В прошлом посте мы познакомились с различными видами легких кораблей. Пришла пора перечислить и все прочие летательные аппараты, которые могут встретиться на просторах галактики. А заодно немного разобраться с терминологией.
Терминология
Описывая мир будущего, поневоле приходится вводить новые слова для обозначения явлений, которые в нашей эпохе отсутствуют. Обычно термины заимствуют из других фантастических произведений, либо дают новое значение уже имеющимся понятиям, либо придумывают неологизмы. Но в различных выдуманных мирах одни и те же слова могут иметь сходный смысл, но различаться в деталях. Заимствование же из современности только увеличивает путаницу. Ниже я разъясню, что именно скрывается за тем или иным термином в моей вселенной, а также чуть-чуть углублюсь в описание некоторых элементов сеттинга.
Галактика. Все действие игры происходит в пределах галактики Млечный Путь. Хоть это всего лишь маленький регион невообразимо гигантской вселенной, но и в нем содержатся сотни миллиардов звезд, на составление даже простого перечня которых не хватит человеческой жизни. Цивилизация, способная практически осваивать другие галактики, давно уже переросла бы эпоху, для которой свойственны демонстрируемые в дрим-симе реалии. Поскольку главный герой, как и абсолютное большинство окружающих его персонажей, не принадлежит к сверхцивилизации, постольку одной галактики ему хватит за глаза.
Государство, страна, держава, империя - все эти и им подобные термины относятся, как правило, к одному из представленных в игре государственных институтов, обобщенных по расовому признаку, находящихся на сравнительно ранней стадии освоения космоса. Благодаря высоким скоростям межзвездных перелетов, империи до сих пор не испытывали серьезных проблем с поддержанием собственной целостности. Влияние столицы ослабевает по направлению к периферии, но не настолько, чтобы допустить переход власти полностью к региональным центрам или отдельным планетам. Восстания и движения за независимость колоний эффективно подавляются.
Изредка возникающие недолгоживущие независимые образования, существующие обычно с момента свержения власти до ввода в систему имперского флота, тоже предпочитают провозглашать себя свободными государствами. В официальной имперской пропаганде к ним применяются термины типа "сектор, терроризируемый незаконным вооруженным формированием".
Точно известно, что как минимум одна звездная держава принадлежит людям со столицей на Земле. Ее официальное название и политический строй пока до конца не ясны.
Возможно существование, скрываемое от большинства, внешних держав за пределами освоенного империями космоса. Они могут промышлять пиратством в пространстве империи, которая, в свою очередь, проводит против них тайные военные операции.
Раса - сообщество разумных существ, относящихся к одному биологическому виду. В старом значении это слово используется почти исключительно в историческом контексте.
Столица государства - главная планета, на которой размещаются высшие органы власти.
Столица системы - планета или станция, являющаяся центром губернаторской власти в системе.
Столица планеты - главный населенный пункт любой планеты. В нем обычно располагается локальная администрация.
Колония - планета или система, входящая в состав империи.
Вооруженные силы. С выходом в космос и по мере его освоения баланс между различными видами войск сильно сдвинулся. Стратегические задачи решает исключительно его величество Флот - к нему относятся все виды военных кораблей, в том числе легкие крафты. Понятие "авиация" постепенно вымирает вместе с самим явлением - боевыми летательными аппаратами атмосферной ориентации. Пехота, танковые войска и наземная артиллерия вместе зовутся просто "десантом" и, хотя все еще выделяются в отдельный род войск и даже сохраняют традиционную, отличную от флотской, иерархию, но по сути являются лишь придатком флота, решающим тактические задачи планетарного масштаба. Пехота также образует планетарные гарнизоны, иногда называемые "ополчением", так как набираются преимущественно из местных жителей с низкой военной подготовкой.
Полиция - подконтрольная государству организация, занимающаяся охраной порядка и борьбой с преступностью. В ведении различных подразделений полиции находятся следственные органы, служба Контроля Космического Движения, космические патрули и ударные отряды быстрого реагирования, действующие обычно только в пределах родной системы.
Служба Безопасности - наша родная кровавая гэбня. Незримо присутствует повсюду, следит за всеми, губит на корню зачатки заговоров и бунтов, выявляет предателей и шпионов Чужих. По традиции, овеяна множеством слухов, а что среди них правда - фиг поймешь.
Корабль, космолет - любой аппарат, способный путешествовать в космическом пространстве.
Капитальный корабль - я так и не смог придумать более подходящего слова, использовал кальку с английского термина, использовавшегося в этом значении в некоторых играх. Крупный корабль, обладающий, как правило, несколькими обязательными характеристиками: 1) возможность автономного пребывания в космосе в течение как минимум нескольких месяцев; 2) наличие выделенных отсеков, выполняющих определенную функцию в комплексе корабля - например, машинное отделение, навигационная рубка, боевая рубка, ангар, кают-компания и т.д. 3) постоянная необходимость в большом экипаже для поддержания работоспособности и выполнения основных задач. Как правило, капитальные корабли собирают на орбитальных верфях, и возможность посадки на планеты для них не предусмотрена.
Малый или легкий корабль, машина, крафт - если капитальные корабли ближе всего к современным морским судам, то легкие аналогичны автомобилям или воздушным аппаратам. Главные отличия от "капиталов" - 1) ввиду компактного размещения оборудования, сервисное обслуживание производится исключительно на базах; некоторые новые модели оснащаются системами авторемонта, но и их возможности ограничены и не дают крафту полной автономности; 2) даже на тех машинах, где предусмотрен штатный экипаж из нескольких человек, в теории один пилот при поддержке бортового компьютера способен выполнять все задачи по управлению.
Станция - космическое сооружение, не являющееся средством транспорта. Большинство станций расположены на устойчивых орбитах вокруг планет или звезд, но некоторые просто висят над планетами, противодействуя притяжению вспомогательными двигателями, или расположены в межзвездном пространстве. Часто станциями называют поселения, расположенные на небольших астероидах.
Спутник - небольшой беспилотный орбитальный аппарат. Ранее - любое тело, обращающееся вокруг планеты по орбите. Теперь естественные спутники чаще всего зовут "лунами" или просто планетами, а искусственные населенные - "станциями".
База - любая станция, наземное сооружение или капитальный корабль, приспособленные для приема и обслуживания малых кораблей.
Звездная или солнечная система - прежде эти понятия относились к разным вещам, теперь же в массовом сознании являются синонимами и означают то, что в наше время ученые звали
"планетной системой". Зачастую просто "система".
Двигатель, привод - комплекс из силовой установки и движителя, придающий кораблю ускорение в нормальном пространстве. Как правило, движитель действует на реактивном принципе, хотя состав реактивной струи сильно зависит от применяемой технологии - будь то химический, плазменный, фотонный или любой другой привод.
Гипердвигатель - общее название для всех устройств, обеспечивающих перемещение в космосе на большие расстояния за относительно короткое время. Приставка "гипер" в данном случае не означает использование "гиперпространства" или любого другого физического принципа в работе двигателя, но означает "гиперсветовой", то есть обеспечивающий движение со скоростями, значительно превышающими скорость света (по аналогии с "гиперзвуковой").
Звездолет - изначально - любой корабль, предназначенный для полета от одной звездной системы к другой. Теперь, чаще всего, - корабль, оснащенный гиперприводом.
Гражданские суда
Все в той или иной степени вооружены, как минимум, несколькими турелями, способными справиться со средним пиратом-одиночкой.
Транспортники - практически все являются контейнеровозами, хотя встречаются и танкеры. Целые флотилии таких судов постоянно курсируют между имперскими мирами, перевозя всевозможные грузы между колониями. Принадлежат, в основном, частным компаниям. Исключение составляют военные транспорты на службе имперского флота.
Носители - сконструированы таким образом, чтобы обеспечить транспортировку и возможность немедленного старта большого количества малых кораблей. Главная их функция - обеспечивать дополнительную защиту имеющихся на борту крафтов до прибытия в место назначения. В гражданском флоте используются редко - как правило, в первых фазах колонизации новых систем, в масштабных спасательных операциях. По сути, почти все капитальные корабли можно отнести к носителям, так как они оборудованы хотя бы минимальным количеством ангаров.
Пассажирские лайнеры - самый общепринятый способ путешествия через космос. Отличаются привлекательным внешним видом. Перевозят от нескольких десятков до тысяч пассажиров.
Колони-стартеры - подвид пассажирских судов. Рассчитаны на однократное приземление на выбранной планете, после чего корпус корабля демонтируется и служит источником материала для строительства базового поселения. Согласно стандартной процедуре колонизации, один из модулей корабля перед посадкой отстыковывается и остается на орбите, служа перевалочной станцией для дальнейшей поставки грузов в колонию.
Частные яхты - роскошные и безумно дорогие, принадлежат крупным бизнесменам и чиновникам. Часто комплектуются ангарами для не менее роскошных "легковушек" и эскортируются истребителями охраны.
Полицейские машины - бывают нескольких типов: легкие патрульные корабли, сконфигурированные по схеме "истребитель", сторожевые суда и десантные боты. Идентификация полицейских и прочих государственных кораблей производится по принципу цифровой подписи, что в некоторой степени защищает от самозванцев. Идентификаторы радиомаяка, зашифрованные полицейским ключом, носят жаргонное название "мигалки".
Спасательные силы. Присутствуют в любой системе, реагируют на сигналы бедствия. Обычно состоят из легких буксиров-эвакуаторов и небольшого количества вместительных транспортников для спасения людей с гибнущих "капиталов". Последние имеют на борту несколько легких кораблей для вылавливания спасательных капсул.
Исследовательские корабли. Размеры и оснащение варьируются в зависимости от конкретной задачи. Чаще всего представляют собой большие "летающие лаборатории", напичканные оборудованием и учеными.
Военные корабли
Все военные "капиталы" имеют характерную вытянутую форму, при этом в бою всегда стараются выравнивать продольную ось с направлением на наиболее вероятную угрозу, чтобы сократить площадь поражения. Другой характерной особенностью являются мощные носовые двигатели, практически равные по силе маршевым. Это помогает выдерживать дистанцию до цели без необходимости совершать постоянные маневры разворота.
Линкоры - огромные, тяжело бронированные и вооруженные, с низкой маневренностью и коэффициентом ускорения. Предназначены для штурма планетарных комплексов и орбитальных фортов и борьбы с себе подобными. Главным вооружением являются ракеты и торпеды с ядерными и термоядерными боеголовками и несколько - от трех и больше - рельсотронов. В расчете на применение против них подобного вооружения, на линкоры установлена мощная система противоракетной обороны - зенитки, противоракеты, системы радиоэлектронного подавления. На начало игры теория военного применения линкоров и конструкции этих кораблей находятся в стадии разработки.
Боевые носители служат для доставки в нужную точку и затем быстрого развертывания групп легких крафтов. На борту одного носителя может быть от нескольких штук до нескольких сотен машин. Способны оперативно ремонтировать поврежденные крафты в специальных "доках быстрой посадки", число которых обычно на порядок меньше общей вместимости корабля.
Крейсера - линкор в миниатюре, летающее осадное орудие, эффективно борющееся с другими крейсерами. Обычно крейсер строится вокруг единственного рельсотрона, протянувшегося от кормы до носа, и снабжается хорошими системами противоракетной и противокрафтовой обороны, а также некоторым запасом атомного и традиционного ракетного оружия. При всем этом крейсера значительно мобильнее линкоров и хорошо бронированы. Таким образом, крейсер является самым универсальным "капиталом" и главной "рабочей лошадкой" флота.
Фрегаты. С уменьшением размера пропадает целесообразность универсализации, поэтому каждый подвид фрегата узко специализирован, при этом унифицированное шасси позволяет сравнительно легко и быстро переоборудовать фрегат на любой верфи соответственно текущей стратегической обстановке. Основные типы фрегатов - ударные, несущие на борту атомные ракеты и торпеды, зенитные - для борьбы с вражескими ракетами и крафтами, тактические - с легкими торпедами и ракетами, заточенными на уничтожение других "капиталов" среднего и легкого класса, и фрегаты РЭБ и информационной поддержки - несущие либо комплексы радиоэлектронной борьбы, либо мощные сканеры.
Корветы. В линейке кораблей находятся где-то между фрегатами и тяжелыми истребителями. Превышая по размерам и массе стандартные легкие крафты, корветы, тем не менее, могут размещаться в специальных ангарах крупных носителей. Имеют примерно те же специализации, что и фрегаты, за исключением РЭБ и информационной поддержки - вместо них традиционно используются корветы-миноносцы. Звено таких корветов способно в короткий срок установить в нужном участке пространства непроходимое минное поле.
Десантные боты. Бывают двух типов - легкие корабли, аналогичные абордажным ботам, но доставляющие небольшие отряды спецназа в ключевые точки наземных инсталляций; и сверхзащищенные тяжелые транспортники, способные доставить на поверхность планеты целый батальон мотострелкового или танкового десанта.
Абордажные боты - транспортные крафты, способные прикрепляться к обшивке "капиталов" и станций, проделывать дырки в броне и выпускать внутрь вооруженных до зубов коммандос. Хорошо бронированы и вооружены лазерными турелями, но, как правило, требуют дополнительного прикрытия со стороны истребителей и легких "капиталов".
Истребители - сверхлегкие и сверхманевренные корабли, главное средство борьбы с вражескими крафтами.
Бомбардировщики - тоже легкие, тоже маневренные, снабженные небольшим количеством мощного (часто атомного) ракетного оружия. Частая тактика - подлететь к вражескому кораблю на максимально близкое расстояние, выпустить ракету и задействовать гипердвижок, чтобы избежать смертоносного излучения в момент взрыва.
Штурмовики - вооружены управляемыми ракетами и НУРСами. Выполняют две различные задачи. Первая - прикрытие наземных сил с воздуха. Вторая - уничтожение отдельных агрегатов на обшивке "капиталов", как то: турелей, антенн, двигателей, пусковых шахт, створов ангаров и пр. Для обеих целей вооружаются ракетами и торпедами типа "пространство-поверхность".
Разведчики и корабли спецназначения - легкие крафты, выполняющие разведывательные и диверсионные миссии за условной линией фронта. Быстры, зачастую оснащены новейшими стелс-системами и специальным оборудованием или вооружением, уникальным для каждого типа миссий.
Станции
Собственно говоря, многие станции уникальны по дизайну, особенно это касается старых образцов. Позже унификация космических аппаратов добралась и до станций, и на данный момент в пространстве империи присутствуют несколько базовых типов. Все станции снабжены несколькими ангарами для крафтов и причалами для крупных кораблей, а также зенитным вооружением. Мощности маневровых двигателей хватает не только на корректировку орбиты, но и для очень медленного перемещения по системе. На многих станциях также размещены гипердвигатели для экстренных случаев. Почти на любой станции можно починить и заправить свой корабль. Функции многих видов станций - склады, магазины и стоянки - дублируются в планетарных космопортах.
Грузовые, они же склады. Служат перевалочными пунктами в опутывающей освоенную Галактику инфраструктуре грузоперевозок. Здесь пилоты-старлансеры могут покупать и продавать грузы.
Производственные, или орбитальные заводы. Хотя большая часть производства сосредоточена на поверхности планет, некоторые компоненты требуется изготавливать в космических условиях. Такие станции обычно не представляют особой значимости для игрока.
Торговые aka магазины. В одних можно переоборудовать корабль по своему вкусу, в других же - сменить на более привлекательную модель.
Стоянки. При желании можно заиметь сразу несколько крафтов на все случаи жизни, и хранить запасные в специальных консервационных ангарах. За отдельную плату, разумеется.
Верфи. На них строят и ремонтируют капитальные корабли. Сюда постоянно прилетают грузовики и транспорты с материалами и комплектующими.
Гостиницы. Они же служат космическими вокзалами - здесь пересаживаются с орбитальных челноков на пассажирские лайнеры.
Центры связи. Как минимум по одной в каждой системе. Собирают и передают данные на ретрансляционные спутники. Хранят свежий дамп наиболее важных узлов Сети. Залетать туда совершенно необязательно, но для стабильного функционирования интернета в системе эта станция жизненно необходима.
Исследовательские. Висят на орбитах или парят в мезосфере на постоянно включенных двигателях, что-то себе изучают. Чаще встречаются в периферийных системах.
Добывающие встречаются в верхних слоях атмосферы газовых гигантов и других планет с интересным составом воздуха. Выкачивают всякие полезные для нужд общества газы.
Орбитальные города. Места проживания большого количества людей. По функциям обычно полностью повторяют наземные космопорты. Часто возводятся над очень уже вредными для жизни колониями - обычно с агрессивной биосферой или воинствующими аборигенами.
Военные - те же склады, верфи и гостиницы (читай казармы), управляемые и эксплуатируемые государственной военной машиной. Плюсом к ним - орбитальные крепости, прекрасно защищенные и обладающие внушительным арсеналом. Над Землей таких крутится с пару дюжин...
Спутники
В массе своей делятся на ретрансляционные и наблюдательные, хотя военные могут применять также спутники РЭБ и автоматические орудийные платформы.
Немного о генерации окружения
В ходе игры компьютер постоянно отслеживает перемещения военных флотов, колонизационных кораблей и направление и плотность грузовых и пассажирских трасс. На основании всех этих величин при входе в систему генерируется ее содержимое. Пока игрок пребывает внутри системы, все корабли продолжают движение по намеченным путям, некоторые уходят из системы, на их место могут прибывать новые. Если в системе присутствуют верфи, на них будут находиться корабли на разных этапах постройки или ремонта. При повышении уровня развитости системы в ней будут закладываться новые станции. В зависимости от коэффициента беззакония создается некоторое количество пиратских кораблей. Все корабли до последнего преследуют определенные цели и делают все, чтобы их достичь. Подробнее эту тему я рассмотрю в обсуждении искусственного интеллекта.
Таким образом, в каждый момент времени моделируются стратегически значимые единицы - флоты, колони-стартеры, станции и колонии, а также корабли именных персонажей - по всей галактике. Все прочие корабли создаются на время пребывания игрока в конкретной системе. Исключения составляют корабли, не относящиеся к первой категории, но "привязанные" к игроку - например, он получил задание на захват конкретного лайнера, или на самого игрока решила устроить охоту стайка пиратов. Перемещения таких кораблей также отслеживаются постоянно до тех пор, пока их привязка к персонажу игрока не будет тем или иным образом прервана.
P.S.: Если кто-то вдруг придумает более удачное название для крупных кораблей, чем дурацкое "капиталы", - дайте, пожалуйста, знать! %)