Feb 19, 2007 05:52
Сабж - название изумительной книжки, которую я о прошлую неделю вернул в городскую библиотеку (вот она, прелесть бесплатных канадских библиотек: если у них нет того, что вам надо, книгу отыщут и доставят для вас из любой библиотеки Канады. Мечта!).
Питер Кинкейд предлагает потрясающее исследование истории право- и лево-стороннего движения в разных странах мира. Не оторваться.
Кое-что из того, что он рассказывает, я уже знал (опять же, было приятно отметить, что автор не прошёл мимо).
- Г.Ю. Цезарь запретил колёсному транспорту въезд в Рим в течение светлого времени суток. В результате все эти лязгающие тележки-повозки наполняли ночной город невообразимым грохотом.
- Наиболее значимой единицей дорожного движения в феодальной Японии были самураи. Они предпочитали держаться так, чтобы при необходимости разминуться со встречными поставить правую, мечевую руку между собой и незнакомцем. Все прочие подстроились под них, и движение в Японии по сей день остаётся левосторонним.
- По легенде, папа Бонифаций VIII установил единое левостороннее движение во время торжеств 1300-го. Легенда находит подкрепление в Дантовом "Аду" (песнь восемнадцатая, 19-33):
19 Здесь опустился Герион хвостатый
И сбросил нас обоих со спины;
И влево путь направил мой вожатый
22 Я шел, и справа были мне видны
Уже другая скорбь и казнь другая,
Какие в первом рву заключены.
25 Там в два ряда текла толпа нагая;
Ближайший ряд к нам направлял стопы,
А дальний - с нами, но крупней шагая.
28 Так римляне, чтобы наплыв толпы,
В год юбилея, не привел к затору,
Разгородили мост на две тропы,
31 И по одной народ идет к собору,
Взгляд обращая к замковой стене,
А по другой идут навстречу, в гору.
(пер. Лозинского)
Кинкейд подробно рассматривает доказательство, убедительно опровергает его, ставит под сомнение само издание подобной буллы и приводит также косвенные доказательства того, что движение в год юбилея было как раз-таки правосторонним.
Саму же легенду он прослеживает к Англии позднего ХVIII века, где принято было считать, что это французская революция перевела народ с богоугодного левостороннего движения на извращённое правосторонеее. Наполеоновские же завоевания, дескать, внедрили эту мерзость в массы.
- Кинкейду не дают покоя правила движения в древнем мире. Переворошив туеву хучу разной литературы, посетив десятки очагов древней культуры, он остался почти ни с чем. На ассирийских рельефах возницы колесниц иногда сидят слева, иногда - справа. Правда, царь Ашурнасирпал, сидящий подле возницы, всегда изображён спереди - таким образом, если колесница идёт по рельефу слева направо, возница сидит слева, а если справа налево, то справа. Однако же на повозках (без царя в голове) те же рельефы всегда изображают возниц сидящими справа, вне зависимости от того, с какой стороны идёт повозка. Автор усматривает в этом некоторое доказательство левостороннего движения в Ассирии, однако справедливо называет его сугубо косвенным. С Грецией и Римом он ещё круче заморочился. Чего стоит одно исследование Помпеи (не принесшее, увы, однозначных результатов).
- Общая идея исторического развития такая:
~94% людей на земле - правши.
Пешеходы, как самураи, предпочитали проходить мимо встречных слева.
То же и с конными.
Кроме того, на лошадь удобнее запрыгивать слева: во-первых, встаёшь в стремя удобной ногой, во-вторых, не мешают ножны на левом бедре. При этом хочешь быть на краю дороги, а не посередине: меньше опасность, что наедут, да и обзор открывается на всю дорогу сразу. (Эти рассуждения подробно излагает также Паркинсон в своих законах, гл. "Гостевая Формула", сколько помню.) Так возникает левостороннее движение у верховой публики (в старой Англии на левой стороне дороги устанавливали седальные камни. Не пересекать же им было после этого дорогу каждый раз, когда заберутся в седло).
Ну, и дамы в седле свешивали ножки налево. Левостороннее движение позволяло двум верховым дамам разминуться, не рискуя запутаться копытами ножками.
Однако правша ведёт лошадь под уздцы правой рукой, т.е. слева. В результате ему удобнее проходить справа от встречных: во-первых, проще оценить дистанцию, требуемую, чтобы разминуться с другими коноводами, во-вторых, если лошадь станет лягаться или вертеться, она не спихнёт его в канаву и сама не врежется во встречных. То же и с повозками: если шагать, как водится, слева от них, то удобнее ехать по правой стороне дороги.
Раз уж бредёшь рядом с повозкой, запряжённой лошадьми, вполне естественно оседлать одну из них. Так появляются форейторы. Форейтор-правша опять же садится слева, поэтому если лошади запряжены цугом, форейтор сядет на левую из них. И коль скоро их больше двух, то на заднюю, понятно, чтобы управлять всеми сразу. При таком раскладе он предпочтёт держаться правой стороны дороги: во-первых, ему легче будет оценивать расстояние меж своей кибиткой и встречными, во-вторых, если лошади поведут в канаву, их легче вытягивать, чем выталкивать. На дорогах Франции или США, к примеру, форейторы были гораздо более частым явлением, чем в Англии.
А вот если сидеть на облучке и править лошадьми оттуда, сидеть будешь с правой стороны. В левой руке поводья, в правой - кнут. Поэтому только сидя справа свободно действуешь кнутом, не натыкаясь кнутовищем на сидящего рядом или стенку кибитки. Так мы возвращаемся к левостороннему движению.
Как правило, именно преобладающий транспорт (не обязательно численно; есть и другие способы оказаться наверху пищевой цепи - см. про самураев) диктовал условия.
Естественно, дорожные правила развивались под влиянием и других факторов: военных, экономических, географических и т.д. Так, некоторые страны и регионы меняли направление движения - например, для удобства сообщения с соседями, в результате оккупации, чтобыы приобретать боолее распространённые автомобили с левым рулём, в стремлении достичь единого мирового стандарта и проч.
Эх, я бы ещё много написал, но тут и так уже дофига буков. Рекомендую книжку. Очень.
цитаты-ссылки-выдержки,
куриозусы