О недиалогичности-2

Jul 17, 2024 06:13


Вот удивительно (на самом деле нет): время необщения - одновременно и более плотно - без провалов, без пустот практически, - и более просторно, чем время общения.

(А это потому, что время одиночества-и-молчания заполнено - ну если и не совсем прямо тем, что ты считаешь нужным, - но во всяком случае тем, что тебе как-то соответствует, и соответствует обыкновенно с высокой степенью точности.)

Общение всё-таки отбирает время. Оно просто забирает тебя у тебя - и потом из остатков восстанавливаешь забранное, собираешь заново. И всё время почему-то кажется, что неминуемо с потерями. На самом деле понятно, что и с приобретениями тоже, просто на это меньше обращаешь внимание. Потери всё лезут на первый план.

В начале жизни, спору нет, общение (ещё и) развивало, раздвигало границы, а теперь отбирает время. А границы раздвигаешь другими средствами - ну хотя бы тем же чтением.

Общение вживую, подобно кино и музыке, навязывает тебе чужие, внешние скорости и ритмы, за которыми надо бежать и в которые надо укладываться - иначе никакого общения не получится.

Бежишь и задыхаешься.

В общении слишком много принуждения - в силу, так сказать, самой его структуры: и к вниманию, и к чужеродным скоростям и ритмам. Сжимаешься, как кулак, - и лишь в уединении разжимаешься.

Наверно (да скорее всего), человеку для полноты бытия самим собой и присутствия в мире нужно чередование общения и необщения, как вдоха и выдоха. Но с годами всё больше кажется, что общение воздуха как раз и не даёт, и только в уединении надыхиваешься.



Грубо, просто: в общении слишком мало свободы, может быть, оно ей вообще противоположно.

Причём общение забирает свободу (что самоочевидно), даже когда ты в нём занимаешь чисто пассивную позицию. Во внутренней своей склонности к восклицанию, преувеличению и драматизации я готова уже сказать, что общение, участие в нём, хотя бы и пассивное, - это самопожертвование (которое, да, да, да, тоже должно быть. Мне вообще как-то внутри себя чувствуется, что всякого рода отношения, от микро- до макросоциальных, основаны на самопожертвовании, но не будем обобщать). (А самоутверждение в общении - это глупый его вариант и забирание чужого времени, внимания, жизненного ресурса.)



Картина Вячеслава Короленкова

свобода, воздух, (не)диалогичность существования, свобода и несвобода, межчеловеческое, диалогичность существования, anthropologia personalis

Previous post Next post
Up