Двинулись из Лихославля дальше - к Бежецку. Путь туда был не самый короткий, зато живописный. Там вообще
много разных интересностей, которых мы не увидели. Но нам и своих хватило.
Вот, например, село Микшино с двумя храмами:
Сретенским (1871 г., который с синей крышей) и Троицким (1845 г. постройки, в руинах, но высокий, с колоннами и следами былой красоты). Остатки ограды - ворота 1881 г. И пустырь вокруг. И памятник всем погибшим в войну уроженцам окрестных деревень «сельского поселения».
Свернули мы туда чисто посмотреть - потому что над лесом нарисовался точеный силуэт колокольни. Не пожалели.
Потом выяснили, что эти церкви - можно сказать, оплот в том, чтобы (по Щербакову), «отваживать туземцев от язычества».
Здесь со второй половины XVII века селились православные карелы из Приладожья - переселенцы из Корельского уезда, который отошел к Швеции по Столбовскому миру. В сети пишут, что в конце XIX - начале XX века это было богатое торговое село, где жили успешные купцы и предприниматели - Семеновы, Кузнецовы, Степановы, Мельниковы, Фомины и другие. Купец I гильдии А. Н. Юрасов, карел по национальности, имел доход свыше 1 миллиона рублей. Он скупал лен со всей округи и зимой отправлял по 300-400 подвод в
Бежецк. В начале XX века в селе действовали 6 магазинов, 5 чайных, 2 колбасных цеха, 3 пекарни, маслосырзавод, ткацко-вязальная фабрика, льномаслобойня, мельница, крупорушка. Вблизи села - кирпичный и свечной заводы.
Сейчас тут в основном сухая трава, грунтовая дорога, руины двух церквей и скромные домики, одна улица Садовая и безымянные проулки, триста с чем-то человек населения (в начале ХХ века было около семисот). Все как обычно.
По дороге таких мест много, привычно отмечаешь старинные кирпичи, остатки фундаментов стен, бурьян, огромные полуразрушенные колокольни рядом с какими-то коровниками. Запустение. Безлюдно. Борщевик топорщит свои зонтики.
***********
Или вот, например, село Вырец (пришлось
искать по картинке, как оно называется). Остановились, сфотографировали - привлекла внимание церковь иконы Божией Матери «Знамение». Интересная штука: вместо колоколов на колокольне - пустые обрезанные ацетиленовые баллоны. Знающие люди сказали, что штука это достаточно частая. Звон у них не то чтобы малиновый, но достаточно громкий. Храм был построен в 1825 году, закрыт в 1929 году, вновь открыт в 1945 году, пишут неугомонные сетевые исследователи и путешественники.
Внутри он, судя по всему, тоже интересный
И уже сливаются во что-то общее эти заброшенные (а когда-то величественные, хорошими архитекторами созданные) храмы в полупустых селах, эти дороги и руины, остатки усадеб, прудов и аллей. Логично. Перенос столицы и вместе с ней - «ареала обитания» разной знати вокруг нее, смена вех и власти, новые дороги взамен прежних путей… Неизбежность историческая и экономическая, все понятно. Но за каждым кирпичом обязательно найдется глубокая и долгая история, которая постепенно осыпается и уходит в сухую траву пополам с мусором. Если не хватит у кого-то упорства и знания, чтобы все-таки откопать какие-то черепки и фундаменты. Памятники от мха очистить.
***************
Современной околоисторической разлюли-малины тоже, конечно, хватает. Внутренний туризм цветет и пахнет - в целом не так уж и плохо, конечно, но диковато. Самое смешное, что туристы радостно и с готовностью это все проглатывают, еще и нахваливают. Видимо, уже настолько глаз оголодал на провинциальной разрухе, грязи и бардаке, что любое благоустройство кажется просто благом даже без особого устройства.
Вот, например, доехали мы по дороге в Бежецк до села Замытье. Я там раньше была с экскурсией. В Замытье есть несколько «туристских» точек. И это вовсе не огромный желто-белый храм Преображения Господня, он пока в процессе реставрации, внутри так и вовсе практически голый. Но одна из активных жительниц Замытья (кажется, учительница, библиотекарь или зав. домом культуры, такая плотная тетушка раннепенсионных лет) сподвигла односельчан и местное начальство, чтобы сделать вместо обычного типового сельпо музей крестьянского быта и ремесел, как дореволюционную лавку. Она под одной крышей с обычным магазинчиком и небольшим кафе - «народной чайной», предтеча антиалкогольных кампаний. Неподалеку - гончарная мастерская и кузница, где, конечно же, проводят «мастер-классы» для экскурсионных групп, отобедавших в кафе по пути в тот же Бежецк или Весьегонск.
И вот они рассказывают, рассказывают, рассказывают о родном селе и о крестьянском быте, об этих лавках и сельхозкультурах, в бочках насыпана пшеница, горох и еще что-то, продаются нехитрые местные сувениры. И вроде это занимательно, и «бабушки играют в ладушки», туристки-пенсионерки любят всякие нехитрые «народные» развлечения. Но многим из них вообще главное - внимать экскурсоводу, не слишком вслушиваясь, важен сам процесс переливания информации из пустого в порожнее. А ты ловишь себя на мысли - боже, что я тут делаю, можно я аккуратно отойду… Что-то застревает в памяти, а потом ты внезапно вновь натыкаешься на знакомые названия мест, и картина обретает объем и плотность. Правда, не всегда.
На самом деле
история у села достаточно интересная. Оно было зажиточным и, можно сказать, респектабельным на фоне прочих. Фирменный промысел тут был необычный - две трети мужчин работали коновалами, то есть ветеринарами, причем по всей Тверской губернии и даже за ее пределами. Вид эти айболиты имели солидный, цитирую по источнику, воспоминаниям известного русского статистика и экономиста XIX в. В.И.Покровского: «Каждый коновал, в особенности зашибающий деньгу, имеет необыкновенно солидную осанку и старается показать, что он смекает по ветеринарной части, хотя на деле умеет лишь вылегчить лошадь или учинить ей кровопускание. Самая одежда коновала приурочена к тому, чтобы простой народ восчувствовал уважение к его особе. Это трость с медным набалдашником и железным наконечником, этот пояс, унизанный медью, эта сумка, носящая на внешней стороне медные изображения коня и всадника, в которой хранятся ланцет и ножи, все это, в соединении с нахмуренными бровями и ученой сосредоточенностью коновала, действительно заставляет иных крестьян относится к нему с великим уважением».
В общем, в Замытье мы не собирались ни в кузню, ни в гончарную, ни в этот музейчик, хоть и сделанный любовно-тщательно. Мы зашли в кафе («Народную чайную») купить пирожков, они тут правда очень неплохие, и вообще перекусить. Но кафе готовилось к банкету - день рождения, что ли, планировался через час. А пока несколько мужичков с обреченными лицами надували один за другим воздушные шарики для гирлянды. Мы на этом празднике жизни были лишние, да и накрытые столы места чужим уже не оставляли. Мужички проводили нас на выход завистливыми взглядами и вновь надули щеки.
Мы сели с пирожками на лавочку около кафе и разлили по пластиковым стаканам бульон из своего термоса. По пыльной дороге домой шлепали местные жители в купальниках, в сланцах и с полотенцами. Солнце припекало, речка Медведица была буквально в двух шагах. И мы к ней, конечно, подъехали поближе. С наслаждением окунулись в теплую воду. Пляж был «детским», глубина едва по пояс. Но зато чистый песок, шустрые мальки, камыш и трава. На другое место, где было поглубже (но и народу, судя по голосам, больше), идти поленились.
На снимке плохо видно, но там роились над маленькой лужей голубые легкие бабочки.
И до чего ж там было хорошо и спокойно. Если бы еще не слепни, которые пикировали на нас с яростью летучих птеродактилей, - совсем бы благодать снизошла. Но и так получилось отлично. Запах подсохшей травы и цветущих сорняков, облака и речная гладь с зелеными островками осоки, голоса, храм этот, как нарисованный вдалеке. Тепло, солнечно, абсолютно безмятежно и легко. Собственно, такими и бывают лучшие моменты этих наших путешествий. Много их уже, и каждый помнится, будто вчера был.
Продолжение следует
Вся поездка:
Часть 1. Тверь и коварство квартирных хозяев. Николо-Малицы.
https://ejidna.livejournal.com/351306.htmlЧасть 2. Лихославль.
https://ejidna.livejournal.com/351615.htmlЧасть 3. По дороге к Бежецку. Микшино, Замытье и др.
https://ejidna.livejournal.com/351864.htmlЧасть 4. Бежецк.
https://ejidna.livejournal.com/352198.htmlЧасть 5. Красный Холм.
https://ejidna.livejournal.com/352302.htmlЧасть 6. Василёво и Паника.
https://ejidna.livejournal.com/352540.htmlЧасть 7. Знаменское-Раёк и Васильева Гора.
https://ejidna.livejournal.com/352892.html