Боевые потери, февраль 1942 года

Jan 27, 2014 12:40

01.02.1942

1-2) ЛаГГ-3 и "Харрикейн" 609 иап подбиты в воздушном бою, совершили вынужденные посадки на фюзеляж, летчики не пострадали.

Из статьи Юрия Рыбина "Первенцы ленд-лиза" (АвиаМастер №3/2008): "Три ЛаГГ-3 и три "харрикейна" в районе озера Вилько-ярви были внезапно атакованы двумя парами финских "брюстеров". С первой же атаки финны подбили "Харрикейн" и ЛаГГ-3, но обоим летчикам удалось совершить вынужденные посадки на фюзеляжи и вернуться в свою часть".

По финским данным, в 13.00-13.15 четыре "Брюстера" 2/LLv 24 (ведущий лейтенант Лаури Охукайнен), во время ведения разведки, вели бой с советскими истребителями, Охукайнен и прапорщик Туркка заявили об уничтожении по одному ЛаГГ-3 каждый. Кари Стенман не отмечает победы как "реальные".

3) "Томахок" 147 иап (з/н АК295) был сбит в воздушном бою в районе Зимней Мотовки, пилот лейтенант Адам Концевой выжил. Информация с форума airforce.ru. Данных о воздушных боях с немецкой стороны нет.

4) Хейнкель-111 из I./KG 26 (б/н 1H+AH, з/н 4251) пропал без вести западнее Мурманска, пилот лейтенант Хинтермайер.

07.02.1942

5) Бомбардировщик 80 иап сбит огнем зенитной артиллерии противника в неизвестном районе, экипаж лейтенанта Владимира Ефремова погиб.

09.02.1942

6) Хеншель-126 из 1.(H)/32 (б/н V7+1K, з/н 4374) сбит в воздушном бою в районе Мурманска, экипаж лейтенанта Краусса погиб. Вероятно, сбит в паре летчиками 147 иап старшим лейтенантом Николаем Юрилиным и политруком Алексеем Селезнёвым.

13.02.1942

7) "Харрикейн" 152 иап подбит в воздушном бою, совершил вынужденную посадку, пилот лейтенант Федор Задорожный не пострадал.

Из статьи Юрия Рыбина "Первенцы ленд-лиза" (АвиаМастер №3/2008): "13 февраля три "харрикейна" вылетали на разведку вражеских войск. В это же время тройка "брюстеров" выполняла аналогичное задание в советском тылу. На обратном маршруте американские истребители с финскими свастиками повстречали английские истребители с красными звездами. Финны первыми заметили противника, и на их стороне была внезапность. Это решило исход боя: с первой атаки был подбит "Харрикейн" лейтенанта Задорожного. Летчику пришлось совершить вынужденную посадку в лесу, при этом самолет был разбит, сам он не пострадал".

По финским данным, 3 "Брюстера" 2/LLv 24 (ведущий старшина Ниссинен) вели разведку района Сегежа - Беломорск и на обратном пути в 15.40-15.45 вели бой с 3 "Харрикейнами". Финны заявили об уничтожении всех советских самолетов: по одному самолету сбили старшины Киннунен и Ниссинен, третий - в паре младший лейтенант Покела и старшина Ниссинен.

14.02.1942

8) "Томахок" 147 иап сбит в воздушном бою над Кировской железной дорогой, пилот лейтенант Станислав Маджаров совершил вынужденную посадку, позднее вывезен У-2.

По данным Эрика Момбеека, между 08.30 и 16.30 группа "Томахок" вылетала на разведку, самолет лейтенанта Маджарова из-за неисправности мотора полетел обратно, но был перехвачен и сбит парой Ме-109. Авторы победы с немецкой стороны неизвестны.

Из наградного листа: "Во время выполнения боевого задания у тов.Маджарова начал сдавать мотор, он принял решение вернуться на аэродром. При возвращении был атакован 2 самолетами противника типа Хе-113 и несмотря на поврежденный мотор, тов.Маджаров смело вступил в бой, сбил один самолет противника и с горящим мотором произвел вынужденную посадку. На земле, как и в воздухе, не растерялся, потушил пожар и тем самым спас дорогостоящий самолет".

17.02.1942

9-12) Четыре "Харрикейн" 760 иап сбиты в воздушном бою над Кировской железной дорогой на перегоне Княжная - Ковда, старший лейтенант Петр Зверинцев, младший лейтенант Павел Дубовский и старшина Сергей Вавилов погибли, старший лейтенант Федор Бобровник не пострадал.

По ЖБД 760 иап (ЦАМО, ф.760 иап, оп.213147, д.4): "В 14.40 семь "Харрикейн" 760 иап (ведущий старший лейтенант Бобровник) вылетели на перехват 6 Ю-87 и 4 Ме-109, атаковавших железнодорожный перегон Ковда - Княжая. 1 "Харрикейн" из-за неисправности вернулся (пилот старшина Муравьев). В бою было сбито 2 Ю-87 (Бобровник и Поляков), наши потери: Бобровник был подожжен, совершил вынужденную посадку у станции Ручьи, самолет сгорел. Старшина Вавилов убит, самолет сгорел. Зверинцев и Дубовский не вернулись с боевого задания, ведутся розыски".

По данным Эрика Момбеека, во второй половине дня 6 Ю-87 под прикрытием 4 Ме-109 из 4./JG 5 атаковали объекты на Кировской железной дороге и вели воздушный бой с 6 "Харрикейн". Известны три победы летчиков II./JG 5 - лейтенант Курт Хаммель сбил два "Харрикейна" в районе Алакуртти в 16.30, командир 4./JG 5 гауптман Шафер сбил "Харрикейн" в 12.20 в районе Тулома.

13) Р-5 неустановленного полка сбит в районе озеро Сенное, командир эскадрильи 668 бап старший лейтенант Василий Ячменев и штурман 137 бап старший лейтенант Михаил Рудзевич погибли. Самолет не вернулся с боевого задания, обломки обнаружены 19 февраля, тела летчиков захоронены на кладбище Африканды.

По данным Йохена Прина, Р-5 был сбит парой Ме-109 4./JG 5 в районе Пумманки в 18.00, победу одержал унтер-офицер Эрвин Цойшель. По информации Эрика Момбеека, Цойшель сбил Р-5 668 бап в районе станции Ковда.

19.02.1942

14) Мессершмитт-109Е-7 из 4./JG 5 (б/н "желтая 12", з/н 3285) сбит в воздушном бою в районе Лоухи, пилот оберефрейтор Зайбт был взят в плен.

По немецким данным, в 11.40 3 Ме-109 4./JG 5 в районе Лоухи - Петри-ярви вели бой с 6 И-18, в результате боя лейтенант Эрлер сбил И-18, был потерян один Ме-109. По наградным листам советских летчиков (Иван Бочков, Анатолий Никитин, Константин Фомченков), пять самолетов 145 иап, возвращаясь с боевого задания по прикрытию своих войск, были внезапно из-за облаков атакованы 5 Ме-109. В завязавшемся воздушном бою, были сбиты 2 Ме-109 (в группе), наши летчики потерь не имели. Один немецкий летчик, оберефрейтор Зайбт, был взят в плен (по данным Эрика Момбеека, умер в плену 13 октября 1942 года).

По данным owl_99 самолетов 145 иап было шесть, по 2 групповые победы получили на счета Бочков, Гайдаенко, Фомченков, Никитин, Бут и Ткаченко.

20.02.1942

15) Юнкерс-87 из I./StG 5 (б/н L1+CU, з/н 6299) сбит в воздушном бою над станцией Полярный Круг (по немецким данным подорвался на собственных бомбах), экипаж обер-лейтенант Пейк и фельдфебель Штойткюль взяты в плен (по немецким данным пропали без вести).

Из наградного листа Владимира Мироненко: "20 февраля, находясь на оперативном аэродроме Лоухи, 4 экипажа ЛаГГ-3, в составе которых находился тов.Мироненко, в районе станции Полярный Круг при перехвате воздушного противника встретили 4 Ю-87 в сопровождении 2 Ме-109, пытавшихся бомбить ж.д.состав, стоящий в тупике южнее станции Полярный Круг. Тов.Мироненко, вырвавшись вперед смелой атакой огнем РС подбил Ю-87, экипаж которого, состоявший из двух немецких летчиков, взят в плен".

21.02.1942

16) "Харрикейн" 760 иап подбит в воздушном бою, лейтенант Поляков совершил вынужденную посадку в районе станции Ковда, легко ранен в руку, вывезен самолетом У-2.

По ЖБД 760 иап: "В 12.07 семь "Харрикейн" (ведущий капитан Королев) вели бой с 6 Ю-87 и 6 Ме-109. По донесениям, у станции Ковда летчики сбили 3 Ю-87 и 1 Ме-109. По донесениям ВНОС упали 3 Ме-109 и 1 Ю-87. Лейтенант Поляков был подбит стрелком Ю-87, совершил вынужденную посадку на озеро у станции Ковда, легко ранен в руку, вывезен У-2".

По данным Эрика Момбеека, 7 Ю-87 под прикрытием 6 Ме-109 вели бой с 7 "Харрикейн". Немецкие летчики сбили в бою 3 "Харрикейна" (отличились лейтенант Дамер, унтер-офицер Цойшель и стрелок Ю-87), два русских пилота были ранены.

Эпизод описан в наградном листе Алексея Николаенкова: "21.2.42 посты ВНОС передали, что на станцию Ковда (Кировской ж.д.), где стояли важные ж.д.составы идет группа самолетов противника 6 Ю-87 и 6 Ме-109. Под командованием Героя Советского Союза капитана Королева группа 7 самолетов Харрикейн пошла на сближение с противником. Пилот тов.Николаенков до конца верный воинской присяге и приказу тов.Сталина в первую очередь уничтожать бомбардировщиков противника, не обращая внимания на атаки истребительной авиации противника, проявляя мужество и благородный риск, чтобы не дать бомбить ж.д.состав, направил свой самолет на группу бомбардировщиков и с первой атаки с близкой дистанции зажигает факелом 1 Ю-87. Самолет тов.Николаенкова получает до 130 пулеметных пробоин, но он не уходя из боя сбил еще в группе с товарищами 4 Ме-109 (подтверждено справкой Кандалакшского районного поста ВНОС от 21.2.42 г., рапортами летающих экипажей, приказом по ВВС 14 Армии № 0118, трофеями сбитых самолетов)".

23.02.1942

17) Мессершмитт-110 из 6(Z)./JG 5 (з/н 4501) сбит в воздушном бою в 20 км северо-западнее станции Полярный Круг (по немецким данным огнем зенитной артиллерии), экипаж обер-лейтенант Францискет и унтер-офицер Питтак вывезены "Шторхом", самолет совершил вынужденную посадку и был уничтожен.

По немецким даным, в 13.10 тяжелые истребители Ме-110 из 6.(Z)/JG 5 вылетели на прикрытие Ю-87 во время удара по станции Полярный Круг. В районе цели были уничтожены два паровоза, но зенитным огнем был сбит самолет обер-лейтенанта Францискета, который совершил вынужденную посадку. Два самолета остались кружить над местом аварии, остальные в 14.25 совершили посадку на аэродроме. Через 40 минут тяжелые истребители и "Шторх" вновь отправились в район станции Полярный Круг и вывезли экипаж Францискета, поврежденный Ме-110 был уничтожен, так как находился слишком близко к линии фронта.

По ЖБД 760 иап, 3 "Харрикейна" (ведущий Королев, ведомые Крупский и Николаенков) у станции Полярный Круг внезапной атакой сбили Ме-110.

25.02.1942

18-19) Два "Харрикейн" 760 иап сбиты в воздушном бою, лейтенанты Андреев и Поляков невредимы.

По ЖБД 760 иап, в 12.00 пять "Харрикейн" вылетели на перехват самолетов противника в район станции Княжая. Над станцией Белое море вели бой с 6 Ме-110; 2 "Харрикейн" были сбиты, лейтенанты Андреев и Поляков невредимы.

По данным Эрика Момбеека, в 12.15 группа Ме-110, сопровождавшая Ю-88, вступила в бой с группой "Харрикейнов". В результате боя было сбито 3 "Харрикейна" (фельдфебель Вайссенбергер в 12.15 "Харрикейн" южнее губы Грязная и в 12.22 "Харрикейн" севернее железнодорожной ветки на Ручьи; лейтенант Криппаль - 1 "Харрикейн", время и место не указаны).

26.02.1942

20) Мессершмитт-109Е-7 из 5./JG 5 (б/н "красная 9", з/н 1093) сбит в воздушном бою, разбит при вынужденной посадке в 8 км к северо-западу от Мурманска, пилот унтер-офицер Дитрих Вайничке не пострадал.

После 14.00 два Ме-109 5./JG 5 (фельдфебель Бауэр и унтер-офицер Вайничке) вылетели в район Мурманска, где вели воздушный бой с 2-4 "Харрикейнами". В бою Вайничке сбил "Харрикейн", который не был подтвержден даже немецкой стороной. По данным Эрика Момбеека, один "Томахок" 147 иап совершил посадку на свой аэродром на фюзеляж. По данным owl_99 cтарший лейтенант Елисеев А.В. из 147 иап лично сбил Ме-109 западнее ст. Кола.

В тот же день, шесть летчиков 145 иап (Шевченко, Мироненко, Гайдаенко, Карпенко, Бут, Хижняк) в группе в районе Лох-губы сбили 1 Ме-109, но Лох-губа находится на Кестеньгском направлении, и данная заявка не имеет отношения в воздушному бою в районе Мурманска.

21) Брюстер из LLv 24 (б/н BW-359) сбит в воздушном бою, сержант Хейнонен ранен.

По финским данным, в 11.15-11.40 над Великой губой (район Медвежьегорска) 7 "Брюстеров" 3/LLv 24 (ведущий капитан Кархунен) вели бой с 17 МиГ-3 и сбили 7 советских самолетов, ценой потери одного "Брюстера". По данным Юрия Рыбина, 4 ЛаГГ-3 и 4 "Харрикейн" 609 иап вели бой с 8 "Брюстер". В воздушном бою советские летчики заявили об уничтожении 2 "Брюстеров" (победы записаны на счет Павла Зеленова и Виктора Миронова) и еще 2 "Брюстера" были повреждены. Советские летчики потерь не понесли.

28.02.1942

22) "Харрикейн" 152 иап подбит в воздушном бою, совершил вынужденную посадку, пилот лейтенант Зеленцов не пострадал.

По финским данным, в 10.40-10.50 в районе Сегежа-Беломорск 6 "Брюстеров" 2/LLv 24 (ведущий прапорщик Туркка) внезапно атаковали 5 "Харрикейнов". В бою 3 "Брюстера" получили повреждения, но 3 "Харрикейна" были сбиты (победы записаны на счет младшего лейтенанта Саловаара, сержантов Пелтола и Лехто).

По данным Юрия Рыбина, 7 "Харрикейн" 152 иап вылетели на перехват вражеских самолетов, осуществляющих разведку Кировской железной дороги. Над станцией Тунгуда одно звено "Харрикейнов" (ведущий старший лейтенант Зеленцов) атаковало противника. Второе звено противника не заметило, из-за неисправности радиосвязи в бой не вступило. "Харрикейн" Зеленцова был подбит, летчик совершил вынужденную посадку на фюзеляж, не долетев 8 км до аэродрома.

боевые потери

Previous post Next post
Up