Четыре столпа

Nov 06, 2013 20:57



Написав о невеликих поэтах, я подумала: не пора ли замахнуться на Вильяма нашего Шекспира помянуть и великих - на этот раз, прозаиков?.. Если европейский 20-й век начался в 1914-м году, то российский, конечно же - в 1917-м. Но дело не только в хронологии: Бунин, практически вся литературная деятельность которого приходится на 20-й век, был все-таки ( Read more... )

книги, мой 20-й век

Leave a comment

cheralpa November 7 2013, 08:57:46 UTC
Гроссман? Солженицын? Шукшин? Да и Шолохова бы я в этот список внес, аки советского Шекспира, то ли написавшего "Тихий Дон", то ли нет. Но роман все равно великий.

Reply

egovoru November 7 2013, 12:59:34 UTC
Да, у каждого 20-й век - свой. Наверное, нижеследующее покажется Вам кощунством, но, тем не менее, рискну высказать свое мнение ( ... )

Reply

cheralpa November 7 2013, 13:47:51 UTC
Тогда и Набокова надо включить в этот более общий список. Согласен, что художественно Шаламов сильнее Солженицына.

Reply

egovoru November 7 2013, 13:57:05 UTC
Да, я подумала о включении Набокова - и все-таки не упомянула его. Причина - в моем ощущении, что большинство его произведений сознательно сконструированы, а не написаны по велению сердца: в них ремесла больше, чем искусства. Но все же я делаю исключение для "Лолиты" (http://egovoru.livejournal.com/18993.html) и "Других берегов".

Reply

nebos_avos November 8 2013, 07:49:14 UTC
"Пнин" и "Защита Лужина" не добавите?

Reply

egovoru November 8 2013, 12:40:36 UTC
"Пнин" вообще не произвел на меня особенного впечатления - но, опять же, я его читала после других набоковских романов, а вот "Защита Лужина", которую я прочла одной из первых - вещь, на мой взгляд, примечательная.

Набоков, безусловно, почитаем очень многими читателями, и вполне заслуженно - но мне мешает его излишняя, что ли, манерность? Все время хочется сказать: "Друг Аркадий, не говори красиво!" Причем, это касается даже не столько языка (хотя и языка тоже), сколько самого восприятия мира автором. А?

А вот стихи у Н. есть, между прочим, замечательные. Например, вот: http://nabokov.niv.ru/nabokov/stihi/199.htm.

А Вы за что именно цените Набокова? Я имею в виду - не за какие произведения, а за какие качества?

Reply

nebos_avos November 8 2013, 13:10:49 UTC
Набокова-прозаика ценю я не очень высоко. Кайф испытал только от 4-х вещей, названным Вами и мной, особенно от "Лолиты". Проще мне сказать, за что я его не ценю. Более всего мне претит его установка на зримость, каковая часто у него оказывается в ущерб слышности.
А вот в стихах установке этой он почему-то не дает ходу - и правильно делает! На мой вкус, поэт он гораздо более сильный, нежели прозаик, и в этой его "ипостаси" еще недооцененный.
Балдею, к примеру, от таких стихов.

Вечер дымчат и долог:
я с мольбою стою,
молодой энтомолог,
перед жимолостью.

О, как хочется, чтобы
там, в цветах вдруг возник,
запусакая в них хобот,
райский сумеречник.

Содроганье - и вот он.
Я по ангелу бью,
и уж демон замотан
в сетку дымчатую.

Reply

egovoru November 8 2013, 13:29:50 UTC
Да, это тоже замечательные стихи, хотя и в другом роде, чем упомянутый мной "Расстрел"!

А как Вы думаете, с чем связана эта явная непопулярность Н., как поэта, по сравнению с ним же прозаиком?

И, между прочим, он ведь не одинок в этой странной участи. То же самое и с Буниным: все знают его прозу, но никто не ценит его стихи - а они ведь явно того заслуживают. Может, просто число любителей прозы превышает число любителей стихов?..

Reply

nebos_avos November 8 2013, 15:44:59 UTC
Отчасти Вы же и ответили: "тесная связь со своей эпохой".

Именно прозой В.В. удачно вписался в свое время, пограничное между модерном и пост. А в стихах - там "вечное" заметно больше, нежели временнОе. Но это мнение с ходу, на нем не настаиваю.

Забыл написать, чем еще меня отторгает его проза. Дело не в том, что ремесла, как Вы пишете, там больше, чем искусства. Впечатление такое возникает, мне кажется, из-за того, что свою "ремесленную" хватку очень уж назойливо он перед читателем выставляет: глянь-ка, на что я горазд! А это мне мешает произведение воспринимать как автономного (независимого от автора) субъекта.

Reply

egovoru November 9 2013, 00:34:34 UTC
Да, согласна с Вами и насчет похвальбы своим ремеслом, и насчет недостаточного внимания к звучанию текста.

Reply

egovoru November 7 2013, 14:00:02 UTC
А могли бы Вы сформулировать, в чем для Вас заключается величие "Тихого Дона"?

Reply

cheralpa November 7 2013, 14:29:18 UTC
Наверное, это личное. Роман я прочитал в возрасте 8-9 лет и, поскольку я по отцу казак (правда, не донской), мной он читался как величественный эпос о моем народе, почти как продолжение прочитанных чуть раньше "Мифов Древней Греции". Было ощущение "великой литературы". Кстати, у С. Вейль есть статья об "Илиаде" Гомера (кажется, ее переводил С. Аверинцев), где она восхищается духом "абсолютной объективности" этого эпоса, который потом был утрачен в "тенденциозной" литературе. Наверное, ощущение этой "абсолютной объективности" есть и в "Тихом Доне" (но нет в "Войне и мире", например). Помню, в детстве, читая, я был то на стороне "красных", то на стороне "белых" - и до самого конца это ощущение, что "правда" ни на той, ни на другой стороне, а где-то - выше - оставалось неизменным.

Правда, увы, потом я роман не перечитывал и, возможно, сейчас впечатление будет другим, если вдруг перечитаю. Да и сам Шолохов, как икона советской литературы и цепной пес партии, конечно, не мой герой. Впрочем, я верю, что роман написал именно он.

Reply

egovoru November 7 2013, 23:49:38 UTC
Что ж, можно только позавидовать. Конечно, наше впечатление от прочитанного во многом определяется тем, в каком возрасте книга попала к нам в руки, и тем, что мы уже успели прочесть до нее. Я-то "Тихий Дон" читала уже старшей школьницей, так что, наверное, упустила нужный момент.

Ваше упоминание о казачьих предках подвинуло меня поискать в интернете следы моих собственных - как раз именно донских. К своему громадному удивлению я обнаружила, что имя моего двоюродного деда, опубликовавшего при жизни несколько своих книжек, оказывается, вовсе не кануло в Лету, как я была уверена. Вот, пожалуйста: http://lib.rus.ec/a/117474.

Reply

cheralpa November 8 2013, 13:36:51 UTC
Видите, какую пользу может принести обмен мнениями в ЖЖ - помимо непосредственного удовольствия от самого общения :)

Кстати, задумался, почему ни Вы, ни я не упомянули Пастернака в числе великих прозаиков. С одной стороны, ответ очевиден, с другой - иногда тянет перечитать "Доктора Живаго", подозреваю, что сейчас я смогу увидеть в этом романы те глубины, которых не разглядел в юности. Отчего-то кажется, что они там непременно должны быть. Во всяком случае, это единственный русский роман, который упоминает Арендт в книге "О революции".

Reply

egovoru November 8 2013, 14:06:07 UTC
"Видите, какую пользу может принести"

И не говорите! ;)

Что же касается "Доктора Живаго" - я ожидала, что его обязательно кто-нибудь упомянет, да и премию, в конце концов, автору дали именно за роман. Но, на мой взгляд, стихи Юрия Живаго стоят много, много большего, чем проза Бориса Пастернака - которую я, увы, ценю не слишком высоко. Мне кажется, что "Живаго" написан не из внутренней потребности автора выразить себя в прозе, а из смутного ощущения, что без романа ему как-то несолидно именоваться писателем.

А вот кто из наших поэтов, по моему мнению, писал совершенно гениальную прозу - так это Марина Цветаева, хотя и для нее главным, конечно, все же были стихи.

Reply

cheralpa November 8 2013, 14:20:47 UTC
Вот это пробел в моем читательском багаже. А что у Цветаевой рекомендуете прочитать в первую очередь?

Reply


Leave a comment

Up