Я тут поняла, что давно ничего не писала об искусстве... мои записи по этой теме застряли где-то в 2014 году, когда пределом моих мечтаний была очередная выставка в Пушкинском. А ведь после этого было столько всего... но видимо, ни об одной из галерей я не способна написать что-либо связанное, а только восторги.
Между тем, в свой третий приезд в Прагу я, наконец, дошла до музея Альфонса Мухи. Мечтала о нем с 2010 года. Собственно, именно в Праге я в свое время по-настоящему и узнала об этом художнике. Тогда в 19 лет меня, конечно, покорили его прекрасные, изысканные девы на плакатах, и я узнала, что люблю модерн.
Музей Альфонса Мухи спрятался в Праге недалеко от Вацлавской площади. Музей этот частный и билет туда не то, чтобы очень дешевый. Расположился он на первом этаже здания, три просторных зала, но плакаты - не гравюры и занимают разом полстены, так что непосредственно работ Мухи там не так уж и много, как хотелось бы. Зато каждый зал и практически каждая работа снабжены подписями на чешском и на английском с историей и фрагментами биографии художника. Если достаточно хорошо знать язык - можно не разоряться на печатные гиды (они есть и на русском). Честно говоря, без этих подписей ценность музея свелась бы к набору симпатичных картинок, а так я довольно много узнала о жизни Мухи, структурировала для себя периоды его творчества и узнала интересные факты.
Личным открытием для меня стал поздний период его творчества, после возращения из Парижа на родину в Чехию. Здесь художник с семьей снимал не обычную студию, а комнаты в замке, а работы этого периода - уже не просто красивые завитки модерна. Муха был патриотом своей страны, любил свой народ, национальную культуру и историю. Он мечтал отразить все это в своем искусстве, сотворить вещи, прославляющие и возрождающие национальную гордость. Он создавал плакаты для чешского хора, для театра, в поддержку образования на родном (а не на немецком) языке, его рисунки после распада Австро-Венгрии украсили чешские банкноты и почтовые марки. В работах Мухи этого периода символизма больше, чем в цветах и звездах времен Парижа... здесь за спинами героев поднимаются древние славянские боги и тени предков. Фигуры стали тяжелей и величественней... а уж детали национального костюма я вообще готова долго разглядывать.
Отдельной строкой для меня идут фотографии Мухи. Да... он делал фотографии, и разве я могла пройти мимо них, не заинтересовавшись вопросом?
Муха снимал преимущественно для себя, фотография для него была подспудным инструментом - время позирования модели стоило дорого, почему бы не воспользоваться изобретением? Поэтому фотографии довольно техничны, они запечатлевают позу, идею, линии.
Отдельная задачка - угадывать для какой из картин позирует та или иная девушка... к слову, довольно часто моделями Мухи становились его жена и дочь. Обе они были очень красивыми женщинами. Красивой была и обстановка, в которой жил и работал художник. Я уже говорила про замок? А его студия? Свои фотографии он делал именно в ней. Никакого современного минимализма, пошарпанных стен и прочего... на фотографиях - атмосфера музейного зала или дворца. Десятки деталей, ковры, зеркала, портьеры. Опять-таки разглядывать можно часами.
В завершении поста - подборка интересных кадров, найденных на просторах пинтереста.