерение жениться на княжне Щербацкой. Сам же Вронский был молод, наслаждался жизнью, но не планировал жениться вообще и на Кити в частности.
«На балах он танцевал преимущественно с нею; он ездил к ним в дом. Он говорил с нею то, что обыкновенно говорят в свете, всякий вздор, но вздор, которому он невольно придавал особенный для нее смысл»



В итоге Кити тяжело заболевает. А причина одна - ее не выбрал Вронский.

Как только молодой человек проявил интерес к девушке на балу, то есть более 3 раз с ней потанцевал, его зовут на чай или обед. Отныне, если он действительно заинтересован, он будет приходить регулярно, в особых случаях даже без приглашения (как Пьер из «Войны и мира»), присутствовать на всех праздниках и терпеть намеки. Самое интересное: до предложения девушку нельзя было даже поцеловать, извольте просто беседовать.

Потом надо было делать предложение, но просить руку девушки надо было через ее родителей. Когда предложение сделано, принято и родительское благословение получено, молодые могут поцеловаться. Теперь они могут делать это публично.
От жениха ждали подарков, например, броши или колец, от матери невесты - приданое.

Сам брачный процесс проходил в церкви. Из обязательных условий: наличие жениха и невесты, их согласие, наличие колец и присутствие двух свидетелей.

Те, кому не посчастливилось найти жениха или невесту, уезжали домой. Чтобы на следующий год снова приехать на ярмарку невест...

Все это было у благородных дворян. А что же было у купцов?
В купеческих семьях женихов и невест обычно выбирали родители, а детям оставалось лишь согласиться.
А приглядывались друг к другу люди на гуляньях.



Обряд смотрин, который среди дворян в 19 веке воспринимался уже чем-то архаичным, в купеческой среде встречался часто.
В Москве самыми популярными были гулянья в Нескучном саду и в Сокольниках.
Попасться на глаза суженым дочери московских купцов могли там только дважды в год: в Вербную субботу и 1 мая.

Ольга: «Для изучения быта и нравов купеческой среды весьма интересна книга «Из жизни торговой Москвы» И. А. Слонова.

Девочки невестились чуть ли не с пятнадцати лет и думали только о нарядах и женихах, которых для них выбирали родители через свах. А родители руководились в выборе жениха солидностью семьи и главным образом его состоянием.
Девушки выходили замуж, не зная своих будущих мужей, мечтая только о нарядах и выездах, ни о чем не задумываясь, никуда не стремясь. Барышень одевали богато и безвкусно, делали им прически, завивали челки, они манерничали, говорили в нос, закатывали глаза.

Для выходцев из крестьян или мещан вступить в брак с купеческой дочкой считалось престижным. Дворяне чаще пытались породниться с купцами из корыстных побуждений. Такую ситуацию высмеял на картине «Сватовство майора» художник Павел Федотов.



Появилось даже выражение - «позолотить герб». Некоторые купцы таким образом пытались поднять свой социальный статус или обзавестись нужными связями. Но со временем многие из них убедились, что брак с титулованным бедняком чаще приносит убытки, а не выгоды, так как зятья оказывались мотами и бездельниками.

Ни о каком общении во время гуляний речь не шла: молодые люди могли лишь взглянуть друг на друга издалека. И потому значимой фигурой в купеческой среде стала сваха, обойтись без которой было невозможно.



Сам уклад купеческой жизни предполагал посредниц для устройства браков: так как девушки не покидали домов, требовался тот, кто может известить потенциального жениха о появлении невесты и описать ее достоинства.
Войти в купеческий дом человек с улицы не мог, и потому свахи шли на разные ухищрения. Чаще всего они прикидывались торговками кружевами и всякими мелочами для рукоделия, чтобы познакомиться с хозяйкой дома. Но начинали опытные сводницы с «вербовки агентуры»: заводили дружбу с прислугой, вытягивали у горничных и поварих сведения о нраве и склонностях купца и его супруги и лишь после этого пробирались в семью, уже зная, как произвести благоприятное впечатление.
Обработка одной четы занимала немало времени, и потому деньги за свои услуги с женихов посредницы брали немалые. Например, в «Женитьбе Бальзаминова» сваха потребовала, не моргнув глазом, две тысячи рублей, да еще и заключила письменный договор.

В зависимости от опыта и успешности заключенных браков цены на услуги свах разнились.



Свахами, как правило, «работали» либо вдовы либо женщины с неустроенной личной жизнью.
Традиционно помимо денег за своих услуги со свахами расплачивались шалями. Так что добрую сваху было видно из далека - чем роскошней шаль, тем богаче клиентура.



Получить гонорар было непросто: свахи имели дело с купцами, которые сами могли продать что угодно. Чтобы «уболтать» такого «клиента», приходилось потрудиться. Невест свахи рекламировали изобретательно и подолгу, выпячивая достоинства и скрывая недостатки. И, конечно же, не стеснялись врать.
Какими качествами еще обладали свахи? Ввернуть нужное словцо, вовремя польстить или приврать - в этом свахи были мастерицы.  Располагали к себе родителей, выведывали, сколько за невестой имущества, здорова ли, какая характером.



Никогда не задумывалась, почему у свах платки завязаны таким образом, что концы платка образуют рожки.
Оказывается, они так отваживали нечистую силу.
Их особо ценили за эту способность. . И тут все средства были хороши, лишь бы не сглазить сговор - чтобы дело связалось, опутывали ножки стола веревкой, гремели печной заслонкой, ходили не поперек, а вдоль половиц.

В купеческом Замоскворечье свах знали отлично, они были на любой вкус и сословие.
Говорили они очень сладким голосом, протяжно, певуче. Обращаясь к каждому клиенту употребляли слова «бриллиантовая ты моя». Ввернуть нужное словцо, вовремя польстить, приврать - в этом свахи были мастерицы.
А еще оказывается, сваха, войдя в дом, сначала крестилась, а потом прикладывала руки к печке.
Оказывается, это для того, чтобы поздороваться с домовым.
Как сказала Оля: «Божественное и языческое, просто два в одном».



В домовых верили.

А еще верили в сестер-лихоманок.


Лихоманки - это злые сестры-демоны, насылающие на людей болезни и физические страдания. В разных источниках число их указывается по разному, самый распространенный вариант - двенадцать сестер и старшая, тринадцатая , чья сила превосходит силу всех остальных, вместе взятых. Каждая из них имеет власть наделить человека определенной, свойственной только ей, болезнью, старшая же контролирует и подстрекает остальных.

Вот и с ними свахи расправляться умели, даже изготавливали специальные обереги и дарили будущим невестам.

После того, как сваха свою работу проделала, засылались сваты из родственников жениха.



Именно сваты получали от семьи невесты «хлеб-соль» для жениха в знак того, что предложение руки и сердца принято.
Если предложение руки и сердца не принималось, то к ним выходили с тыквой.


Но старались до этого не доводить, проще было отказать через сваху.

А уж потом устраивались смотрины, где будущие жених и невеста знакомились друг с другом.



У дворян обращаться к свахам было не принято, а вот чиновники и купцы считали это делом обычным.

В деревнях все проходило в три этапа:
- работа свахи
- смотрины


Как правило, невесту тут знали заранее, ибо в деревнях все росли вместе. Даже поговорка существовала: «Хоть за курицу, но со своей улицы».
- свадьба

По улицам и переулкам, Экскурсии, По свежим следам, Ольга Федоренко, Гиды, Впечатления, Лекция

Previous post Next post
Up