Чертоза ди Павия - чудо, которое мне посчастливилось увидеть.

Aug 13, 2009 21:46



"Чертоза - так называются в Италии довольно многочисленные монастыри, основанные иноками картезианского ордена и построенные для последних.
Некоторые из этих монастырей представляют собой замечательные памятники архитектуры и содержат в себе драгоценные художественные произведения.
Строились обители картезианцев (чертозинцев) применительно к требованиям их орденского устава и по образцу знаменитой "великой шартрёзы" (la grande chartreuse) - монастыря, сооруженного основателем ордена св. Бруноном (1086), во Франции, близ Гренобля (см. Шартрёз).


Они возникали обыкновенно в пустынных местностях и составлялись из смежных, но совершенно изолированных друг от друга тесных жилищ с небольшим двориком и клочком сада для каждого спасающегося брата, где он мог жить уединенно, избегая соблазна нарушить обет молчания, и одиноко предаваться труду на земле и за книгой.
Эти отдельные иноческие помещения связывались, впрочем, в одно целое общим большим монастырским двором (chiostro, cloître), под галереи которого (лоджия) выходили двери из всех келейных помещений и который связан был с церковью и другими покоями (рефекторием, капитулом и т. д.), служившими нуждам всей общины.
Внутри ограды находилось также и братское кладбище.

В своих "чертозах" монахи одновременно обитали как бы "в пустыне" и совместно отправляли обряды культа и предписанные уставом общебратские религиозные упражнения.
С конца XI и по XVI век Ч. получили в Италии, как и в других католических (преимущественно романских) странах, значительное распространение.
С течением времени орден приобрел внушительные богатства, что, вместе с щедротами сильных мира, дало возможность расширять монастыри, снабжать их обширными храмами, просторными залами, библиотеками, роскошно украшать их.

Своеобразной особенностью Ч. является с этого времени блестящая и пышная церковь, при сохранении строгой простоты в кельях. Храмы наиболее замечательных Ч. могут быть названы художественными музеями.
Наиболее выдающимся образцом учреждений и памятников подобного рода является, без сомнения, чертоза павийская, расположенная среди красивой низменной равнины в 7 км к северу от Павии по дороге в Милан."

( Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)

Естественно, проехать мимо такого места мы не могли!
И я могу только выразить сожаление, что у меня в руках был мой простенький фотоаппарат, а не чудо техники с подходящим объективом, поэтому я не запечатлела и сотой доли той красоты, что мы увидели в Чертозе ди Павия.

В 1390 году умерла супруга миланского герцога  Джан ( Джованни) Галеаццо Висконти - Катарина, которая завещала мужу построить для монахов-картезианцев монастырь, равных которому бы не было.
И в 1393 году, выполняя волю жены, по приказу герцога началось проектирование монастыря.
Место для монастыря было выбрано на равном растоянии от Милана и Павии - двух городов, где правил герцог.
Герцог поручил проектирование Бернарду да Венеция, строившему Сбор в Милане ( Дуомо), в  1394 проект был согласован в Сиене с представителями ордена и подписан договор у нотариуса, обязывающий монахов использовать часть доходов от земесь, входящих в приход, на строительство монастыря.
 В 1396 году был заложен в фундамент первый камень, строительство монастыря продолжалось 200 лет! *
По первоначальному замыслу, церковь планировалась как мавзолей для семьи Висконти, но похоронен в ней только сам Джан Висконти.

" Павийская Ч. представляет собой обширный, окруженный высокой стеной четырехугольник, построенный из красного кирпича; внутри этого четырехугольника все здания бывшего монастыря группируются около главной церкви. Пройдя через крытый вестибюль, расписанный фресками Бернардо де Росси (1508), вступаем в обширный продолговатый двор: направо в нем расположен так называемый palazzo ducale (1625) - летняя резиденция миланского герцога, прямо же перед глазами возвышается превосходный фасад храма, по декоративному блеску справедливо считающийся одним из изумительнейших произведений художественного творчества раннего Ренессанса.



Пышная, сложная и тонкая отделка этого фасада из чудного мрамора лучших сортов во всех элементах своих знаменует роскошное возрождение и любопытную переработку античного стиля. Самая архитектоническая концепция и расчленение великолепной стены предназначены главным образом к тому, чтобы служить полем для расположения многочисленных и разнообразнейших скульптур в нижних ярусах, богатейших мозаик и инкрустаций из разноцветных мраморов - в верхних.

{C}




В нижнем поясе тянется полоса круглых рельефов с головами римских царей и императоров и медальонов с сюжетами из мифологии и древней истории.



Над ними идут группы с библейскими сценами и в нишах статуи патриархов и святых.

А вот эта сцена запечатлела как раз закладку первого камня в фундамент базилики - 27 августа 1396 года.
Камень держит сам герцог - Gian Galeazzo ( скульптура имеет портретное сходство).



Выше стена прорезана громадными, удивительно орнаментированными окнами, разделенными надвое канделяброобразными колонками.




Между ними поднимаются, вырастая из самой почвы, крепкие квадратные пилястры, а перед последними на консолях стоят пластические изображения добродетелей, святых и ангелов.



Затем вдоль всей стены в следующем ярусе бежит широкий пояс в виде галереи с круглыми невысокими арками. Пилястры тянутся до самого верха, одетые статуями, составляя (по обычаю ломбардской архитектуры) как бы остов и опору стены и симметрично выделяя ее отдельные части.

Далее, центральная часть фасада поднимается выше еще на два этажа; первый из них, самый высокий, разделен натрое двумя пилястрами; в середине большое изящное окно-роза вставлено в четырехугольную мраморную раму с остроконечным фронтоном над ним; по бокам загибаются широкие круглые арки. Второй этаж представляет повторение поперечной галереи из круглых невысоких арок, и центральная часть фасада заканчивается бесподобно скульптурированным, выдающимся вперед и в стороны карнизом. Боковые части покрыты плоским карнизом с большими круглыми фальшивыми арками под ним на высоте главной розы, а самые крайние пилястры с обеих сторон переходят в изящные башенки с острыми стилизованными шпицами. Несмотря на пестроту отделки, фасад не кажется загроможденным. Чистый вкус, сила и грация сияют на нем ярким светом, и все неподражаемое целое производит гармоничное впечатление жизненного и радостного единства.

Превосходен главный портал, работы Амадео и Бриоско (окончен в 1507 г.), с выдающимися по художественному достоинству скульптурным фигурами, группами, сценами, религиозными и историческими. Дверь вставлена в роскошно скульптурированную раму, отделанную орнаментальными мотивами редкой прелести и нежного благородства.



Внутри храм поражает богатством мрамора, мозаики, позолоты, скульптуры и живописи на полу, стенах, колоннах, сводах и плафонах.



По плану - это латинский крест, три коротких конца которого заканчиваются каждый тремя полукруглыми апсидами. В храме - три корабля с многочисленными капеллами.



В архитектуре его борются романский стиль и готика с Возрождением, при постепенной победе последнего. Своды - готические, крестовые, но в месте пересечения продольных и поперечных кораблей возвышается восьмигранный купол




Над  куполом  снаружи поднимается оригинальная башня, вся обросшая колоннами и завершающаяся округленной восьмигранной крышей с высоким крестом поверх легкого прозрачного верхнего яруса-балдахина на полукруглых арках.



Отделка капелл вся выполнена в стиле Возрождения различных фаз. Несмотря на то, что барокко врывается в орнаментацию храма повсюду, он так же, как и фасад, производит величественное впечатление.
Трудно дать полный список неисчислимых богатств Ч., заключающихся в памятниках всякого рода, замечательных или, по крайней мере, интересных, - фресках, картинах, расписных окнах, драгоценных рукописях и книгах с миниатюрами, статуях, группах, рельефах, надгробных монументах, скульптурированных дверях, алтарях, триптихах, купелях, канделябрах, дарохранительницах, художественных решетках, резных деревянных седалищах с интарсиями и т. д.




  

Резные сидения (XV в)







Фреска Боргоньоне( приблизительно 1488-1493)



Кран для омовения рук ( использовался монахами перед молитвой).



Можно указать в виде примеров, как на наиболее типичные произведения, на ряд картин Боргоньоне (XV в.) и Креспи (XVI и XVII вв.), а также на произведения Андреа Солари, Макрино д'Альба и Бартоломео Монтаньи. Внутри храма есть также картины Пьетро Перуджино и Бернардино Луини (фреска Мадонна с Младенцем).



Замечательны  памятники над могилой  Джованни Галеаццо Висконти  ( 1351- 1402 гг)(работы Пеллегрини и Кристофоро Романо, 1490-1562)






И могилы Лодовико Моро и его жены Беатриче д'Эсте (Кристофоро Солари, 1490)

{C}




{C}



Великолепный главный алтарь



Рядом с храмом (справа) расположены различные монастырские строения: малый chiostro с превосходным фонтаном Амадео и рефекторием, расписанным Боргоньоне и другими;



Большой chiostro (двор) с примыкающими к нему "домиками-кельями" 24 братьев, населявших в старину монастырь.



Оба двора обильно разукрашены терракотовыми орнаментами, которые не имеют себе равных среди других произведений подобного рода во всей Италии.












Тот, кто в искусстве ищет не одного наслаждения первоклассными образцами, а стремится изучать его, как материал для истории культуры вообще, кто дорожит знакомством с эволюцией художественных вкусов и форм, как символов роста просвещения и его колебаний, тот найдет в павийской Ч. обильные и поучительные данные, позволяющие назвать этот памятник большим и важным историческим сокровищем."



Ну, а кроме пищи духовной очень рекомендую насладится и пищей телесной...
В монастыре монахи делают изумительный мёд!
Мы купили одну банку, попробовали, вернулись.
Купили ещё банку. Попробовали. Вернулись.
Купили третью банку.



И очень потом сожалели, что не вернулись ещё раз и не купили ещё три банки!

------------------------------------------------------------------
* " В 1401 г. наблюдение за работами передано было приору местных картезианцев. С течением времени заведующие постройкой архитекторы менялись. Франческо Сфорца (1450-66) поручил ведение дела Джунифорте Солари, который стоял во главе его до своей смерти (1481). Ему принадлежит выполнение главной массы всего здания в том общем виде, в каком оно сохраняется до сей поры. План и основной тип главного храма, начатого первоначально по принципам романско-готического стиля (под влиянием архитектуры церкви св. Петрония и Миланского собора), были постепенно переработаны в угоду требованиям ломбардской системы зодчества и декорации, что более соответствовало художественным вкусам раннего Возрождения. С 1465 г. в работах участвуют известный Антонио Риццо из Вероны, живописец Винченцо Фоппа, также из Вероны, и знаменитый скульптор Джованни Антонио Амадео. Заслуга последнего заключается в разработке деталей, и с его именем связано украшение роскошного фасада, осуществленное им, вероятно, на основании рисунков Джунифорте, улучшенных архитектором Джакомо Антонио Дольчебони и живописцем Амброджо Фоссано, прозванным Боргоньоне. Труд Амадео продолжал Бенедетто Бриоско. Такова история павийской Ч. до XVI в. Дальнейшее развитие сооружения вширь и обогащение его художественными памятниками внутри продолжается в течение всего этого века, а равно и следующего. В 1782 г. монастырь был закрыт по распоряжению императора Иосифа II; в 1843 г. возвращен картезианцам Фердинандом I, в 1866 г. окончательно упразднен правительством нового итальянского королевства и в 1891 г. объявлен национальным памятником, т. е. превратился в художественный музей."

Мною были использованы материалы:

1.  Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
2. Энциклопедия Британика.
3. Путеводитель A Dorling Kindersley Book - Italy
4. Путеводитель The carthusian monastery of Pavia

мемуары, Италия, путешествия

Previous post Next post
Up