Sijeunesse savait, si vieillesse pouvait.*

Nov 01, 2015 22:15

 
  «Молодость»/ Youth (2015), режиссер Паоло Соррентино.
        Сравнительно недавно известный, пожалуй, лишь в кругу синефилов итальянский режиссер П.Соррентино, сняв фильм «Великая красота», получивший международное признание, обрел широкую известность. И вот - новая картина. Те, кто, вероятно, ожидал от него новой феерии образов, какофонии звуков и стремительного ритма, будут разочарованы. Нынешний фильм получился очень мелодичным, неторопливым и раздумчивым что ли. Состояние, вынесенное в название, несомненно присутствует в нем, но всё же, на мой взгляд, это - картина о жизни, перевалившей за половину, и любви. Написал это последнее слово и вновь, как и во время просмотра, вспомнил другой фильм - “Amour” Михаэля Ханеке.  Чтобы не раскрывать содержания «Молодости» тем, кто захочет посмотреть фильм, замечу, что любопытно сравнить, как главные герои названных фильмов пытаются побороть фантомы прошлого.
        Из всего «звездного» актерского состава «Молодости» невозможно не выделить Майкла Кейна, который, как обычно, по крайней мере для меня, блистателен. Режиссер одарил его персонажа богатыми по смыслу репликами, но даже и те сцены, когда актер молчит, очень выразительны. Взять хотя бы эпизод, в котором Кейн мысленно дирижирует симфонией природных звуков. Надо отдать должное и Харви Кейтелю, который исполняет роль давнишнего друга главного героя. А вот Джейн Фонда в роли стареющей кинозвезды мне, честно говоря, совсем не понравилась, хотя эпизод с её участием великолепен. Похоже, в её монолог Соррентино вложил всё, что он думает о современной тенденции обращения серьезных актеров к телесериалам. Пол Дано едва ли не впервые в своей карьере сыграл персонажа без отрицательной коннотации.
        Оператор-постановщик Лука Бигацци и в этой картине Соррентино радует глаз зрителя живописностью. Альпийские пейзажи, как ничто другое, подходят для этого. Еще мне понравилась работа с длиннофокусным объективом, благодаря которому приближенные оптикой образы героев как бы дрожат в нагретом воздухе, словно мираж.
         Весь фильм пронизан музыкой. Это неудивительно, когда главный герой - композитор. На протяжении всей картины мы не раз слышим название сочинения, сделавшего его знаменитым, но прозвучит оно лишь в финале. Эту сцену тоже стоит отметить. Не всякий режиссер решится построить эпизод так, что музыка становится не фоном, а именно «главным героем» происходящего. В моей памяти сохранились лишь два ярких примера - «Человек, который слишком много знал» (1956) А.Хичкока, в котором звучит кантана «Грозовые облака» Артура Бенджамина (12 минут без единой реплики в кадре!) и «Дива» (1981) Ж.-Ж.Бейнекса с арией «Ebben? Ne andrò lontana» из оперы Адьфредо Каталани «Валли».
       Короче, фильм рекомендуется к просмотру тем, кто любит поразмышлять над увиденным после сеанса. Лучше выбрать версию с субтитрами, чтобы послушать аутентичный английский Майкла Кейна.
    * "Если бы молодость знала, если бы старость могла.." Анри Этьен.

Кейн Майкл, кино, Ханеке Михаэль, Кейтель Харви, Соррентино Паоло

Previous post Next post
Up