Помните, раньше наши древние предки верили, что мир - плоский, и плывёт по морю на трёх китах? Потом три кита в мифологии превратились в огромную черепаху, затем - в раскидистый вековой дуб, а там и открытие подошло, что Земля - круглая. Но выражение "три кита" сохранилось, как что-то нерушимое, основа чего-либо, базисная величина. И в случае с экономией оно тоже работает.
У экономии свои "3 кита" имеются, которых нужно учитывать:
- инвентаризация,
- систематизация,
- планирование.
Не важно, что экономить - деньги, продукты, запасы, время или душевные силы. Трёх китов сметать со счетов нельзя. Если подружитесь с ними и "приручите" - сможете и расходы уменьшить, и целей своих достигнуть финансовых. Что это за звери (в нашем случае - рыбы) такие? Зачем нужны? Как такие этапы экономить помогают? Поясню на простых примерах.
Инвентаризация
Основополагающий и начальный этап поможет сразу расставить все точки над "i". Он нужен, чтобы понять:
- чем из вещей вы пользуетесь редко, какими - часто;
- какие покупки были нужными и полезными, какие сделаны зря;
- что именно у вас есть, чего нет, что требуется.
Следовательно, можно разложить всё по полочкам (в реальности - в шкафу, или мысленно - в уме). Чем никогда не пользовались - вычеркнуть из списка, постараться продать, раздать, предложить тем, кому надо. И больше такое не хотеть, не покупать.
Ту же хлебопечку мы недавно в статье про хлеб обсуждали - одни без неё жизни не представляют, другим - нафик не нужна, деньги на ветер. Обдумайте всё и просчитайте, надо ли вам что-то покупать, или блажь временная.
Что есть и нужно - использовать по назначению. Чего нет - запланировать к покупке по мере финансовых возможностей. Можно копить, можно кредит взять, если очень надо, тут сами смотрите. Доходы у всех нас разные.
Я посудомойку хотела - я на неё накопила, как бы многие не писали, что и без неё жить можно. Можно - но с ней удобнее и проще. А можно и бельё руками стирать, кому как. Я не хочу, лучше подработку возьму, на чём-то сэкономлю, но нужную вещь постараюсь приобрести. Пусть и не сразу.
На примере продуктов шаг с инвентаризацией поясню:
- перед тем, как ехать в супермаркет, нужно проверить холодильник, морозилку, все шкафы;
- составить мысленно или письменно список того, чего нет, чтобы не забыть купить в нужном количестве;
- проинспектировать запасы, проверить сроки годности, сохранность.
И покупать то, что надо, а не то, на что глаз (образно) упал у прилавка. Так импульсивных, глупых покупок сможете избежать, лишнего не потратите и ничего не забудете. Отправившись только за хлебом и молоком, не выйдете из магазина с палкой колбасы и чупа-чупсом, грубо говоря.
Инвентаризируя запасы и остатки, советую 2 списка составлять:
- что нужно купить;
- что хотите купить.
И уже посчитав свои возможности с учетом доходов и трат, можно как-то совместить 2 списка, если финансы позволяют. Сильно экономите, жёстко - только 1 пункт за основу берите. Понемногу экономите - и на 2-й пункт глазом косите, не лишайте себя всех удовольствий жизни. Если от всего отказаться и ничем себя не баловать, срыв неизбежен, как и впадение в депрессию. Поэтому я жестко никогда не экономлю, предпочитаю подходить разумно, не затягивая пояс на шее.
Систематизация
Проинспектировали, как царь Кощей, свои сокровища, подсчитали злато и серебро в сундуках, или хотя бы пакеты с крупами в шкафу, переходим от учёта к систематизации.
- Составляем списки, сохраняем чеки, ведём тетрадь или таблицу трат.
- Чтобы наглядно представлять, куда уходят деньги, сколько съедается продуктов, какие вещи надо купить.
Так проще экономить и копить. Проверено на себе. Понятно будет, сколько денег на еду, на ремонт, бензин в следующем месяце уйдет, к каким расходам готовиться, сколько отложить примерно получится. "Кит" скучный, занудный, но что поделать? Зато поможет выплыть из долгов, безденежья, финансового водоворота.
На примере распределения зарплаты поясню:
- вначале, получив деньги, мы должны все обязательные статьи расходов погасить: оплатить квартплату, ипотеку, заплатить кредит, отложить на бензин или проезд, на продукты, учёбу;
- только потом можно планировать покупку одежды, обуви, ремонт, лечение зубов;
- на развлечения разрешается отложить, когда определенную сумму в накопления переведете.
Планирование
Всё посчитали, проверили, что шампуня на 2 недели хватит, стирального порошка - на месяц, а гречка закончилась, денежки по кучкам, конвертикам разложили, пора планировать покупки в рамках имеющегося бюджета. В начале месяца - продукты, к примеру, надо купить, на следующей неделе - бытовую химию, потом куртку, очки.
- Кому-то удобно дождаться, пока средство закончится, морозилка опустеет, закупиться раз в месяц, кому-то нравится по чуть-чуть запасать, но всегда иметь в наличии упаковку, пачку.
- Главное - контролировать траты и с планами сверяться. Не отходить от задуманного. Тогда и экономия боком не выйдет.
Совет простой: начинайте экономить с малого. Не урезайте сразу все траты. А то "киты" испугаются и нырнут под воду, утопив все благие намерения.
Способ работает, я точно знаю, благодаря ему я сэкономила немалые суммы. Именно всё учитывая, проверяя, систематизируя и планируя. Попробуйте. Хуже точно не будет, если шкафы на кухне и холодильник проинспектируете, косметичку, комод с носками. И запланируете покупки, перестав набирать лишнего.
Как думаете, много ненужного у вас накуплено? Или ничего лишнего никогда не берёте?