Чем заняться, если у тебя температура? Очевидно же - пойти досмотреть сериалы. Ну или сериал в моем случае, а именно “Готэм”.
И да, я вам не скажу за всю Одессу, вся Одесса очень велика - я не стану судить о сериале с точки зрения канона (в котором черт голову сломит!), я хорошо помню и люблю только трилогию Нолана, а мультики и парочка комиксов были в детстве и неправда. Однако после сериала я даже всерьез задумалась, а не пойти ли разобраться с этой неправдой и чертями - в мрачный мир “Готэма” я рухнула с головой и очнулась, только выключив 44 серию. Теперь надо как-то ждать целый год.
Не знаю, что зацепило меня больше - город, свет, костюмы, герои, безумные завихрения сюжета? Все в целом - верный ответ. Тут все работает на атмосферу и стиль, который в “Готэме” выдержан до мелочей. При том, что стиль этот никак не реалистичный, в нем скорее чувствуется неизменность театральных декораций.
Готэм как город лишен многообразия мегаполиса. Но у него свое лицо. Он мрачный, темный. Подавляющее большинство съемок происходит на задворках зданий, в грязных тупиках, под арками мостов, в обветшалых домах, с печатью былого великолепия на перилах лестниц и потолках, в залах заброшенных заводов. Порой Детройт просматривается в сериале куда более четко и явно, чем Нью-Йорк, из чьих осколков склеен Готэм.
Вспышки городских огней, пар из канализации, сирены полицейских машин, лучи фонариков и прожекторов, переменчивый неон клубов, с грохотом проносящиеся поезда - заменяют в Готэме солнечный свет. День здесь короток и сер, беспомощен по сравнению с величием ночи. Лица героев постоянно скользят из света во тьму и тонут в тенях…
Без сильных героев бессмысленно смотреть любой сериал, и обычно я довольно четко могу сказать, ради кого я смотрю. “Готэм” поначалу я смотрела ради ветки Брюса Уэйна (в первом сезоне ее ничтожно мало), но очень скоро стало ясно, что слежу я с одинаковым интересом за всеми героями.
Наверное, сложно, имея такой материал в бэкраунде, создать бледных персонажей, хотя о чем я говорю, слить можно все. Киноиндустрия это не раз доказывала. Но создатели “Готэма” все же постарались на славу - не запоминающихся героев тут просто нет. Во многом это заслуга самих актеров. Их игра - манерная, но яркая и сильная, у них четкая дикция с неизменными личными особенностями произношения (как можно смотреть “Готэм” не с английской дорожкой, я не знаю), запоминающаяся мимика.
Все это поддерживается продуманной работой художника по костюмам. Визуальный образ персонажа всегда не менее четкий и выдержанный, чем декорации. При чем это зачастую касается даже совершенно уж проходных героев и массовки. И в то же время одежда и прическа меняются, если меняется сам персонаж. Так, главный герой сериала Джим Гордон очень символично переодевается из серого костюма в первом сезоне в черный во втором, а к концу (уходя из полиции и лишаясь сковывающих его правил и протоколов) вовсе начинает носить кожаную куртку, которая на ряду с лохматостью и подбитой бровью ему очень к лицу. К тому же часто именно в костюмах содержатся первые намеки на будущее альтер-эго того или иного персонажа.
Вообще развитие героев - это то, за чем особенно интересно наблюдать. К счастью, герои в “Готэме” действительно меняются под влиянием событий. Одних они толкают на темную сторону, в объятия к своему альтер-эго, других… впрочем, “Готэм” не про раскаивающихся грешников, а про размытие границ между добром и злом, законом и порядком и познание этой своей темной стороны. Она находится даже у рыцаря в сверкающий доспехах Джима Гордона. И выясняется, что тьма в душе - не грех, а сила, без которой в этом городе не выжить и выбирать между большим и меньшим злом приходится постоянно (прости, Геральт).
По итогу в “Готэме” просто нет белого и черного, а есть сплетение личных мотивов, целей, интересов, убеждений и идей. Можно встать на сторону любого персонажа и понять его. Нет, ни одного героя, которого можно было бы однозначно назвать злом в ваккуме и монстром, разве, что исключая откровенных безумцев, но безумие в Готэме - опасная инфекция,которая распространяется как чума по городу, но от которой можно излечится, а потом подхватить рецедив.
Как я уже говорила, моя любимая ветка - ветка Брюса Уйэна, где раскрывается тема его взросления и становления как будущего Темного рыцаря. Из наивного домашнего мальчика (приличная, соответствующая статусу одежда и черно-белый мир во взглядах) до принципиального сдержанного молодого человека, который уже понимает, на что придется пойти, дабы добиться своих целей, готов это принять и уже не раз посмотрел смерти в лицо.
Тут еще, конечно, нельзя не упомянуть Альфреда. При встрече с подругой обсудили, что от такого образа бравого английского вояки, скрываемого за не менее английскими манерами (прям привет Бонд, Джеймс Бонд, на пенсии), сначала приходишь в удивление, а потом понимаешь, что все верно, так и должно быть и веришь, что именно такой Альфред способен воспитать будущего Бэтмена.
Мне была интересна и некоторая параллельность развития Джима Гордона и Брюса Уэйна. Эти двое связаны всегда, но в “Готэме” им разными путями, но приходится выучивать общие уроки, оба они находят свою темную сторону… Так что, в итоге даже не понятно, а кто из них станет (является?) Темным рыцарем? И невольно начинаешь подозревать, что ушедший из полиции Джим вернется в новом сезоне в маске и плаще, а Брюс займет место Робина. В каком-то идейном смысле они оба уже на этих ролях. Как минимум Джим очевидная предтеча Бэтмена.
Что же касается сюжета… то лучше всего его характеризует слово - внезапно! Повествование развивается, как угодно, но только не спокойно, в сезоне множество пиковых точек, события скачут, лишая героев сна и отдыха… История Джима - просто Гордон и 33 несчастья, пожалуй, столько же подзатыльников от судьбы достается только Пингвину (часто, вполне, заслуженно, чего не скажешь о Джиме).
Любимый прием для разрешения напряженной ситуации в Готэме - deus ex machina. Всех всегда спасают в последний момент и порой белые нитки таких спасений (да это больше похоже на самоубийство!) очевидны без особого анализа. Поначалу меня это бесило… А потом это просто стало отличительной чертой сериала. Хотя лично мне бы хотелось, чтобы в грядущем третьем сезоне герои почаще выпутывались из передряг самостоятельно. Увидим осенью.