Боевые потери, март 1942 года

Feb 01, 2014 22:35

06.03.1942

1) "Бленхейм" из 3/LLv 44 (б/н BL-104) в 15.25 сбит огнем зенитной артиллерии в районе Руг-озера. Пилот младший лейтенант Руосталайнен и штурман младший лейтенант Паяри погибли, стрелок-радист сержант Хейльман ранен.

09.03.1942

2-5) СБ 80 бап и три ЛаГГ-3 609 иап были сбиты в воздушном бою, пилот бомбардировщика лейтенант Герман Леденцов и истребитель лейтенант Григорий Елисеев погибли.

6) "Брюстер" из LLv 24 (б/н BW-362) сбит в воздушном бою в районе Выг-озера, совершил вынужденную посадку, пилот сержант Меллин попал в плен.

По финским данным, в 15.20-15.50 восемь "Брюстер" 3/LLv 24 (ведущий капитан Кархунен) в районе Сег-озеро - Выг-озеро вели бой с десятью МиГами, прикрывавшими один бомбардировщик. По финским заявкам, было уничтожены 1 бомбардировщик (сержант Катаяйнен) и 4 истребителя (по одному лейтенант Кауппинен, прапорщик Юутилайнен, сержанты Авикайнен и Хуотари). Кари Стенман указывает, что шестерка ЛаГГов 609 иап (ведущий майор Леонид Гальченко) заявили об уничтожении трёх "Брюстеров".

Из статьи Юрия Рыбина "Первенцы ленд-лиза" (АвиаМастер №2/2008): "9 марта четыре ЛаГГ-3 и три "харрикейна"[609 иап] вылетели на сопровождение двух бомбардировщиков СБ, которые должны были сфотографировать передний край обороны противника на Медвежьегорском направлении. "Харрикейны" прикрывали одного разведчика, а ЛаГГ-3 - другого. Группу ЛаГГов атаковали восемь "брюстеров", поднятые по тревоге с ледового аэродрома в районе Кондопоги на перехват наших самолетов.

Силы были далеко не равными, так как "харрикейны" в бой не вступили, продолжая "конвоировать" своего подопечного, а прилетевшие на подмогу еще три "харрикейна" и два ЛаГГа появились, когда противник покинул поле боя. В результате был сбит СБ и три из четырех сопровождавших его ЛаГГов. Бомбардировщик совершил вынужденную посадку на лед замерзшего озера, но финны продолжали его обстреливать, пока машине не загорелась. Пилот СБ лейтенант Леденцов был убит, стрелок-радист Синодов ранен. Погиб и пилот ЛаГГ-3 лейтенант Елисеев, его самолет скапотировал при вынужденной посадке. Два "брюстера" пытались атаковать разведчика, прикрываемого "харрикейнами", но атака была отбита.

Финны также понесли потери. Сержант Пааво Меллин посадил свой подбитый "брюстер" на советской территории. При посадке "на брюхо" заклинило фонарь, и летчику, чтобы выбраться, пришлось разрезать дюралевую обшивку фюзеляжа. Но избежать плена ему не удалось: на следующий день пилота схватили высланные для его розыска красноармейцы. Пааво Меллин, имевший на своем боевом личном счету 5,5 воздушных побед, провел в плену почти три года и вернулся домой в конце декабря 1944-го, после заключения перемирия между Финляндией и Советским Союзом.

Летчики 609-го ИАП заявили о двух сбитых самолетах противника, один из которых был записан на счет командира полка майора Леонида Гальченко. Это была его седьмая воздушная победа и первая в составе 609-го ИАП. Он единственный из группы ЛаГГов вернулся на свой аэродром".

По справочнику "Советские асы" Михаила Быкова, асы Леонид Гальченко, Василий Дрожжин и Виктор Миронов одержали три победы над "брюстерами" в составе группы из шести летчиков.

Эрик Момбеек приписывает потери 609 иап и 80 бап к налету советской авиации на аэродром Алакуртти, что является ошибкой. По немецким данным шесть бомбардировщиков под прикрытием истребителей атаковали аэродром, "мессершмитты" 4./JG 5 отражали налет. Немцы потеряли убитыми двух человек наземного персонала убитыми и трех тяжелоранеными.

10.03.1942

7-8) Два "Фоккера" D.XXI из 1./LLv 14 (б/н FR-105 и FR-106) сбиты в воздушном бою в 07.25 в районе Тунгуда во время разведки Кировской железной дороги, пилоты младшие лейтенанты Линден и Метсявайнио погибли. Победы одержали старший политрук Владимир Фаерман и старший лейтенант Алексей Сорокин (таран). Эпизод описан в наградном листе Алексея Сорокина.

Из статьи Юрия Рыбина "Первенцы ленд-лиза" (АвиаМастер №2/2008): "Вылетевшая в этот день утром по тревоге четверка "харрикейнов", ведомая командиром звена старшим лейтенантом Алексеем Сорокиным, перехватила два "фоккера" D.XXI. В ходе воздушного боя лейтенант Фаерман сбил один "Фоккер", а другой наши летчики прижали к земле, взяли еще в "клещи" и повели на свой аэродром.

После того как у наших истребителей закончился боезапас, финский пилот попытался ускользнуть, однако старший лейтенант Сорокин отреагировал мгновенно и резким разворотом вправо отрубил консолью хвост "Фоккера". Алексей Сорокин очень сильно рисковал, совершая таран на высоте всего 20-30 метров, но удар был нанесен мастерски: "Фоккер" с отрубленным хвостом рухнул на землю, а советский пилот на поврежденной машине вернулся на свой аэродром и благополучно произвел посадку. У его "Харрикейна" были повреждены только винт и плоскость."

11.03.1942

9) "Томахок" 147 иап сбит в воздушном бою в районе Тулома, старший лейтенант Анатолий Елисеев совершил вынужденную посадку, не пострадал. По немецким данным, победу одержал пилот 6.(Z)/JG 5 унтер-офицер Фидлер.

10-12) Три Мессершмитт-110Е из 6.(Z)/JG 5 уничтожены после налета на Мурмаши. Самолет з/н 4500 разбит (70% повреждений) при вынужденной посадке в районе аэродрома Киркенес, экипаж не пострадал; самолет з/н 4502, б/н "M8+ZE" сбит в воздушном бою, совершил вынужденную посадку в 40 км западнее Мурмаши, пилот унтер-офицер Зардоник не пострадал, стрелок унтер-офицер Гросс ранен, оба спасены "Шторхом" на следующий день; самолет з/н 2651, б/н "LN+CR" разбит при посадке в Киркенесе, экипаж унтер-офицера Фидлера не пострадал.

По данным Эрика Момбеека, около 18.00 шесть Ме-110 6.(Z)/JG 5 атаковали аэродром Мурмаши и над целью вели бой с группой из 15-20 "Харрикейнов", "Томахоков" и МиГ-3. Советских данных нет. Эпизод упоминается в наградном листе старшины Ивана Юшинова, летчика 147 иап.

13.03.1942

13) Юнкерс-88 из 2./KG 30 (з/н 3435, б/н 4D+1K) пропал без вести на побережье в районе Мурманска, экипаж обер-фельдфебеля Ганса Германна пропал без вести. Советских данных нет.

15.03.1942

14-15) Два "Харрикейна" 760 иап сбиты в воздушном бою в районе Алакуртти, лейтенант Василий Андреев погиб, лейтенант Воробьев был подбит, совершил вынужденную посадку на Ковд-озеро, не пострадал.

По данным Эрика Момбеека, в 14.30 три советских "харрикейна" была атакованы двумя Ме-109 4./JG 5 и одним Ме-110. В списке воздушных побед JG 5 подходящих немецких заявок нет: пилоты 4./JG 5 фельдфебель Штратманн сбил два "Харрикейна" в 13.10 в районе Мотовского залива (побережье Северного Ледовитого океана), лейтенант Хаммель сбил "Харрикейн" в районе Алакуртти в 14.35, но 16 марта 1942 года.

По ЖБД 760 иап: "В 14.10 шесть "Харрикейн" прикрывали СБ, фотографировавшего линию фронта. В районе Алакуртти были атакованы тремя Ме-109. Четыре "Харрикейн" остались с СБ, другая пара вела бой, лейтенанты Андреев и Воробьев не вернулись с боевого задания. Воробьев был подбит, совершил вынужденную посадку на Ковд-озеро, цел".

17.03.1942

16-17) Два "Харрикейна" 760 иап сбиты в воздушном бою в раойне Алакуртти, старший лейтенант Александр Жгун погиб, капитан Николая Скляренко не пострадал.

По данным Эрика Момбеека, в 15.50 пара Ме-109 отражали налет трех СБ 137 сбап под прикрытием восьми "Харрикейнов". В бой вступили два советских истребителя, оба из которых были сбиты. Авторы побед неизвестны.

По ЖБД 760 иап, в 14.45 восемь "Харрикейн" сопровождали три СБ 137 бап. У Алакуртти вели бой с двумя Ме-109. Скляренко сбил Ме-109 (место падения не видел). Старший лейтенант Жгун не вернулся с боевого задания, Скляренко был подбит, совершил вынужденную посадку на Ковд-озеро (самолет сожжен штурмовкой немцев). Эпизод описан в наградном листе Николая Скляренко.

18) Бомбардировщик 80 бап разбился при возвращении с боевого задания из-за повреждений, нанесенных вражеской зенитной артиллерией, командир эскадрильи капитан Аркадий Пьянков и штурман эскадрильи капитан Дмитрий Маринцев погибли, похоронены в деревне Колежма Беломорского района.

20.03.1942

19) Юнкерс-88 из 7./KG 30 (з/н 3503, б/н 4D+NR) пропал без вести с экипажем унтер-офицера Йоханнеса Штруца в неизвестном районе. Подробностей нет.

22.03.1942

20) Мессершмитт-109Е-7 из 5./JG 5 (з/н 3183, б/н "красная 6") разбит при вынужденной посадке в районе Титовки из-за повреждений от огня зенитной артиллерии, пилот обер-лейтенант Рудольф Гробе погиб.
По данным Эрика Момбеека, около 10.00 шесть Ме-109 взлетели по тревоге и затем обстреливали казармы у линии фронта, встретив плотный заградительной огонь легкой зенитной артиллерии. В 6 км к востоку от губы Титовка, на берегу Северного Ледовитого океана обер-лейтенант Гробе пытался совершить вынужденную посадку после повреждения радиатора от огня ЗА. Самолет был разбит, пилот погиб при пожаре, тело было вывезено "Шторхом" и захоронено на кладбище в Петсамо (Парккина).

21) Юнкерс-88 из 1.(F)/124 (з/н 1235, б/н G2+HH) пропал без вести в районе Териберка - Иоканка с экипажем лейтенанта Франца Шмидта. Подробностей нет.

23.03.1942

22) Юнкерс-88 из 1.(F)/22 (з/н 088.0601, б/н 4N+HH) пропал без вести в неизвестном районе с экипажем штурмана обер-лейтенанта Августа Бойтера. Подробностей нет.

24.03.1942

В течение дня немецкая авиация дважды совершила налет на Мурманск (в 11.10 и в 17.10), советская авиация силами ВВС Северного флота в 18.40 нанесла ответный удар по аэродрому Луостари.

23) "Харрикейн" 768 иап сбит в воздушном бою над Мурманском в 11.10, пилот младший лейтенант Алексей Шанаурин спасся на парашюте, автор победы с немецкой стороны неизвестен.

По ЖБД 122 ИАД ПВО, в 11.10 5 Ме-110 и 3 Ме-109 на высоте 5 км подошли к Мурманску. Посты ВНОС о противнике не донесли. Противника был атакован звеном "Харрикейн" 768 иап, патрулировавшим над городом. В воздушном бою был подбит один "Харрикейн", летчик младший лейтенант Алексей Шанаурин спасся на парашюте, легко ранен.

По "Хронике", в 11.35 5 Ю-88 под прикрытием 3 Ме-109 скрытно подошли к Мурманску и нанесли бомбовый удар. Тринадцать истребителей безуспешно преследовали противника.

По данным Эрика Момбеека, 3 Ме-109 и 5 Ме-110 прикрывали группу Ю-87 во время налета на Мурманск, взлет в 10.20, посадка в 12.10. Заявки на победы в утренние часы 24 марта в списке побед JG 5 отсутствуют.

24) Юнкерс-87 из I./StG 5 (з/н 6277, б/н L1+BU) пропал без вести над Мурманском (сбит в воздушном бою), пилот фельдфебель Карл Эрлих и стрелок обер-ефрейтор Курт Бакцински по немецкой версии пропали без вести, по советским данным попали в плен. На воздушную победу претендуют летчики морской авиации (Курзенков), ВВС 14А (Павлов) и ПВО (Бардаш).

По ЖБД 122 ИАД ПВО, в 17.10 8 Ю-87 и 10 истребителей бомбардировали Мурманск. Звено "Харрикейн" 769 иап было наведено по радио с земли. Бомбы сброшены в сопки, на преследовании сбиты два Ю-87, своих потерь нет.

По "Хронике", в 17.05 авиация противника вновь нанесла удар по Мурманску силами восьми Ю-87 под прикрытием 10 Ме-109 и Ме-110. Истребителями было сбито 4 Ю-87 и 1 Ме-110, летчик и стрелок были взяты в плен. Наши потери - 1 "Харрикейн" <примечание: самолет 2 гсап ВВС СФ, пилот капитан Реутов легко ранен при вынужденной посадке>.

По Момбееку, во время второго налета группы Ю-87 под прикрытием Ме-109 и Ме-110 (взлет в 16.55, посадка в 17.40) немецкие летчики сбили 1 "Харрикейн" в 17.20 в 20 км южнее Мурманска, победа записана на счет лейтенанта Дана.

Также сбитые немецкие самолеты упоминаются в наградных листах Петра Бардаша (768 иап) и Ивана Павлова (145 иап).

25.03.1942

б/н) Пе-2 4 гбап сбит в воздушном бою над Петрозаводском, экипаж пилот старшина Юрий Пидсадный, штурман майор эскадрильи Петр Мигун, стрелок-радист младший сержант Максим Плюснин погиб. По финским данным, в 09.25-10.00 пара "Моран" 1./LLv 28 над Петрозаводском вела бой с двумя Пе-2, один из которых был сбит старшиной Антти Тани.

28.03.1942

25) "Харрикейн" 769 иап был сбит в воздушном бою над Мурманском в 17.00-18.00, по данным Эрика Момбеека. Судьба пилота неизвестна, советских данных нет, в ЖБД 122 ИАД потеря не упомянута, автор победы с немецкой стороны неизвестен.

29.03.1942

26) Мессершмитт-109Е-7 из 5./JG 5 (з/н 2947, б/н "красная 1") разбит при вынужденной посадке из-за плохих метеоусловий в районе Киркенеса, пилот обер-ефрейтор Герман Гессе погиб.

30.03.1942

27-28) Два "Харрикейн" 152 иап были сбиты в воздушном бою на Ребольском направлении, старший лейтенант Алексей Сорокин погиб, старший политрук Иван Кузнецов благополучно совершил вынужденную посадку на своей территории.

29) "Харрикейн" 152 иап был подбит огнем зенитной артиллерии, старший лейтенант Сергей Зеленцов произвел вынужденную посадку на фюзеляж.

По финским данным, восьмерка "брюстеров" 2/LLv 24 (ведущий лейтенант Лаури Охукайнен) вылетела на разведку перешейка между озерами Seesjarvi и Ontajarvi. Восточнее Руг-озера финны встретили двенадцать "Харрикейнов", следующих двумя группами. В завязавшемся бою финские истребители заявили об уничтожении семи "Харрикейнов" (два сержант Пелтола, по одному лейтенант Охукайнен, младший лейтенант Киннунен, прапорщик Туркка, старший сержант Лампи и сержант Коскела).

Из статьи Юрия Рыбина "Первенцы ленд-лиза" (АвиаМастер №2/2008): "... шестерка "харрикейнов" 152-го ИАП дважды вылетала на разведку в ближний тыл противника. Во втором вылете разведчики шли на высоте около 300 метров. Очередь из зенитного пулемета повредила самолет лейтенанта Зеленцова. Летчик перетянул через линию фронта и произвел вынужденную посадку на фюзеляж.

Оставшаяся пятерка "харрикейнов" продолжила выполнения задания, но вскоре сверху из облаков была атакована шестеркой "брюстеров". Финским истребителям удалось рассечь группу "харрикейнов" надвое и поджечь самолет старшего лейтенанта Сорокина. Горящая машина упала на территории противника.

Отбиваясь от атак, советские летчики оттягивали воздушный бой на свою сторону. В районе станции Идель, уже над нашей территорией, финнам удалось подбить второй "Харрикейн". Старший политрук Кузнецов благополучно совершил вынужденную посадку на редкий лес недалеко от железнодорожного полотна. В этот раз финны не стали "скромничать" и заявили об уничтожении восьми "харрикейнов". Наши записали себе в актив один "Брюстер", хотя реально у финнов потерь не было.

Организованные в тот же день поиски сбитых летчиков не дали результатов, но на следующий день старший политрук Кузнецов самостоятельно вернулся в свою часть, а старший лейтенант Алексей Сорокин до сих пор числится пропавшим без вести."

31.03.1942

30) "Томахок" 147 иап пропал без вести во время одиночной разведки Петсамо, вероятно, сбит в воздушном бою в районе Мотовского залива, старший лейтенант Анатолий Елисеев погиб. По немецким данным, в 09.49 пилот 5./JG 5 унтер-офицер Артур Мендл сбил советский "Харрикейн" в 10 км южнее Мотовского залива.

боевые потери

Previous post Next post
Up