Запись из проекта
Направленное мышление. Про его значимость в нашей жизни:
Значимость направленного мышленияОсновная запись раздела:
Логические рассуждения ; Предыдущая запись по теме логика -
Два способа познания мира через логику. Никита слабее Димы, но сильнее Миши. Дима сильнее Никиты, но слабее Коли. Кто из них самый сильный, а кто на втором месте по силе?
Подобные задачки обычно решаются очень быстро и мы не замечаем ход рассуждений. После первого суждения мы в голове очень быстро строим для себя примерно такую схему
Второе суждение нам добавляет ещё одного героя - Колю.
Вывод: Самый сильный Коля, на втором месте Дима.
Такой тип задач называют линейным упорядочением, или линейным силлогизмом. Суждения называются в данном упорядочение посылками. Они служат для того, чтобы сделать истинное заключение. (вывод).
Теперь возьмём примеры задач из книги Дайна Халперн "Психология критического мышления"
Поработайте над приведенными ниже парами линейных силлогизмов. Попробуйте определить, какой из силлогизмов в каждой паре решить легче.
1. а) Джулио умнее, чем Диана.
Диана умнее, чем Эллен.
Кто из них самый умный? Джулио, Диана, Эллен или это неизвестно?
ИЛИ
б) Джоанн выше ростом, чем Сьюзен. Ребекка выше ростом, чем Джоанн. Кто ниже всех ростом? Джоанн, Сьюзен, Ребекка или это неизвестно?
2. а) Пэт не выше ростом, чем Джим.
Джим ниже ростом, чем Тиффани.
Кто выше всех ростом? Пэт, Джим, Тиффани или это неизвестно?
или
б) Лэс хуже, чем Моуш. Гарольд хуже, чем Моуш. Кто хуже всех? Лэс, Моуш, Гарольд или это неизвестно?
3. а) Стюарт не может бегать быстрее, чем Луис.
Луис не может бегать медленнее, чем Дина.
Кто бегает медленнее всех? Стюарт, Луис, Дина или это неизвестно?
ИЛИ
б) Говард толще, чем Эйс. Эйс худее, чем Кила. Кто из них самый худой? Говард, Эйс, Кила или это неизвестно?
Некоторые из этих задач решить проще, чем другие. При решении этих задач вы могли бы открыть для себя некоторые из следующих психологических принципов линейного упорядочения:
1. Задачи на упорядочение решаются проще, если термины сравнения конгруэнтны (например, ниже ростом, ниже ростом, самый низкий рост).
2. Решение упрощается, если второй термин первой посылки совпадает с первым термином второй посылки (А лучше, чем Б; Б лучше, чем В).
3. Наличие отрицаний усложняет задачу (например, у А не больше волос, чем у Б).
4. Сравнения между смежными терминами (например, Джулио и Диана в задаче 1а) труднее, чем сравнения между крайними терминами (Джулио и Эллен).
5. Если вы столкнулись со сложным силлогизмом любого типа, лучшей стратегией для его решения является изображение пространственного ряда. При решении линейных силлогизмов изобразите терминологический ряд, чтобы связи между словами можно было проанализировать наглядно.
6. Термины сравнения, которые ограничивают значение фразы, такие как «хуже» или «глупее», труднее обрабатывать по сравнению с более общими и нейтральными терминами, такими как «лучше» или «умнее». Прилагательные, выражающие отношение (например, хуже, глупее), называются маркированными прилагательными, в то время как нейтральные прилагательные называются немаркированными.
Давайте не будем забывать, что наша речь очень сильно связана с мышлением. И если мы будем использовать в своей речи хотя бы некоторые перечисленные выше правила, то будем лучше понимать друг друга. Например, не использовать частицу не при каком либо сравнение. Лучше указать на достоинства, чем на то, чего нет. Утверждение признака даёт больше информации, чем отрицание признака.
Основа материала взята из книги Д. Хаперн "Психология критического мышления" + добавления автора записи.
Выборочные записи:
Вместо обиды - вывод, вместо вины - объяснение - чем можно заменить деструктивные чувства
Зрелая личность - свойства зрелой личности
Грань между ленью и усталостью - при достижениях к своим целям может проявиться усталость или лень - как же распознать?