Второй день мы начали с посещения бывшего Гетто, символизирующего кусочек еврейской истории, связанный с Венецией.
Самое первое еврейское гетто было создано именно здесь.
Евреи появились в Венеции в начале XII века и первоначально жили в основном на острове Джудекка.
(Кстати сегодня этот остров считается одним из лучших районов Венеции.)
Возможно, и в те времена этот остров считался притягательным, поэтому в 1516 году городской совет принял решение переселить всех евреев оттуда на небольшой клочок земли в Каннареджо, на то место где ранее был литейный завод - " гетто" на итальянском.
А затем, в 1555 году, папа Павел IV издал буллу «Кум нимис абсурдум» , где утверждалось, что для христиан было бы абсурдно хорошо относиться к народу, проклятому самим Б-гом за их грехи, поэтому евреи, находящиеся во владениях папы, должны поселяться отдельно от христиан.
Поскольку район, где жили евреи, был очень удобно окружен протокой от остальной части острова и соединялся с ним тремя мостами, были построены ворота, изолирующие эту часть города.
Днём евреям разрешалось покидать Гетто, чтобы идти на работу, но ночью они не могли оставаться вне его пределов.
Ворота Гетто закрывались по вечерам, а также в дни христианских праздников.
За пределами Гетто евреи должны были носить особые желтые шляпы, чтобы христиане могли сразу же их отличить.
После буллы Павла IV гетто стали быстро возникать по всей Италии, а затем и в других странах Европы.
В Италии гетто находились под управлением римских пап.
Когда в 1870 г. со светской властью папы в Италии было покончено, настал конец и гетто.
В 1866 году были демонтированы ворота венецианского Гетто.
До настоящего времени в венецианском Гетто сохранилась каменная плита (при входе с Фондамента ди Каннареджо), на которой разъясняется наказание, которому будет подвергнут крестившийся еврей, продолжающий тайно соблюдать иудейские обряды. На территории Гетто находится монумент жертвам Холокоста работы Арбита Блатаса, Еврейский музей, две действующие синагоги и еврейская библиотека. Вот эта площадь и есть центр Гетто.
Эти многоэтажные дома появились в Гетто потому, что площадь застройки была ограничена, а рост населения вынуждал достраивать этажи к уже существующим зданиям.
Сегодня дома выглядят обветшалыми, но люди в них по-прежнему живут.
Из Гетто мы отправились в район Дорсодуро - в музей Академии.
Дорсодуро - очень уютный район, застроеный барочными домами , ухоженными, в хорошем состоянии. Тут много гостиниц, поскольку из него легко добраться до основных достопримечательностей Венеции.
Район знаменит своими картинными галереями, главная из которых - галерея Академии, расположенная на территории бывшей церкви, монастыря и здания скуолы Санта-Мария делла Карита.
К сожалению, само здание сфотографировать не удалось, шли реставрационные работы.
Не помню, писала ли я - есть несколько картин, которые мне когда-то очень хотелось увидеть "в живую", но я никогда не думала, что это произойдёт.
Одна из них была " Сикстинская мадонна" Рафаэля, хранящаяся в Цвингере ( Дрезден).
Ещё одна - " Пир в доме Левия" Веронезе. Именно её я и хотела в первую очередь увидеть в Академии, и рада, что увидела...
Меня потрясли фрески и фризы Джованни Батисты Тьеполо. В Академии выставленны фрагменты, собранные из разрушенных церквей и отреставрированные. Такой перспективы и таких световых эффектов, создающих полную иллюзию трёхмерного объёма, я в своей жизни ещё не видела...
Было интересно посмотреть на "аквариум" - лабораторию : круглое помещение с прозрачными стенами, через которые можно видеть, как именно работают реставраторы.
Из Академии мы отправились на пристань, сели на вапаретто и поплыли на остров Мурано, центр производства знаменитого муранского стекла.
Эта звезда - не единственная стеклянная статуя на острове.
Мурано напоминает Венецию в миниатюре - центральный канал и много маленьких островов.
Наиболее интересным архитектурным сооружением является базилика Санти-Мария-э-Донато, относящаяся к XI-XII векам - один из немногих сохранившихся образцов византийской архитектуры.
Стоит она на бывшей главной площади Мурано и посвещена Деве Марии и Святому Донато, останки которого хранятся в базилике по сей день.
История производства стекла в Венеции насчитывает более тысячи лет.
Когда-то печи для плавки стекла были в самой Венеции, но из-за угрозы пожаров в 1291 году их перенесли на остров Мурано.
Однако не только угроза пожаров вынудила поступить именно так - нужно было сохранить в тайне секреты стеклодувов, а это было проще сделать на изолированном островке. Конкурентная борьба была актуальна уже тогда! Мастерам было запрещено покидать Мурано, для них остров был пожизненной тюрмой...
Сегодня на острове можно посетить уникальный Музей стекла, но нам крупно не повезло - именно в этот день был выходной.
Однако, кроме посещения музея , можно побродить по мастерским - и посмотреть как работают стеклодувы. Что мы и сделали, заглянув в одну из них.
И конечно на острове масса магазинов, торгующих цветным стеклом. Чего там только нет!
Бижутерия, часы, вазочки, пепельницы, посуда... Глаза разбегаются, и выбрать что-либо просто невозможно! Но это всё, конечно, из разряда сувенирного "ширпотреба".
А стороне от протоптанных туристких тропинок сияют и искрятся витрины магазинов, где продаются настоящие произведения искусства, шедевры из цветного стекла и хрусталя.
Драгоценные люстры, переливающиеся миллиардами огней, вазы, панно, стеклянные скульптуры...
Прогулка на Мурано даёт возможность заодно посмотреть на Венецию со стороны Гранд-канала, полюбоваться фасадами знаменитых дворцов, выходящих на него.
У каждого дворца есть история, все они связанны с теми или иными знаменитыми людьми или историческими событиями.
Фасад дворца Ка' д'Оро считается лучшим готическим фасадом в Венеции.
Когда-то он был богато украшен сусальным золотом, за что и получил своё название "Золотой дом", Позолота облезла давно, но прекрасны мотивы и фрагменты византийского двореца, бывшего на этом месте ранее и сохранёные в фасаде современного здания.
А закончили мы визит в Венецию, пройдя по знаменитому мосту Риальто, который тоже не минует ни один турист.
Первый раз вот такой мост, весь облепленный лавочками, мы увидели во Флоренции.
Остроумная идея итальянских торговцев - с моста покупателю просто некуда убежать!
Почему-то мне кажется, что идея этого пришла именно из Венеции - в городе всего четыре моста, и каждый житель города хоть изредка, да проходит по мосту, невольно заглядывая в лавочки по пути.
Я купила в качестве сувениров в этом бутике три гобеленчика с видами Венеции - вот только никак не дойду до мастерской, чтобы их натянули на рамки...
Купила в память о бабушкином венецианском гобелене , с кавалерами, дамами и гондолами.
Сколько раз в детстве я его рассматривала и представляла себя на месте дам в платье с фижмами.
Возможно поэтому Венеция меня и разочаровала - ни дам в пудренных париках, ни кавалеров в камзолах !
Наверное, надо приехать в Венецию ещё раз, во времена карнавала, и посмотреть на неё через прорези карнавальной маски...