На юг и на север

Jul 07, 2016 15:24

Мой июнь прошел в дороге. В машине на трассе, что убегает вперед и вперед сквозь дождь, сквозь ярко-зеленые холмы и желтые поля, сквозь солнце, сквозь ветер…
Карта памяти забита фотографиями цветов и трав, на кедах еще пыль проселочных дорог, а ноги в ровной точечке синяков и ссадин от велосипеда.

Я встречала зарю, сидя у костра. За моей спиной закат сменялся рассветом, прямо - из-за молодого ельника восходила огромная желтая луна, а над головой дрожали бледные июньские звезды. Заглушая писк комаров в плеере по кругу звучала Мельница… но не такие любимые старые пени, а вдруг неожиданно затронувший что-то в душе, лихо и презрительно отброшенный когда-то, последний альбом - “Алхимия”. И неважно, что тексты все о зиме, о вьюге, о снеге. Почему-то важными они стали сейчас…



Путешествий в июне была два. Сперва - на юг по странному маршруту Воронеж-Дивногрье-Задонск-Елец. И второе уже на север Переславль-Ростов. Расскажу тут об обоих поездках, но об одном месте напишу потом отдельно, уж больно заслуживающим внимания оно мне показалось.

ВоронежГород большой. Он недавно стал миллиоником и в нем чувствуется жизнь. Город пострадал в войну и старой застройки сохранилось мало, но в центре встречается. В Воронеже путанные улицы-лабиринты, начинающиеся неизвестно где, уходящие в никуда и продолжающиеся почему-то в лесу, странные памятники (например, памятник ДНК), огромные мосты через водохранилище и крутые спуски.



В Воронеже мы сняли квартиру и все три дня я любовалась зеленым сосновым морем, что раскинулось у меня прямо под окнами до самого горизонта. А еще переживаниями всех соседей о только-только стартовавшем футбольном чемпионате.
Познакомиться с городом удалось в основном на машине, а еще на велосипеде, покатавшись по набережной. Больше всего Воронеж напомнил мне Москву времен девяностых и нулевых. То же отношение людей к друг другу, никого не вижу, никого не слышу и существую только я, то же состояние города… в нем вроде и кипит жизнь, но пока до всех этих улиц, фонтанов, площадей, набережных и исторических памятников местным жителям дела особого нет. Зато строительные компании творят, что хотят, и ляпают стеклянных уродов прямо над маленькими домиками XIX века. Но город живет и развивается, а для России это уже ого-го какое достижение.

ДивногорьеПриродный и исторический заповедник. В Воронежскую область меня тянуло преимущественно ради него, и начавшийся с утра дождь пугал и грозил все испортить, но потом распогодилось и солнце осветило долину Дона и меловые холмы, а я начала мечтать о солнечных очках.



Именно в Дивногорье я в который раз осознала, как соскучилась по свободе и простору, сидя два года подряд в душном темном офисе без окон.
Меловые дивы, храмы в скале, легенды о древних иконах и крепость, погребенная под слоем земли… и травы-травы! Цветущая степь, дикие пчелы и волны ковыля, и лента реки, хранящая тайны о кладах и набегах. Хотелось замереть, впитывая всю эту красоту, дыша ей и существуя только в ней, чувствуя жизнь и историю, текущую вокруг тебя.

Задонск и ЕлецЭти два города мы посмотрели уже на обратном пути по трассе М4. Вообще на этой трассе расположено, конечно, не мало интересных мест и городов и, так как это дорога на юг, на Сочи и Крым, ее привели в порядок, расширили, починили и наставили платных участков. У нас на машине был T-pass, и мы проносились мимо, ставляя позади все заторы, но вот без этой коробочки придется изрядно постоять на пунктах оплаты.
Задонск - место, куда надо ехать паломником и, если не интересоваться православной культурой, делать там особо нечего. Разве что в городе неожиданно нашелся музей Четвертой власти, то есть мой профессиональный музей журналистики, но в понедельник все, конечно же, было закрыто и неважно, что праздник и выходной.



Настоящим же открытием стал - Елец. Я смутно представляла себе, зачем мы туда едем, и вообще узнала о существовании этого города незадолго до поездки. А город этот взял и покорил меня с первого взгляда. Чем-то он напоминает Коломну - милый уездный городок с практически полностью сохраненной исторической застройкой, словно не было ни войны, ни советской власти, ни разброда перестройки.
Он очаровывает и манит прогуляться по его улицам. Тут с десяток полуразрушенных церквей, башня с часами и одно-двухэтажная застройка позапрошлого века. Путеводитель Афиши зачем-то велел заглянуть в антикварные лавки Ельца, что мы честно и выполнили, и в итоге я пополнила свою коллекцию старинных открыток.

Переславль-ЗалесскийА теперь на север! Переславль - город тоже старый, поезда и электрички обходят его стороной, но посмотреть там есть на что. Город этот чудной и кажется там есть музеи всего на свете: утюгов, самоваров, сказок, игр… Но меня интересовал музей одноколейной железной дороги.
Находится он за городом, ехать нужно вокруг Плещеева озера сквозь сосновый лес. Красоту поездки напрочь убивает состояние дороги. Нас пугали дорогами в Воронежской области… ха-ха-ха! дороги там идеальны по сравнению с Ярославской.



Зато сам музей стоит того, чтобы до него добраться. Одноколейная дорога когда-то опутывала всю область, по ней перевозили торф для электростанций, а еще по ней ездили детские школьные автобусы и гос.автомобили. Я серьезно! Именно автомобили и автобусы, поставленные на рельсы. В музее они тоже есть.
Еще там есть ручная дрезина и на ней дают покататься. Теперь я знаю, каково это! Катались мы с младшим братом и он всю дорогу напоминал мне Джейка из Темной башни, хотя у нас, конечно, были не мрачные пещеры, а ясный летний день.

РостовВ этом городе я уже второй раз. Лет пять назад я была там с экскурсией от университета. Стояла зима и город был белоснежным, но уже тогда я влюбилась в Неро - огромное древнее озеро, на берегу которого возвышается Ростов. После этого я мечтала увидеть его осенью в пожаре золотой листвы… но не получилось и вернулась я летом. Ничуть об этом не жалею.



По городу тоже покаталась на велосипеде. Правда, в Ростове мой велосипед встал не с того колеса и впервые за десять лет закапризничал, зажевал спицами переключатель передач и заявил “ой, все”, но был срочно реанимирован подручными средствами, хотя потом и ругался, издавая ккккрррхххрррр.
Тем не менее начинаю все больше любить это способ знакомства с городом - можно сразу много увидеть, если, конечно позволяет местность. В той же Праге с ее холмами на велосипеде - ад, а вот в Дрездене мне двухколесного друга очень не хватало. Велосипедистов там больше, чем машин, но ни одного проката я не нашла.
Однако вернусь к Ростову. За пять лет тут мало что изменилось, разве что отреставрировали белоснежный кремль, он, кстати, один из моих любимых. Сам Ростов похож на большую деревню, где время остановилось. Почти весь город - частный сектор, воплощение потрясающего русского деревянного зодчества. Я нашла даже домик с наличниками в стиле модерн! Увы, вся эта красота никому не нужна и год за годом она все больше разрушается, врастает в землю и уничтожается пожарами. От этого мне всегда больно…



Обратно домой я уезжала на проходящем экспрессе Ярославль-Москва. РЖД оказывается пустило поезда не хуже европейский, хотя комфортом они немного и уступают, а обещанный вай-фай оказывается платным. Зато работает кондиционер и тоже есть розетки. Прогресс и до нас потихоньку доходит.

поворот через 88 км, roads untraveled

Previous post Next post
Up