Этот пост является своеобразным дополнением
наблюдения, сделанного Мишей Шумилиным (
vaniloquidorus).
Любая историческая работа должна начинаться с историографического раздела, в котором анализируются работы предшественников. В трудах советских историков (не всех, правда) критический разбор подменяется употреблением стандартного набора ругательств: тут и "ограниченность буржуазной науки", ее "неспособность адекватно оценить исторической развитие", "неспособность сделать правильные выводы о характере общественных отношений" и т. д. А все это от того, что буржуазная наука "не вооружена великой марксисткой теорией".
Однако за пределы этих штампов обычно не выходят и западных коллег не оскорбляют.
А вот книга А.Б. Рановича "Эллинизм и его историческая роль" (М., 1950) меня, уставшую от однообразной критики, даже рассмешила. Вот как он расправляется с оппонентами:
"Упадок эллинизма с конца III века Эд. Мейер объясняет "внутренним распадом греческого духа", разлагающим действием восточных монархий и восточных религий, ослаблением культуры в результате ее вульгнаризации, упадком творческого духа. Психологическое, даже мистическое начало в качестве объяснения исторической эпохи свидетельствует лишь о "внутреннем распаде" и "упадке творческого духа" у самого Эд. Мейера, но никак не может удовлетворить даже буржуазного ученого..."
Вот такая полемика:-) Жаль, Эд. Мейер не смог ему ответить....
P.S. Надоело мне готовиться. Завтра уезжаю на дачу. Вернусь во вторник.