Из чего же сделаны наши кораблики... и какие они бывают

Sep 16, 2012 04:20


В большинстве спейс-симов классификация кораблей, к которым имеет доступ игрок, отсутствует или является весьма однобокой - скажем, во Freelancer это несколько классов истребителей (от легких до сверхтяжелых) и грузовики - и далекой от реальности, или неявной. С другой стороны, в той же "Элите 3" все корабли смешаны в кучу, и хотя эмпирически можно самостоятельно выделить в них определенные классы, среди имеющихся моделей много промежуточных (стало быть, отстающих в любой категории) и откровенно бесполезных. В наше время, выбирая машину, покупатель всегда осознает, для каких целей она нужна, и на основании этого определяется с классом - легковая, гоночная, грузовик, микроавтобус и т.п. Производитель, в свою очередь, руководствуется теми же мотивами, в самом начале разработки причисляя новую модель к тому или иному классу. В космосе - ровно то же самое. Что важно - исходя из конфигурации корабля, можно и нужно определять его внешний вид, чем многие дизайнеры пренебрегают, рисуя модельки исключительно по эстетическому принципу, не задумываясь об инженерных требованиях. В моей игре форма определяется в первую очередь содержанием, читай - предназначением машины.

Составные части звездолета

Классификация, разумеется, определяется спектром задач, которые может выполнять пилот, и поскольку в моем дрим-симе этот спектр весьма широк, таким же должен быть выбор различных типов кораблей. Подходить к генережке кораблей я буду по прежнему методу - взглядом "in-char", в первую очередь оценивая целесообразность того или иного явления в реалиях сеттинга. А во вселенной игры корабли издавна принято собирать по модульной схеме. В центре находится так называемое шасси (не путать с посадочными опорами, которые я так и буду называть - посадочные опоры). Оно создается в ходе одного конструкторского процесса, и каждая его часть интегрирована со всеми прочими - ее можно слегка затюнить, подшлифовать, но нельзя заменить на другую модель, не подвергая тотальной переделке весь комплекс. Это неделимая основа, на которое уже навешиваются все прочие агрегаты. Первая задача - определиться, какая часть аппаратуры корабля является неотъемлемой частью шасси.

В первую очередь, разумеется, - кабина. Изолированный объем жилого пространства, максимально защищенный и снабженный многократно дублирующимися системами жизнеобеспечения. Как правило, кабина и ее содержимое выживают до тех пор, пока по частям не развалится весь корабль, и даже в этом случае кабина продолжает выполнять функцию спасательной капсулы. Все стандартные удобства - интерфейс управления, обзорные экраны, бортовой компьютер, климат-контроль, противоперегрузочная система, установка анабиоза и т.п. - изначально встроены в кабину и не подлежат реконфигурации. Излишества типа кожаной обивки салона и массажера в спинке кресла не влияют на геймплей, и поэтому в игре им внимание не уделяется. Можно считать, что чем круче шасси, тем понтовей у него салон.

Базовый грузовой отсек, он же багажник, он же трюм (хотя последний термин чаще применяется в отношении больших судов). Помимо возможности перевозить в нем грузы, главное предназначение базового отсека - вмещать в себя внутреннюю часть оборудования навесных модулей. Скажем, радар состоит из внешней антенны, крепящейся на хардпоинте, и комплекта электронной аппаратуры, установленной в багажнике и подключенной к электро- и инфосетями машины. Расположение отсека внутри корабля позволяет также без проблем размещать на свободных местах дополнительные топливные баки. Трюм оснащен автоматической системой погрузки-выгрузки, позволяющей кораблю самостоятельно располагать внутри себя помещенные в шлюз предметы и избавляться от лишнего груза даже в автономном полете. В норме атмосфера в отсеке отсутствует.

Двигатели. Основные двигатели корабля намертво встроены в несущую конструкцию, а она, в свою очередь, спроектирована в расчете именно на этот тип движков таким образом, чтобы равномерно распределять нагрузку, не допуская возникновения участков чрезмерного напряжения даже при длительной работе. Мало того, комплекс двигателей включает в себя, помимо кормовых, еще и десятки разбросанных по корпусу маневровых, служащих для поворотов и незначительных коррекций курса, а также активно применяющихся в ближнем бою. Из всего этого следует, что двигатель обычно не меняют отдельно от шасси, и потому ходовые характеристики для каждой модели заданы раз и навсегда, хоть и подлежат незначительным коррекциях в ходе тюнинга.

Интегрированные топливные баки. Традиционно размещаются во всех незанятых пустотах под обшивкой, разделены на множество мелких отсеков для снижения опасности утечки. Взрывоопасность топлива в вакууме, где отсутствуют катализаторы химических реакций, минимальна и в основном сводится к взрывной декомпрессии при повреждении оболочки отсека. Баки сконструированы таким образом, чтобы минимизировать разрушения при таких взрывах. Что характерно, при полете в кислородной атмосфере появляется опасность взрывного возгорания топлива, что геймлейно отражается в увеличенном уроне при попадании в баки.

Резервные теплонакопители. Сейчас, кажется, даже до массового сознания стало доходить, что в "холодном" вакууме гораздо проще не замерзнуть, а, наоборот, свариться заживо, как это случилось, например, с первой собакой-космонавтом Лайкой. Обычно излишнее тепло, накапливающееся в корпусе корабля в процессе жизнедеятельности экипажа, работы агрегатов и принимаемого обшивкой излучения, выводятся при помощи внешних радиаторов. На случай же их отказа или повреждения предусмотрены специальные накопители - подключенные к системе охлаждения блоки, наполненные веществом с высокой теплоемкостью. Их применение позволяет выгадать у космоса несколько лишних часов или суток, прежде чем корабль перегреется окончательно.

Резервный генератор и аккумуляторы. Обычно для питания всех систем корабля хватает энергии, выделяемой при работе двигателей. Когда последние выключены, корабль питается из запасов, накопленных в аккумуляторных батареях. В экстренных случаях включается генератор, способный использовать топливо из корабельных баков, а также обладающий собственным аварийным запасом. Другая, важнейшая функция аккумуляторов - поставлять большой объем энергии в короткий срок для активации гипердвигателя. С пустыми аккумуляторами гиперпрыжок невозможен.

Обшивка, броня - то, во что упакованы все прочие элементы. Состоит из множества слоев, каждый из которых предохраняет содержимое от определенной угрозы, которых в космосе хоть пруд пруди. Обычно верхние слои делают из светоотражающего материала, поэтому корпус кораблей чаще всего белый или даже зеркальный. Корабли, способные летать в атмосфере, обычно обладают более толстой броней, способной эффективно противостоять разрушительным эффектам от соприкосновения с воздухом - эту часть обшивки называют атмосферным щитом. На обшивке в определенных местах расположены хардпоинты - места для установки внешнего оборудования. Хардпоинты бывают разные, предназначенные для разных типов девайсов. Набор разных видов хардпоинтов, наряду с вместимостью багажника, являются одной из важных характеристик корабля, ограничивающей его возможности для модульного апгрейда.

Аэродинамическое оперение, то бишь всяческие крылышки - атрибут большинства кораблей, в которых предусмотрена возможность штатного входа в атмосферу. Позволяет управлять полетом в газовой среде без помощи маневровых ракет. В космическом режиме оперение обычно выполняет функцию радиаторов.

Стыковочные механизмы, посадочные опоры. Первые полностью стандартизированы; для абсолютного большинства легких кораблей существует один-единственный универсальный шлюзовый интерфейс. На тот случай, когда требуется стыковка с объектом, не следующим стандарту (к примеру, кораблем Чужих), шлюз можно апгрейдить, оснащая адаптирующимися захватами, резаками и пр. Опоры же, как правило, представляют собой обычные "лапы", подгоняющие свою форму под рельеф места посадки.

Идентификационная маркировка. Вшита на молекулярном уровне сразу во множестве участков корпуса. Считать ее не так-то просто, требуется специальный сканер, действующий исключительно в упор (читай - при стыковке) и знание шифра компании-производителя. И то и другое, впрочем, имеется у полицейских патрулей. Избавиться от метки или переписать ее на порядок сложнее. Принято считать, что это вообще невозможно.

Радиомаяк-транспондер, в просторечии "флаг". Когда включен, а правила космического движения предписывают держать его включенным постоянно, регулярно транслирует в эфир идентификационный код корабля, а также автоматически предоставляет его по первому требованию диспетчерского передатчика, обычно устанавливаемого на постах ККД (фактически на любых станциях) и полицейских машинах.

Стандартные классы шасси

Итак, мы определились с базовой начинкой корабля. Различные взаимные конфигурации вышеперечисленных деталей и определяют класс машины следующим образом:

Легкие, "легковушки" - подходят почти исключительно для частных полетов внутри системы. Имеют минимальный тоннаж, небольшой трюм и средние движки, обеспечивающие, тем не менее, с учетом малого веса машины, неплохое ускорение. Имеют неплохие аэродинамические характеристики и "стильный" дизайн. Предназначены для широкого круга обывателей, для которых космос является не источником заработка, а просто способом добраться из точки "А" в точку "Б".

Грузовики - всеразличного объема, способные вмещать до сотен тонн груза (корабли с большей полной массой относятся к капитальным кораблям, для управления которыми требуется целая команда). Как правило, чем больше грузовик, тем больше двигателей он вмещает, поэтому все они обладают сходными скоростными характеристиками, однако с возрастанием размера снижается относительная мощность маневровых двигателей и, следовательно, скорость разворота и общая маневренность. В большинстве крупных моделей посадочные (килевые) двигатели в космосе являются одновременно маршевыми, то есть машина ускоряется в вакууме "верхом вперед". Такие машины совершенно не приспособлены для длительных атмосферных полетов, и их маршруты над поверхностью планет ограничиваются направлениями "строго вниз" и "строго вверх" вплоть до верхней границы мезосферы; на них не предусмотрено оперение и атмосферный щит. Малые грузовики по форме обычно напоминают коробки с движками, большие - летающие тарелки. Приблизительный эталон дизайна большого грузовика - "Хиус" из "Страны багровых туч".

Универсалы - средние по тоннажу и с мощными движками, они отличаются максимальным количеством хардпоинтов. Лучший выбор для любителей обвешать свой звездолет девайсами, аки новогоднюю елку. Хороший выбор для пилота, желающего преуспеть сразу во многих областях, но требуют классных навыков пилотирования для эффективного ведения боя и не годятся для перевозки крупных партий груза. Выглядят эдакими раскоряками с торчащими во все стороны стрелами креплений.

Космические истребители - узко специализированные корабли, в которых все отданы в жертву скорости, маневренности и огневой мощи. Идеальный истребитель обладает сверхмалым весом и размером, кучей хардпоинтов для оружия, сверхмощными маневровыми двигателями и вообще не способен садиться на планеты. По внешнему виду это либо шарики, ощетинившиеся стволами и соплами, либо что-то наподобие Starfury из "Вавилона-5" с маневровыми движками, вынесенными далеко за пределы кабины для ускорения разворотов, - только скорее в форме не двумерного, а трехмерного креста. С ростом относительной мощности двигателей летающие "крестовины" будут окончательно вытеснены "шариками".

Атмосферный истребитель - постепенно вымирающий вид. Собственно, это супер-версия современных хай-энд истребителей, благодаря экономичным ракетным двигателям получившая возможность выходить в космос. Чуть ли не самый непривлекательный для игрока вид, ибо крут исключительно на "бреющем полете" - то есть в считанных километрах над поверхностью, где сопротивление атмосферы, мешающее менее приспособленным крафтам, использует как преимущество. Легок неимоверно, очень мал и потому является трудной мишенью, но в открытом космосе совершенно беспомощен. Часто такие машины можно встретить в составе планетарного ополчения, но наемники их презирают.

Стелс. В общем-то, почти любой корабль можно отконфигурировать на максимальную незаметность, но существуют и специализированные модели-невидимки с хитрым рельефом поверхности, специальными поглощающими слоями в обшивке и маломощными экранированными двигателями. Для стелсов характерен большой объем теплонакопителей - в режиме "невидимки" они втягивают в себя радиаторы. Выглядят как сложные, изломанные геометрические фигуры. Я понятия не имею, имеет ли смысл в такой форме для космического стелса, но, по крайней мере, она вызывает четкие ассоциации с американскими самолетами-невидимками типа F-117.

Дальний разведчик. Вариант легкого или среднего грузовика с сильно увеличенной массой корпуса за счет многочисленных дублирующих систем жизнеобеспечения, теплоотдачи и электрогенерации. Много хардпоинтов для внешних баков, вместительный трюм для мощного гипердвигателя и хранения потенциальных находок.

Пассажирский транспорт. В него изначально встроены несколько пассажирских мест и улучшенная система жизнеобеспечения. По комфортабельности варьируется от "космического автобуса" до роскошной яхты. Ускорение движков обычно слабое. Внешний вид - от подобия грузовика до прекраснейших образчиков дизайнерского искусства.

Гоночные/курьерские крафты. Тут все просто - минимум веса, максимум движков. Ничего лишнего. Выглядят соответственно: крохотная кабина в окружении огромных сопел.

Конечно, перечисленные выше классы все равно остаются условностью. Некоторые модели с равным успехом можно отнести к нескольким категориям. С развитием технологий некоторые виды окончательно канут в прошлое, некоторые принципиально изменятся. Но, по крайней мере, именно такая классификация принята в моей вселенной на момент начала игры.

tech, spacesim

Previous post Next post
Up