СВАДЕБНЫЙ ПЕРЕПОЛОХ. ТРАДИЦИИ СТАРОЙ МОСКВЫ

Dec 29, 2023 16:13

«Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим...» Ярослав Мудрый.





«Тесть Европы», именно так называют новгородского князя Ярослава Мудрого. Мудрый князь понимал, что не только сильное войско обеспечивает безопасность державы. Внутреннюю политику, торговые и политические связи лучше выстраивать посредством заключения междинастических браков.
Супругу правитель выбирал, руководствуясь трезвым расчетом. Возлагая надежды на помощь шведов в борьбе за престол, князь посватался к дочери шведского короля Ингигерде. Надо сказать, что расчет Ярослава сработал. Престол он занял, а Ирина, именно такое имя Ингигерда получила при крещении, оказалась еще и незаурядной женщиной: хозяйственной и участливой. Кроме того, она подарила князю шестерых сыновей и трёх дочерей. Династические браки дети Ярослава заключили со всеми ключевыми европейскими королевскими домами. Невесты для сыновей были «выписаны»..

Трех своих дочерей Ярослав выдал за королей разных стран.




Анна вышла замуж за короля Франции Генриха І и стала королевой Франции.
Анастасия стала женой короля Венгрии Андрея.
Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Смелого и королевой Скандинавии.

Всем дочерям поставлены памятники в тех странах, где были королевами.


Слева направо:
Анастасия (слева). На вершине горы рядом с озером Балатон, у Тиханьской аббатской церкви, в новейшее время сооружен памятник королю Андрашу и его жене. На нём надпись: «Король Андраш I и королева Анастасия - украинская княгиня».
Анна (в центре и справа). Скульптурная композиция с изображением Анны Русской находится в основанном ею в 1065 году монастыре имени Святого Викентия в Санлисе недалеко от Парижа прямо перед часовней. Кроме этого в Париже есть памятник Анне Русской.

В Осло есть памятник Елизавете.

Сыновья Ярослава и Ирины тоже женились.
Вячеслав и Игорь женились на германских принцессах, а Всеволод - на дочери греческого императора Константина Мономаха царевне Анне, от брака с которой родился князь Владимир Мономах.

В 16 веке появляется вот такое издание.



Написан «Домострой» в 1552 году во времена правления Ивана Грозного и представляет собой свод наставлений и советов. Авторство книги до сих пор оспаривается. Принято считать, что «Домострой» написан Нестером Селиверстовым (Сильвестр), но многие историки полагают, что такой труд является коллективным творчеством, а Сильвестр выступил в качестве последнего редактора.

Это творение разделено на три части: духовную, мирскую и хозяйскую. В первой изложены положения отражающие взаимоотношения русского человека с Всевышним и Царём. Второй раздел повествует о правильном семейном устройстве, а третий дает рекомендации, как правильно вести домашнее хозяйство.

Из «Домостроя» берёт своё начало такая черта характера, как бережливость,
Текст этого свода наполнен советами об экономном образе жизни и нестяжательстве, при котором надо довольствоваться тем, что есть. Там были прописаны такие постулаты, как «ешь то, чем можно быть сыту, пей то, чем можно утолить жажду, одевайся так, чтобы не быть нагу» и «что сам можешь сделать, за то денег не плати».
По «Домострою» одной из добродетелей был труд, причём мотивированный не материальными благами, а моральными стимулами. Трудовая деятельность рассматривалась как нравственное деяние, в котором порицалось поклонение деньгам. Богоугодным делом считалась лишь та работа, при которой человек реально затрачивал свою физическую энергию. Именно поэтому на Руси не любили ростовщиков, считали их капитал паразитическим и всегда с недоверием относились к людям, сумевшим разбогатеть в короткие сроки.

В «Домострое» было написано, что русская женщина должна обладать запасливостью и бережливостью.
В третьей части данного сочинения помимо многочисленных рецептов приготовления блюд приводились советы, как правильно и рачительно организовать домоводство, чтобы ни при каких обстоятельствах не испытывать нужду. Так тем, у кого «поместий нет» предлагалось запасаться едой, делая разнообразные припасы от мороженого мяса до разносолов и варений в погребах.

«Домострой» призывал уделять время экономному рукоделию, когда ничего не выбрасывается, а идёт на другие нужды: «Как всякое платье кроить, и остатки и обрезки беречь»

Что-то мне кажется, что некоторые наши женщины до сих пор живут по сводам законов этого сборника, что совершенно не свойственно мне и сестре.

В «Домострое» было прописано, что в деревнях девушка может считаться «на выданье» с 13 лет (в городах - с 15), женихом парень может становиться с 17 лет.

Домочадцы должны были доверять своему мужу и отцу, им должны были быть чужды свободомыслие, своеволие и самостоятельность.

Поскольку царь на Руси представлялся наместником Бога на земле (по мнению исследователя Владимира Иваницкого) совершенно закономерно было дополнить вышеописанную схему параллелью «Муж-Жена» и «Царь-Страна», где Царь-это руководитель, а народ - зависимый вассал.
Итак, жена во всём слушается мужа, народ должен повиноваться Царю, принимать любую его волю за благо, и, несмотря ни на что, служить ему верой и правдой.
Из этого правила родились сразу две черты национального русского характера: самовластность у тех, кто достиг каких-либо высот в определённой сфере, и безмолвная покорность, тех, кто находиться в положении подчинённого.

Ольга: «Теперь мы поговорим об этапах свадебного обряда на Руси».



Сначала надо было, чтобы на девушку, которая на выданье, обратили внимание.



В России в старину женились очень рано - возраст 12-13 лет считался самым подходящим для вступления в брак. А готовились к свадьбе практически с самого рождения ребенка.
Взросление девушек на Руси проходило согласно традициям и сопровождалось многими обрядами.
Девочкам с раннего детства готовили приданное. А в некоторых деревнях девочка сама шила или вышивала часть своего приданного.
Обряды касались и внешнего вида девушек. Например девочкам с малолетства волосы заплетали в одну косу. Коса располагалась вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют человека жизненными силами, подготавливая ее к будущему материнству.
Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребенка.

Ко времени замужества девушка должна была очень хорошо знать все тонкости свадебного обряда, уметь правильно плакать с причитаниями, или голосить.
Девушку, которая предназначалась на выданье, одевали красивее сестер, ее всячески славили, распространяя о ней хорошую молву. Если в семье было несколько дочерей, то при выдаче их замуж строго соблюдалась очередность - первой должна была выйти замуж старшая дочь.

Девушек в возрасте старше 20 лет, которые до этого времени не вышли замуж, называли перестарками или вековухами. На таких девушек смотрели с опаской, сыновей старались на них не женить, так как считалось, что такие девушки обладают какими-то пороками. А если молодой человек не нашел себе в положенный срок невесту, то его называли бобылем.

Принято было проводить общественные смотрины невест, которые обычно привязывались к церковным праздникам, например, к Пасхе, Крещению, Троице, Святкам или к периоду летних гуляний. На смотрины приходили не только жители одной деревни, но также могли прийти и молодые парни со своими родителями из других поселений.
Потенциальную невесту по время таких смотрин выставляли перед родителями, она шла впереди. За ней шли родители, а дальше - остальные члены семьи.

Смотрины невест проходили не только в простых семьях, это было принято и у царствующих особ.

Ольга рассказала о том, что на кастинге, говоря современным языком, оказывалось до 500 невест, после кастинга их число сокращалось до 10-12.



Идею выбирать невесту государю через смотр кандидаток на Русь пришел из Византии. Там этот обычай практиковался довольно давно. Причем присутствие императора при кастинге было совсем не обязательным. Известен случай когда византийская царица Ирина чтобы найти сыну жену разослала во все концы империи гонцов со строгими параметрами отбора, такими как рост, размер ноги и даже обхват головы.
В результате в первый тур было отобрано около 300 кандидаток, а в финал вышло только 13. Победительницей стала сирота из древнего армянского рода по имени Мария. Сына Константина царица просто поставила перед фактом, не принимая внимание его желания. Стоит ли говорить, что брак оказался несчастливым. Как только Константин вышел из-под опеки своей властной матушки, он тут же разорвал брак и сослал Марию в монастырь. Так что нововведение оказалось совсем не эффективным, но в России, тем не менее, прижилось.

Не исключено что Москва просто переняла этот обычай у Византии. А может тут все дело в том, что иноземные невесты не сильно-то и рвались переезжать в Москву, ибо во всей Европе Московское царство тогда представлялось диким краем, населенным варварами. Вдобавок, потенциальной невесте необходимо было принимать православную веру, менять имя. Поэтому европейские монархи решительно отказывались выдавать своих дочерей за русских царей.
Ну а поскольку ровню царю по знатности во всем Русском государстве найти было априори невозможно, то пришлось применять византийский обычай - выбирать исключительно по красоте и внешним параметрам.

Впервые этот обычай был применен в царствование Василия III. Со всех концов страны ему привезли 500 невест.. Из них верные бояре отобрали триста, в третий тур прошло сто, и, наконец, перед очами царя предстало 10 кандидаток. Из них Василий и выбрал дочь бедного боярина Соломонию Сабурову.

Какие же критерии были в этом непростом отборе? Главный - это внешний вид. Девушка должна была быть здоровой на вид и красивой. Излишне худые отметались сразу., ибо главной задачей считалось рождение наследника. А как худосочная барышня ребенка может выносить и родить?
Не проходили отбор и слишком бледные на лицо (ибо явно хворые), и низкого роста (не сможет родить царю наследника). Предпочтение отдавалось румяным да статным девицам.

Прошедших первый этап конкурса красоты, как заметила Ольга, допускали к конкурсу дальше.
Им устраивали опрос о семье и родословной. Бояр в первую очередь интересовало количество детей в семье. Предпочтение отдавалось многодетным, ибо это означало, что будущая царица сможет нарожать государю много наследников. Дальше в ход вступали повивальные бабки: они раздевали девиц детально осматривали кандидаток на предмет физических изъянов, девственности и способности рожать детей.

До финала доходило очень немного кандидаток. В заключении главный смотр проводил уже лично царь. Прошедшие сито отбора представали перед его очами, низко кланялись царю в пол и отходили к стенке, потупив очи долу в ожидании царского решения. А оно могло последовать далеко не сразу. Так что финалистки "конкурса красоты" вместе со своими мамками да няньками месяцами могли жить во дворце и периодически представать перед взором царя, пока тот мучился выбором.
Так, например у будущего отца Петра I Алексея Михайловича на принятие решение ушло чуть ли не полгода. С ноября 1669-го по апрель 1670-го он рассматривал 60 прошедших отбор кандидаток и так и эдак, и все никак не мог определиться. Он даже ходил по опочивальням и рассматривал спящих девушек, чтобы выбрать из них самую обаятельную и привлекательную. В итоге остановился на Наталье Нарышкиной, дочери небогатого дворянина.



Картина К. Маковского. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем.



Потом мы погрузились во времена Михаила Романова.

Во время смотрин невест Михаила Федоровича государь обратил внимание на скромницу Марию Хлопову, которая присутствовала в числе финалисток только ради массовки. Супругу царю уже определила мать и данный конкурс был пустой формальностью. Однако царь, что называется, «психанул» и указал перстом на Марию, вручив той царское кольцо и ширинку (вышитое полотенце), это были знаки сделанного выбора. Матушке царя пришлось принять выбор сына и начать готовиться к свадьбе. Однако незадолго до нее Мария Хлопова внезапно "заболела" , ее постоянно тошнило, девушка жаловалась на слабость и диарею (говоря тоже современным языком). Лекари немедленно вынесли заключение о том, что невеста больна, к браку непригодна, а понос - признак бесплодия.
Несмотря на протесты государя (он в первые годы царствования находился под сильным влиянием матери), Хлопову с родней сослали в Тобольск.

Амнистировал девушку патриарх Филарет, буквально проведя расследование и доказав, что Марии подсыпали слабительное в еду.


Однако, в столицу Марию не вернули.

Патриарх задумал женить Михаила Федоровича на иностранке, но из отцы все время находили предлоги для отказа. Так, шведский король сказал, что его дочь не хочет переходить в православие.

В итоге, на двадцать девятом году жизни Михаил Федорович женился на Марии Владимировне Долгорукой.



Но неудачи продолжали его преследовать. Молодая супруга скончалась через несколько месяцев после свадьбы. Государь погоревал, погоревал и через год, прислушавшись к уговорам матери, надумал вновь жениться.

Вновь царю предстояло выбрать себе жену из множества претенденток. Это были девицы на выданье, принадлежавшие к самым знатным родам. Представьте себе, как только стало известно о намерении государя вновь вступить в брак, в Москву со всех концов страны потянулась вереница из повозок с потенциальными невестами знатнейших фамилий, которых везли на смотрины. Их сопровождали матери и ближайшие родственники. После того как красавицы были представлены матери государя, инокине Марфе, родственники их разъехались по домам, а девушкам же отвели специальные комнаты и разрешили оставить при себе только одну прислужницу.



Снова Марфе не свезло, ее сын выбрал себе в жены не знатную девицу, а ее прислужницу.
Марфа убеждала Михаила Федоровича отказаться от девицы низкого происхождения и присмотреться получше к другим невестам. Она была убеждена, что выбор государя оскорбит князей и бояр. Однако, государь был тверд. Он сказал Марфе, что хочет взять в жены ту, что пришлась ему по сердцу. А что она бедна и незнатной пород, так это не порок, ведь и сам государь познал нужду и гонение до того, как занял место на престоле. Услышав ответ своего сына, инокиня Марфа была вынуждена благословить его на брак с прислужницей.



Понравившаяся Михаилу Федоровичу девушка по имени Евдокия была дочь захудалого дворянина Лукьяна Стрешнева из Можайска. Евдокия в качестве служанки сопровождала свою дальнюю родственницу, которая приехала в Москву на смотрины. Так скромная и бедная девица стала государевой невестой. К ней приставили княжеских и боярских дочерей. Евдокия была настолько застенчива и кротка, что когда те пытались поцеловать ей руку, не позволяла этого делать и сама целовала каждую из девиц.

Брак с Евдокией оказался очень счастливым. Они прожили вместе душа в душу до самой смерти государя. Евдокия пережила мужа только на 5 месяцев.



Последним русским царем в годы правления которого состоялся смотр невест был Петр I.
Причем его первая супруга Евдокия Лопухина была выбрана царю в жены его матерью. Сам Петр участие в выборе не принимал.
После 9 лет брака государь отправил Евдокию в монастырь
После Петра Великого русские правители стали обращать свой взор на иностранных невест, да и они уже не чурались "этих варваров" , ибо Россия уверенно вступала в свою новую эпоху и породниться с императорской фамилией теперь стали желать многие европейские монархи.

Позднее вышел указ Павла Первого о престолонаследии.


Согласно ему государи должны были жениться на особах одного с ними социального статуса, не имеющих с ними близкородственных связей.
Поскольку в России император стоял на высшей ступени и почитался, как ставленник Бога на земле, найти равную ему пару в родной стране не представлялось возможным.
Свою лепту в укоренение традиции поиска невесты за рубежом внёс император Александр I, который в 1820 году дополнил указ предка нормой, лишавшей права на престол лиц, рождённых в морганатическом браке - супружестве с персоной не из императорского рода.
Именно поэтому, взоры цесаревичей были обращены на иностранных принцесс, которые из-за аналогичных запретов, действовавших в их родных странах, вынуждены были выбирать мужей из других правящих династий.

По улицам и переулкам, Экскурсии, По свежим следам, Моя сестра, Ольга Федоренко, Гиды, Лекция

Previous post Next post
Up