Боевые потери, апрель 1942 года

Mar 22, 2014 22:17

01.04.1942

1) Мессершмитт-109Е-7 из 4./JG 5 (з/н 6387) разбит при вынужденной посадке в районе Ковд-озера, пилот не пострадал. По данным Эрика Момбеека, 4 Ме-109 4./JG 5 (ведущий - командир эскадрильи гауптман Шафер) вылетели на свободную охоту в район Кандалакшского залива. Из-за отказа мотора Шафер совершил вынужденную посадку на лед Ковд-озера на советской территории, в тот же день летчик был вывезен самолетом "Шторх".

03.04.1942

Около 15.00 немецкая авиация нанесла удар по Мурманску. По флотской "Хронике" в 14.58 14 бомбардировщиков противника под прикрытием 6 Ме-109 и Ме-110 бомбили Мурманск, в воздушных боях при отражении налетов сбиты 2 Ме-109 и 2 Ме-110. По ЖБД 122 ИАД, в 14.59 звено "Харрикейн" 769 иап отражало налет 4 Ю-87, 5 Ме-109 и 3 Ме-110, сбито 2 Ме-109.

2) Харрикейн 769 иап ПВО сбит в воздушном бою над Мурманском в 14.59, пилот младший лейтенант Григорий Романченко погиб. По немецким данным, в 15.50 над Мурманском было сбито 2 "Харрикейн", победы на свой счет записали лейтенанты Фридрих Дан (5./JG 5) и Гейнрих Леш (6./JG 5).

3) Мессершмитт-109Е-7 из II./JG 5 (з/н 3523) разбит при вынужденной посадке из-за отказа мотора в районе Петсамо, пилот лейтенант Видовиц не пострадал. По Момбееку, Видовиц не вернулся с задания по сопровождению бомбардировщиков на Мурманск. Неизвестно, была ли вызвана вынужденная посадка боевыми повреждениями?

04.04.1942

4-6) Три СБ 137 бап сбиты в воздушном бою над аэродромом Алакуртти, экипажи капитана Исаака Кушнира, лейтенантов Петра Юркова и Петра Помелина погибли в полном составе (всего девять человек).

7) "Харрикейн" 760 иап подбит в воздушном бою, пилот старшина Иван Сниг совершил вынужденную посадку в 5 км западнее Ням-озера.

По ЖБД 760 ИАП, в 10.55 8 "Харрикейн" 760 иап сопровождали три СБ 137 бап на аэродром Алакуртти. На отходе от цели группа была обстреляна огнем зенитной артиллерии и атакована 5 Ме-109. Один СБ был подбит снарядом ЗА, горящим сел на линии фронта. В воздушном бою было сбито 3 Ме-109, не вернулся с задания старшина Сниг, совершил вынужденную посадку в 5 км западнее Ням-озера. Фактически, были потеряны все три бомбардировщика с экипажами.

Эпизод описан в наградном листе Владимира Араховского: "4.4.42 г. на самолете "Харрикейн" в составе 7 экипажей вылетел сопровождать бомбардировщиков на аэродром противника Алакуртти. После бомбардировки 5 Ме-109 сверху стали атаковать СБ. Ударная группа в составе 4 "Харрикейн" ведомая Героем Советского Союза капитаном Королевым вступила в бой и с боем стала оттягивать противника от бомбардировщиков, в это время группа непосредственного прикрытия в составе 3 "Харрикейн" ведомая тов.Араховским, со стороны солнца атаковала истребители противника и в завязавшемся воздушном бою с 5 Ме-109 сбили 3 Ме-109. 2 Ме-109 сбиты группой тов.Араховского (подтверждается оперсводкой ВВС 26 Армии № 44 от 4.4.42 и докладами летающих экипажей)".

По немецким данным, в 11.30 5 Ме-109 II./JG 5 отражали налет советских бомбардировщиков на Алакуртти. В завязавшемся бою были сбиты 3 СБ, две победы записаны на боевой счет обер-фельдфебеля Вилли Пфренгера, одна - обер-фельдфебеля Флориана Зальвендера. Немцы потерь не понесли.

Примечание: Около 19.00 ВВС СФ силами Пе-3 95 иап под прикрытием "Харрикейнов" 2 гсап нанесли серию ударов по аэродрому Луостари. Один флотский "Харрикейн" был сбит, сержант Михаил Барченко вернулся в часть, получил обморожения. В воздушном бою были ранены два пилота-истребителя из II./JG 5 обер-фельдфебель Герхард Гернинг и унтер-офицер Артур Мендл, оба благополучно совершили посадки на своем аэродроме.

05.04.1942

8) Юнкерс-88 из II./KG 30 (з/н 1506) разбился в районе Мурманска, экипаж обер-лейтенанта Барреншена погиб. Вероятно, сбит огнем зенитной артиллерии, которая претендует на два уничтоженных "Юнкерса".

06.04.1942

ВВС Карельского фронта нанесли удар по финскому аэродрому Тикш-озеро.

9-12) Четыре "Харрикейна" 767 иап ПВО сбиты в воздушном бою в районе аэродрома Тикшозеро, комэск капитан Владимир Горюн застрелился при попытке финнов захватить его в плен, старший лейтенант Александр Прижескоп и младший лейтенант Николай Куркин погибли, старшина Петр Белоусов попал в плен.

13-14) Два "Харрикейна" 609 иап сбиты в воздушном бою в районе аэродроме Тикшозеро, младшие лейтенанты Николай Белецкий и Иван Вавакин попали в плен.

15) СБ 80 бап сбит в бою над аэродромом Тикшозеро, экипаж пилот лейтенант Сергей Петраченко, штурман младший лейтенант Василий Петров и стрелок-радист сержант Анатолий Гусынин погибли.

Из статьи Юрия Рыбина "Первенцы ленд-лиза" (АвиаМастер 3/2008): "В 14.30 с аэродрома Колежма взлетели семь СБ [80 бап] и семь Пе-2 [608 бап]. Над Сегежой к ним должны были присоединиться 20 истребителей - 11 из 609-го иап и девять из 767-го иап. Но "из-за плохой организации вылета" к группе присоединились лишь два ЛаГГ-3 и три "харрикейна" из 609-го иап, а также семь "харрикейнов" из 767-го иап. Пять истребителей вообще не взлетали, а еще два поднялись в воздух с большим опозданием и не смогли догнать бомбардировщики.

Для противника налет на Тикшозеро был уже давно не новостью. При подходе к цели головную группу Пе-2 атаковала девятка "брюстеров". Но "пешки" не свернули с курса, и истребители сманеврировали вправо, чтобы напасть с задней полусферы. Тут их встретила семерка "харрикейнов" 767-го полка. Завязался бой, в ходе которого "харрикейны" встали в оборонительный круг, а "брюстеры" атаковали их сверху.

Звено "харрикейнов" 609-го иап, вместо того, чтобы прикрыть бомбардировщики, поспешило занять место в кругу "активной обороны". А в это время в воздухе появилась вторая группа вражеских истребителей. Между тем, Пе-2, сбросив бомбы на летное поле, развернулись и ушли на большой скорости.

Основной удар вражеских истребителей приняли на себя тихоходные СБ. Стрелки-радисты открыли яростный оборонительный огонь по "брюстерам", но это не помешало вражеским истребителям с первой же атаки сбить один бомбардировщик, экипаж которого погиб. Остальные СБ все же сбросили бомбы на цель и легли на обратный курс, но при этом строй бомбардировщиков "рассыпался". Вражеские истребители не отставали и вскоре повредили еще один СБ, однако летчику удалось вернуться на одном моторе.

Возможно, "брюстерам" удалось бы добиться большего, но им помешал одиночный ЛаГГ-3 из 609-го иап, которым управлял старший лейтенант Виктор Миронов. Этот единственный защитник, оставшийся с бомбардировщиками, несколько раз мужественно отражал атаки "брюстеров" на СБ, не давая финнам вести прицельный огонь.

Истребительная группа прикрытия, оторвавшаяся от своих "подопечных", понесла особенно тяжелые потери. Без преувеличения можно сказать, это были самый большой однодневный урон ВВС Карельского фронта за всю войну. Были сбиты шесть "харрикейнов" - четыре из 767 иап и два из 609 иап..."

С финской стороны в бою принимала участие группа из восьми "брюстеров" LLv 24 под командованием лейтенанта Лаури Охукайнена. Финны заявили об уничтожении 11 "Харрикейнов" (три - лейтенант Охукайнен, по два - младший лейтенант Ниссинен и старшина Киннунен, по одному - сержанты Пелтола, Лехто и Корхонен) и 1 СБ (лейтенант Килпинен). Финны потерь не понесли, по данным Рыбина, лейтенант Килпинен был ранен в ногу, но благополучно приземлился на свой аэродром.

08.04.1942

16) "Томахок" P-40C 20 гиап сбит в воздушном бою, пилот штурман полка капитан Алексей Поздняков погиб. По ОБД "Мемориал" Поздянков в бою таранил самолет противника.

17) Мессершмитт-110 из 10.(Z)/JG 5 (б/н LN+FR, з/н 4114) сбит в воздушном бою в районе Петсамо, пилот лейтенант Кох не пострадал.

В 16.50 11 Ю-87 и 12 Ю-88 в сопровождении 10 Ме-109 и 10 Ме-110 были перехвачены в районе Рестикента истребителями ВВС 14А, в воздушном бою было сбито 5 самолетов противника. По советским данным, 5 (или 6?) самолетов 20 гиап вылетели на штурмовку войск противника, но в районе Рестикент встретили крупную группу немецких бомбардировщиков. Тов.Хлобыстов таранил два самолета (Ме-109 и Ме-110), еще два самолета (Ю-87 и Ме-110) были сбиты в групповом бою; пятый самолет (Ме-109), вероятно, таранил штурман 20 гиап к-н Поздянков, который погиб во время тарана.

По данным Эрика Момбеека, тяжелые истребители 10.(Z)/JG 5 в 16.00-17.45 сопровождали бомбардировщики и в 17.20 в районе севернее Рестикент вели бой с советскими истребителями. Фельдфебель Вайссенбергер заявил об уничтожении одного МиГ-3. Один Ме-110 был тяжело поврежден, разбит юго-восточнее аэродрома Петсамо.

Из наградного листа Михаила Бычкова: "8.4.1942 года в группе шести самолетов тов.Бычков вылетел на штурмовые действия по войскам противника. Не доходя до цели, в районе Рестикента увидели самолеты противника 15 Ю-87 и 5 Ме-110. При первой атаке неожиданно из облаков выскочили 8 Ме-109. Тов.Бычков как молодой летчик проявил исключительную смелость, ведя воздушный бой и прикрывая своих товарищей, когда командир звена тов.Хлобыстов после тарана двух самолетов противника передал по радио «выхожу из боя», тов.Бычков в тот же час прикрыл своего товарища и сопровождал его до аэродрома. В этом бою тов.Бычков в группе сбил 3 самолета противника".

Из наградного листа Алексея Хлобыстова: "8.4.42 года тов.Хлобыстов с беспримерной отвагой и доблестью сражался в группе 6 наших самолетов, против 28 самолетов противника, в районе поселка Рестикент. В ходе боя 1 Ме-110 пытался атаковать наши самолеты, но обстрелянный летчиками Бычковым и Семенковым, попытался уйти. Подоспевший Хлобыстов, сделал правильный расчет на прочность плоскости своего самолета, таранил Ме-110 консолью правой плоскости обрубил ему хвост. В результате самолет противника врезался в сопку. Атакуя после этого группу бомбардировщиков противника Ю-87 - Хлобыстов вместе с летчиками Поздняковым, Фатеевым сбил один самолет Ю-87. В самый критический момент боя, когда в него вступила вторая группа самолетов противника - 8 Ме-109, Хлобыстов сошелся в лобовой атаке с 2 Ме-109, попытавшимся взять его в клещи. Передав товарищам по радио "За Родину иду на таран", Хлобыстов вторично в этом бою таранил самолет противника, на этот раз Ме-109, ударив по плоскости его, своей правой плоскостью. В результате Ме-109 был сбит, а у самолета Хлобыстова отбита часть плоскости до середины звезды и часть элерона. Несмотря на это, Хлобыстов довел машину до своего аэродрома и с исключительным мастерством посадил ее".

09.04.1942

18) Мессершмитт-109Е-7 из 5./JG 5 (б/н "красная 2", з/н 1494) сбит в бою в районе Устье - Лотта, пилот лейтенант Альфред Якоби попал в плен.

19) Мессершмитт-109Е-7 из 5./JG 5 (б/н "красная 4", з/н 1187) сбит в бою в районе Тулома, пилот фельдфебель Антон Кандцойра попал в плен.

По ЖБД 122 ИАД, в 18.30 с аэродрома Шонгуй вылетело 5 «Харрикейн» 769 иап с задачей совместно с 6 самолетами 20 гиап штурмовать колонны противника в районе Рудменно (штурмовка в 19.10). При возвращении с боевого задания в районе устье Лота (20 км западнее Рестикент) группа заметила 6 Ме-109. Внезапной атакой было сбито 2 Ме-109, один в устье Лотта (летчик был взят в плен), другой скапотировал при вынужденной посадке.

По данным Э.Момбеека, 6 Ме-109 5./JG 5 сопровождали Хш-126 в районе Рестикента. Над целью немцы были внезапно атакованы 2 «Томахок» и 4 «Харрикейн» 20 гиап, которые позднее были усилены 5 «Харрикейн» 769 иап. Во время боя были сбиты 2 Ме-109 Е-7, пилоты лейтенант Якоби и фельдфебель Кандцойра попали в плен. Согласно немецкой точке зрения, оба Ме-109 были сбиты тараном. Капитан Поздняков на P-40C после тарана разбился и погиб; лейтенант Хлобыстов благополучно приземлился на своём аэродроме. Немецкие летчики лт.Якоби и фб.Кандцойра попали в плен, Якоби вернулся из плена в 1949 году, Кандцойра погиб в плену в феврале 1943 года.

Групповая победа упоминается в наградных листах Михаила Бычкова, Ивана Юшинова, в справочнике Михаила Быкова отмечена групповая победа (3 Ме-109 в составе шестерки) на боевом счету Николая Юрилина.

По данным Михаила Быкова, групповые победы на свой счет записала шестерка 20 гиап (Селезнев А.И., Юрилин Н.В., Семеньков В.Р., Кузнецов И.К., Юшинов И.И. и Бычков М.Е.; первая тройка на "Киттихоках", вторая - на "Харрикейнах"), среди летчиков 769 иап победы одержали старший лейтенант Иванов С.Г. и старший политрук Анохин Л.А.

11.04.1942

20) Юнкерс-88 из Erpr.St./KG 30 (б/н 4D+GA, з/н 197) с экипажем пропал без вести над морем. Советских данных нет.

13.04.1942

21-23) Три Юнкерс-88 из II./KG 30 (б/н 4D+AA, 4D+KM и 4D+BC, з/н 182, 1747 и 140724 соответственно) с экипажами пропали без вести над морем. Советских данных нет.

15.04.1942

24) "Харрикейн" 769 иап ПВО сбит в воздушном бою над Мурманском, старший политрук Чагин спасся на парашюте.

По "Хронике", в 18.30 противник повторно бомбардировал Мурманск силами 16 Ю-88, 4 Ме-109 и 6 Ме-110. Огнем ЗА было сбито два немецких самолета, в воздушных боях 6 вражеских самолетов сбито и 13 повреждено. По ЖБД 122 ИАД ПВО, в 18.42 четыре "Харрикен" 769 иап ПВО вели воздушный бой с 8 Ме-110, 2 Ме-110 были сбиты. В 18.55 те же "Харрикейн" атаковали 4 Ме-109, 1 Ме-109 был сбит. Наши потери - 1 "Харрикейн", летчик спасся на парашюте.

По немецким данным, фельдфебель Вайссенбергер из 10.(Z)/JG 5 западнее Мурманска сбил 1 МиГ-3 в 18.42 и 1 "Харрикейн" в 18.45, лейтенант Мауль из той же эскадрильи в течение дня сбил 1 "Харрикейн", без указания времени и места победы. Примечание: немецкие заявки полностью соответствуют советским потерям, помимо одного "Харрикейна" ПВО, ВВС СФ потеряли 1 МиГ-3 и 1 "Харрикейн".

23.04.1942

25) Мессершмитт-109Е-7 из Feldluftpark Pori (б/н "желтая 11", з/н 1333) сбит в бою в районе Мурманска, по немецким данным пилот обер-фельдфебель Флориан Зальвендер попал в плен.

26) "Харрикейн" 769 иап уничтожен во время тарана вражеского истребителя, пилот младший лейтенант Сергей Негуляев погиб.

В 07.00 немецкие бомбардировщики Ю-87 под прикрытием четырех (по немецким данным - семи) Ме-109 и четырех Ме-110 атаковали морской порт Мурманска и потопили 45-тонный плавучий кран и буксирный пароход "Строитель". На обратном пути, в районе мыса Мишуков немецкие самолеты были перехвачены истребителями ВВС СФ и 122 ИАД ПВО. В завязавшемся бою "Харрикейн" 769 иап таранил Ме-109, "Харрикейн" разбился, пилот Сергей Негуляев погиб; "мессершмитт" совершил вынужденную посадку (по немецким данным - пилот спасся на парашюте), обер-фельдфебель Зальвендер погиб в перестрелке на земле. Сергей Негуляев посмертно награжден Орденом Красного Знамени.

27) "Харрикейн" 768 иап сбит в воздушном бою над Мурманском, сержант Никифор Коленцев погиб.

28-29) Два истребителя 20 гиап не вернулись с боевого задания по сопровождению бомбардировщиков на Луостари, сбиты в воздушном бою, командир звена старший лейтенант Иван Бут и сержант Александр Чибисов погибли.

30) СБ 137 бап сбит в воздушном бою над Зимней Мотовкой, стрелок-радист старшина Александр Егоренков погиб.

По Хронике, в 11.25 семь Юнкерс-87 и четыре Ю-88 нанесли удар по Ваенге. Налет отражали 29 "Харрикейн", из них 4 "Харрикейн" за облаками вели бой с пятью Ме-109. В результате боя сбиты два "Харрикейн" ВВС СФ и два Ме-109 (не подтверждается). Вероятно, в бою был сбит "Харрикейн" 768 иап (по ОБД сержант Коленцов погиб 28 апреля).

На обратном пути, подлетая к аэродрому Луостари, группа Ме-109 6./JG 5 наткнулась на "Томахоки" и "Харрикейны" ВВС 14А, прикрывавшие бомбардировщики СБ 137 бап. В завязавшемся бою немецкие истребители сбили 2 "Харрикейна" и 1 СБ (по Рыбину, помимо старшины Егоренкова погиб младший лейтенант младший лейтенант Голованов, в ОБД последний не упомянут).

Два Ме-109 Е-7 были разбиты при посадке в Петсамо после выполнения боевого задания, один пилот не пострадал, лейтенант Дан получил сотрясение мозга и ранение головы. Немецкие одномоторные истребители заявили об уничтожении 13 "Харрикейн" (четыре фельдфебель Мюллер, по три лейтенант Дан и обер-фельдфебель Пфрёнгер, по одному гауптман Шпонек, унтер-офицер Шумахер и обер-фельдфебель Зальвендер). Пилоты Ме-110 заявили об уничтожении одного "Харрикейна" (07.25, победа обер-фельдфебеля Вайссенбергера) и 1 И-180 (лейтенант Маул).

24.04.1942

31) Юнкерс-87 из I./StG 5 (б/н L1+FW, з/н 6234) разбился в районе Мурманска из-за отказа мотора, пилот лейтенант Рудольф Нойманн спасся, стрелок пропал без вести.

По ЖБД 122 ИАД, в 09.45 четыре "Харрикейн" вели бой с десятью Ю-87, четырьмя Ме-110 и шестью Ме-109. Было сбито 2 Ю-87 и 1 Ме-110, своих потерь нет. По "Хронике", в 10.06-10.10 восемь Ю-87, девять Ме-109 и три Ме-110 произвели налет на Мурманск, 14 "Харрикейн" ВВС СФ отражали налет и сбили 2 Ю-87.

25.04.1942

32) Мессершмитт-110 из 10.(Z)/JG 5 (б/н LN+BR, з/н 3769) разбит при вынужденной посадке в районе Салми-ярви из-за боевых повреждений, экипаж фельдфебеля Теодора Вайссенбергера не пострадал.

По данным Эрика Момбеека, рано утром 16 Пе-2 608 бап под прикрытием девяти "Томахок" 20 гиап и 6 ЛаГГ-3 19 гиап атаковали аэродром Петсамо. В 08.05 десять "Харрикейнов" ВВС СФ вылетали в районе Луостари для отсечения вражеских истребителей. С немецкой стороны налет отражали пара Ме-110 из 10.(Z)/JG 5, которые над Мотовским заливом сбили два Пе-2 (не подтверждается советской стороной). Один из "мессершмиттов" был тяжело поврежден стрелками бомбардировщиков и был разбит при вынужденной посадке в Салмиярви.

33) Юнкерс-88 из 1.(F)/124 (б/н G2+SH, з/н 1501) пропал без вести в районе Киркенеса. По немецким данным пропал 26.04.1942.

По ЖБД 122 ИАД, в 20.31 четыре "Харрикейна" 769 иап взлетели для прикрытия. В 20.40 в воздушном бою был подожжен один из четырех Ю-88, все самолеты скрылись. В 20.50 были атакованы два Ю-88, один из которых был сбит в районе Рут-менно.

Из наградного листа Григория Огальцова: "25.4.42 г. в воздушном бою четверка наших истребителей с шестью истребителями противника Ме-109 и четырьмя бомбардировщиками Ю-88, происходившем в районе реки Тулома, западнее Рестикент, тов.Огальцов с летчиком Анихиным сбили 1 бомбардировщик противника Ю-88, остальные бомбардировщики к объекту не были допущены и ушли на запад. Подтверждено постами ВНОС и приказом по 122 ИАД №039 от 30.4.42 г."

26.04.1942

34) "Харрикейн" 769 иап сбит в воздушном бою над Мурманском, пилот старший политрук Леонтий Анохин спасся на парашюте.

По ЖБД 122 ИАД, в 10.58 три "Харрикейна" 769 иап вели бой с семью Ю-88, четырьмя Ме-110 и четырьмя Ме-109. Один "Харрикейн" был сбит, старший политрук Анохин спасся на парашюте, ранен.

По немецким данным, в 10.10-11.35 истребители JG 5 во время сопровождения Ю-87, вели бой с советскими истребителями. Немцы заявили об уничтожении шести "Харрикейн" в районе Мурманск - Мурмаши (лейтенант Дан - три, фельдфебель Тимм, унтер-офицер Вайничке и унтер-офицер Бартельс по одному; все в 10.50-11.00). По данным Эрика Момбеека советская авиация потеряла три "Харрикейна" (в "Хронике" указано, что пять "Харрикейнов" ВВС СФ вели бой с семью Ме-109, один "Харрикейн" был сбит, летчик спасся на парашюте).

35-36) Два Юнкерс-88 из KG30 (б/н 4D+DA из ErprSt. и б/н 4D+KH из первой группы) пропали без вести с экипажами в районе Мурманска.

Вероятно, один из самолетов был сбит тройкой истребителей 20 гиап в составе капитана Георгия Громова и старшего лейтенанта Николая Юрилина (информация из наградных листов и справочника Михаила Быкова; третий летчик - Котов И.Е.).

По "Хронике" на один Ю-88 претендует зенитная артиллерия Северного флота, которая в районе Переймы сбила вражеский бомбардировщик.

27.04.1942

37-38) Два "Харрикейна" 760 иап сбиты в воздушном бою над Мотовским заливом, старший лейтенант Виктор Крупский ранен, лейтенант Иосиф Афанасьев погиб.

По немецким данным, в 20.30 звено Ме-109 в районе Мотовского залива вели бой с семью "Харрикейн" 760 иап. Немецкие истребители сбили три советских самолета (отличились унтер-офицеры Вайничке, Люй и Эндерле), не понеся потерь.

По ЖБД 760 иап, в 20.00 семь "Харрикейн" вылетели на прикрытие войск, вели бой с четырьмя Ме-109. Вероятно, Скляренко, Бобровник и Муравьев сбили один Ме-109. Старший лейтенант Крупский и лейтенант Афанасьев не вернулись с боевого задания. По справочнику Михаила Быкова Ме-109 был сбит лично Николаем Скляренко в районе Западной Лицы. По наградному листу Скляренко сбил истребитель во время отражения налета вражеских бомбардировщиков, не допустив противника к объекту прикрытия.

29.04.1942

б/н) Фоккер D.XXI из 1/LLv 12 (б/н FR-117) был сбит в воздушном бою в районе Алеховщина, пилот лейтенант Ховилайнен погиб.

По данным Кари Стенмана, два ЛаГГ-3 415 иап в 09.25 внезапно атаковали пару "Фоккеров" 1/LLv 12, которые вели разведку в районе Алеховщины (южнее реки Свирь). Один "Фоккер" был сбит, разбился, другой (пилот сержант Калерво) вступил в бой и повредил один из ЛаГГов. Советских данных нет.

415 иап входил в состав ВВС 7 Отдельной Армии.

39-40) Два Мессершмитт-110 из 10.(Z)/JG 5 (з/н 3528 и 2547) разбиты (50% и 60%) при вынужденной посадке в Петсамо из-за боевых повреждений. Вероятно, как минимум один самолет поврежден в воздушном бою с "Харрикейнами" 2 гсап ВВС СФ.

41) Юнкерс-88 из I./KG 30 (б/н 4D+GH, з/н 140210) сбит огнем зенитной артиллерии в районе Петсамо, из состава экипажа пилот обер-фельдфебель Ганс Карпескиль ранен, остальные погибли.

42) Юнкерс-88 из I./KG 30 (б/н 4D+CK, з/н 3701) сбит огнем зенитной артиллерии в районе Банак, экипаж погиб.

Советских данных нет.

30.04.1942

43) Юнкерс-88 из III./KG 30 (б/н 4D+DR, з/н 1452) сбит огнем зенитной артиллерии в районе Petri-Tarvio, экипаж погиб.

Советских данных нет.

44) Юнкерс-88 из III./KG 30 (з/н 1366) разбит (50%) при вынужденной посадке в районе Petri-Tarvio из-за боевых повреждений, экипаж не пострадал.

Советских данных нет.

45) Дорнье-17P из разведывательного звена группы армий "Норвегия" (б/н 1R+CH, з/н 3547) сбит в районе Kuusamo, экипаж погиб.

Два "Харрикейна" 17 гшап, вылетавшие на воздушную разведку в район Кестеньги, перехватили и сбили воздушный разведчик До-17. По Рыбину, советские документы не сохранили имен и фамилий летчиков, добившихся успеха. Вероятно, одним из летчиков был младший лейтенант Николай Полушкин (наградной лист).

46) Юнкерс-87 из I./StG 5 (з/н 5884) сбит в воздушном бою в районе Кестеньги, экипаж не пострадал. Сбит штурмовиками 17 гшап в воздушном бою.

47-49) Три "Харрикейна" 17 гшап были сбиты в воздушном бою в районе аэродрома "Лоухи 13 км", старший лейтенант Владимир Белкин и младший лейтенант Иван Галатов погибли, младший лейтенант Николай Полушкин ранен.

По данным Эрика Момбеека, в 16.20 в районе Лоухи над Кировской железной дорогой шесть "Харрикейн" 17 гшап вели бой с группой Ме-109 из 4./JG 5, немецкие летчики заявили об уничтожении всех советских самолетов, но известны только пять заявок, по одной от обер-лейтенанта Тецнера, лейтенанта Эрлера и унтер-офицеров Велльнера, Треттера и Пауля Мюллера.

Из статьи Юрия Рыбина "Первенцы ленд-лиза": "Вечером того же дня [30 апреля] 17-й ГШАП понес и первые боевые потери. Пикирующие бомбардировщики Ju 87 из состава I./StG 5 под прикрытием четырех Ме-109 нанесли штурмовой удар по аэродрому "Лоухи 13 км". Навстречу им вылетела шестерка "харрикейнов". Над аэродромом завязался воздушный бой, в начале которого по докладам наших пилотов были сбиты один "мессершмитт" и один "юнкерс". Но затем подоспела еще одна группа вражеских истребителей, и один за другим на землю упали три "харрикейна": погибли гвардии старший лейтенант В.И.Белкин, гвардии младший лейтенант И.И.Галатов, третий пилот выжил. В результате бомбардировки были жертвы на аэродроме, в основном пострадали зенитные расчеты. Кроме того, один "Харрикейн" получил повреждения от осколков фугасной бомбы. Численность "штурмового" полка снизилась до четырех боеспособных машин".

боевые потери

Previous post
Up