Вчера в Сирии были
объявлены предварительные итоги выборов 7 мая. Задержка с объявлением оказалась крайне длительной, тем не менее пока итоги таковы: в голосовании приняли участие 51% избирателей. В парламент точечно прошли оппозиционеры, в частности, Кадри Джамиль. Партия БААС объявила о своей победе, однако пока партийные расклады среди прошедших в парламент 250 человек не оглашены.
Представитель Госдепартамента Нуланд немедленно
откликнулась на это событие: "...Мы считаем смехотворными попытки провести голосование во время разгула насилия, отсутствия гармонии и единства в Сирии. Так что мы не придаем большого значения этим выборам... Мы не считаем ничего, что происходит в этой обстановке в Сирии, свободным, прозрачным и так далее. Мы не считаем, что эти выборы отражают волю народа... Мы не признаем эти выборы в целом, так что, какими бы ни были результаты, они являются следствием незаконного процесса в неверно выбранное время", - сказала Нуланд на пресс-брифинге во вторник..."
Тем не менее, проведение выборов, скорее, можно назвать победой Асада. Задача вооруженной оппозиции и стран-агрессоров состояла в недопущении этих выборов, их срыве и создании абсолютно неприемлемой обстановки при их проведении. Не удалось. Асад сумел провести второй последовательный шаг объявленных им политических реформ. Первый - муниципальные выборы, прошедшие ранее.
Остается проведение выборов президента - и новая Конституция во многом изменила прежний их порядок. Теперь, собственно, и начинается главный торг. Если Асад сумеет провести и эти выборы, никаких иных вариантов действий, кроме прямой агрессии, у Запада, аравийских монархий и оппозиции попросту не останется. Поэтому давление на Сирию будет только нарастать. Собственно, других вариантов не остается.
В том случае, если не удастся прийти к консенсусу, вероятнее всего, Асад пойдет на выборы. В этом случае его победа не вызывает сомнений. Возможен вариант, который был опробован на Йемене - путем торга Асад может получить гарантии, которые устроят его и стоящие за ним силы. Тогда возможно выдвижение компромиссной фигуры.
Вариант, предложенный недавно Катаром - пойти по ливанскому пути, квотировав представительство разных этноконфессиональных групп во власти - скорее всего, не будет рассматриваться. Слишком очевидны риски, особенно имея пример, во что вылился такой подход в Ливане.
Фактически, для Сирии нет приемлемой альтернативы - либо жесткая централизованная власть, во главе которой стоит представитель меньшинств, а остальная власть постоянно балансирует между интересами этнических, промышленных, торговых и других провластных группировок, либо аннигиляция по ливийскому сценарию.