О композиторском вдохновении и творчестве.

Jan 18, 2011 17:30

Есть, наверное такие композиторы, которые пишут потому, что работа у них такая.
У меня проблем с письмом никогда не было, всё-таки профессия есть профессия, но чтобы музыка потом сверкала и переливалась, как бриллиант, нужно писать на душевном подъёме. Радостно писать, счастливо, страстно.

Иначе будет чего-то не хватать.
(вдруг вспомнилось, как одна бабуленция из комиссии Гнесинской десятилетки спрашивала про меня, девятилетнюю : "Откуда у этого ребёнка такие африканские страсти в игре?" Мама почему-то обижалась на "африканские"......
Я себя сейчас чувствую бутылкой шампанского, которую всеми логическими и волевыми усилиями пытаюсь закупорить пробкой. Тут только композиция и спасёт :))))

Я сейчас проанализировала и поняла, что все мои сочинения были написаны в приливе вдохновения и под воздействием какого-нибудь сильного впечатления.
Причём музой или музом может оказаться литературное произведение, человек, разговор с кем-то на какую-то тему,концерт или спектакль (аудио и видеозаписи меня совершенно не вдохновляют, там нет живой энергетики артиста и зала), поездка куда-то, картина, скульптура.
Кто угодно и что угодно. Особенно любимые музыканты. Это вообще отличный рецепт поддерживать в себе вдохновение.

Или например недавно услышанная фраза, сказанная одним маститым великим мэтром, которого я просто боготворю, адресованная двум молодым музыкантам, которых я очень люблю: "А что Вы ещё играете, кроме музыки Ганчиковой?".
Да меня после этого дней десять утром сносило с кровати прямо в потолок от мысли :"Он это сказал!!!! ОН!!!! СКАЗАЛ!!!!" щас помру от восторга.

Главное, чтобы был "АХ!!!!!!!", потом полный восторг, а потом почему-то начинает складываться в голове очень ясная картина.

Я только сегодня отдала себе отчёт в том, как часто я говорю о том, как я совершенно обожаю какую-нибудь картину, какую-нибудь книгу, персонажа, улицу, озеро, блюдо, растение.....
Я просто постоянно влюбляюсь во что-нибудь. Просто такая натура.

А смысл любого творчества, как я вам уже говорила просто в том, чтобы сделать видимым и осязаемым для окружающих то, что пока видно и слышно только тебе.

Отсюда, кстати, Ответ на Олин вопрос: а почему ты много пишешь в ЖЖ?
А где мне ещё писать?
Иногда то, что я пишу публикуют, а если всё опубликовать невозможно, то почему бы и не ЖЖ, если его читает такая уйма народа?

Просто то, что видится и чувствуется и хочется материализовать (а материализовывать хочется далеко не всё), можно сделать и в виде такого литературного сериала под ориентировочным названием "Жизнь с моей колокольни".

Я просто так функционирую и не писать я не могу.
Не музыку, так слова; не слова,- так музыку.

Так вот, к вопросу о музах.

Например в семнадцать лет я влюбилась в пьесу Цветаевой "Метель" и постоянно вслух и про себя её декламировала.
Потом, когда мне срочно заказали оркестровое сочинение (Я недавно об этом писала), то я просто написала в потоке цветаевской "Метели".

Тисту- любимейшая моя сказка. Пока не написала, не успокоилась. Ну не на "Гензель же и Гретель" писать? Написала на любимую и очень люблю её рассказывать в своём преломлении.

Потом однажды я загорелась сделать музыку из звучащего голоса Андрея Вознесенского. Он согласился, мы записали его голос, я всё бросила, поехала в студию во Францию, и потом всего за пять недель, спя всего три часа в сутки, дыша и живя этими идеями, я сделала 75 минут звукового пространства: голоса, звуков, музыки- это неописуемо, это надо слушать.
Иногда включаю и сама балдею, иногда слушаю с друзьями.
Чисто студийная работа с новейшими технологиям.

Одна часть прозвучала в Союзе композиторов, он был, ему очень понравилось, но потом я на него страшно разобиделась, оскорбилась, разочаровалась, не желала вообще о нём слышать и разговаривать и похоронила работу в стол. Писать продолжение категорически отказалась, потому, что он меня больше не вдохновлял, а возмущал. Не могла я с ним дела иметь, там была колоссальная разница в возрасте, разный менталитет, крайний цинизм с его стороны и крайний идеализм с моей.

Похоронила работу с тем, чтобы когда-нибудь вынести на публику.
А фиг его знает, может диск запишу, может в интернет вывешу, посмотрим.

Потом меня дико вдохновил Гедиминас Таранда. Ну, во первых он просто потрясающий мужик и на него приятно смотреть, а во вторых он невероятно зажигательно рассказывает, как он видит свой проект. Пока он договорил, у меня практически в голове уже всё сложилось.

Кстати, к вопросу о заказах. Заказ для меня- это когда музыкант, балетмейстер или ещё кто-то, увлекает меня своей идеей или я увлекаю его своей или наши идеи как-то взаимотрансформируются и сливаются в общую идею.
Тогда я лечу на крыльях вдохновения прямиком за письменный стол.

Поэтому ПРОБЛЕМЫ заказа для меня не существует.
Вы меня просто увлеките и я увлекусь.

Один раз заказ был смешной: "А ты можешь- сказал Боря Краснов- написать мне такую музыку.......такую музыку.....ну вот чтобы после первого же куплета Ельцин и Лужков обнялись и запели хором?"
Я.....эттттттааааааа......ну.......замучалась, но, как в том анекдоте "ну нишмогла я".

Я как редставляла себе обнявшихся Ельцина с Лужковым, то меня разбирал хохотунчик и только "И за борт её бросаает и там в степи глухой змерзал ямщик" в голову приходило. Ну и матерные частушки.

С композиором надо правильно поставить вопрос :)))))

Так что меня очень радует, что сейчас я опять попала в струю и у меня уже целый список образовался,того, что мне очень-очень хочется написать. Прямо до такой степени, что буду сейчас всё отодвигать, ни на что не отвлекаться и только писать.

Мне просто необходимо восторженное состояние, чтобы работать. Ну не могу я к композиции относиться, как к рутине.

А сейчас так удачно совпало, что и концепт общий есть и исполнители и с композиторским языком я совсем точно определилась и больше ни в чём не сомневаюсь и только вперёд-вперёд.

Кстати, тот композитор, с которым мы заседали позавчера сказал, что он свою оперу два года писал.
А у него очень всегда была ровная карьера и большой опыт.
Я два года ковыряться не буду.
Всё будет гораздо быстрее.

мои публикации, МОЯ РАБОТА, записки педагога по фортепиано, музыкальная жизнь, композиторское, my new publication, Андрей Андреевич Вознесенский, музыка и музыканты, ma nouvelle publication, моя журналистика и публицистика, Гедиминас Таранда

Previous post Next post
Up