Вот он стоит, в блестящем ореоле, в заученной, иконописной позе

Mar 20, 2024 08:00



Книжка Фрица Рингера (ее русский перевод бесплатно доступен в сети) посвящена, казалось бы, узко-специальной теме - анализу представлений академического сообщества Германии 1890-1933 годов. Положим, Германия - страна для меня не чужая: я работала там в течение нескольких лет в молодости, и до сих пор немцев среди моих коллег больше, чем граждан ( Read more... )

общество, наука

Leave a comment

mejlaxs March 20 2024, 15:52:30 UTC
Мда, до боли знакома эта анти-демократическая спесь. Моя семья со стороны отца была заражена ей в чрезвычайной степени и я воспитывался во многом под влиянием этих взглядов. По прошествии времени должен сказать, что это были самые вредные идеи из всех, что я когда либо разделял. Даже по отношению к занятиям научной деятельностью они были чудовищно вредны. Единственное, для чего они годятся -- под водку обсуждать, какие все кругом уроды не ценят нас, таких классных.

Reply

olaff67 March 20 2024, 16:25:54 UTC
Многие возрастные уважаемые и заслуженные жж-юзеры, кстати, к культуре относятся так же, как описанные немцы - сие явление есть возвышенное, и на входе в нее нужен вахтер.

Reply

mejlaxs March 20 2024, 16:29:13 UTC
Ну да, это видимо как раз поколение моих бабушек-дедушек.

Reply

egovoru March 20 2024, 21:37:53 UTC
Ну да, я на то и намекаю :)

Reply

egovoru March 20 2024, 21:20:31 UTC
Было бы интересно разобраться, откуда такие убеждения берутся, но Рингер не углубляется в это. А Вы как думаете?

Reply

olaff67 March 20 2024, 22:04:48 UTC
О, у меня есть идея - откуда. Материалистическая: при относительно быстром переходе от землепашества к индустрии (из феодализма к капитализму) ощущение сакральности переносится с власти политической на власть над умами.
У англосаксов десакрализация проходила долго, и население поколениями успевали перестроить свои менталитеты с мира горнего на дольний.

Reply

egovoru March 20 2024, 22:43:22 UTC
Судя по тому, что пишет Рингер, основы мандаринизма были заложены еще раньше, чем началась индустриализация.

Reply

olaff67 March 20 2024, 23:05:40 UTC
Быструю индустриализацию Германии во второй половине 19-го века ученые-гуманитарии восприняли как «кризис культуры», вызванный распространением «утилитаризма» и «торгашества», а выход из этого кризиса они видели в восстановлении своей роли духовных лидеров нации.

Судя по этому отрывку, мандаринизация была ответом на вызов индустриализации.

Reply

egovoru March 21 2024, 00:11:25 UTC
До индустриализации ученые-гуманитарии ощущали себя элитой, приближенной к столику, индустриализация же их господство подкосила, так что их защитная реакция понятна. Вот что я не уловила у Рингера, так это то, почему ученые-гуманитарии оказались в привилегированном положении in the first place, и почему этого не произошло в других странах? В принципе, первая глава его книжки как раз и посвящена этому, но я все равно не поняла, почему именно в Германии сложилась такая ситуация, что наследственную земельную аристократию заместила интеллектуальная элита, а не экономическая, как это было в других странах (и как это описано, например, в "Вишневом саде").

Reply

olaff67 March 21 2024, 00:48:40 UTC
Надо смотреть историю Германии. Думаю, не последнюю роль в становлении мандаринов сыграла ее религиозная раздвоенность вкупе с политической раздробленностью при едином языке.

Reply

egovoru March 21 2024, 00:56:34 UTC
Рингер пишет, что мандарины, вместе с большинством населения, восставали против произвола местных князьков и приветствовали централизованное управление по ясным, заранее известным законам. Религию он, кажется, вообще не упоминает. А Вам кажется, как она могла бы влиять на формирование мандаринского мировоззрения?

Reply

olaff67 March 21 2024, 01:14:40 UTC
Не мировоззрения, а их роли. Если в так же раздробленной Италии было духовное католическое начало и пастыри его, то в двуконфессиональной Германии роль пастырей рождающейся нации могла быть подхвачена культурными мыслителями.

Reply

egovoru March 21 2024, 11:47:30 UTC
Они ковали объединяющую государственную идеологию?

Reply

olaff67 March 21 2024, 12:38:41 UTC
Нацию в общем смысле. Надо смотреть на устройство университетов - брали ли они абитуриентов со всех германских земель или только из своего княжества. Если первое, то вполне могли служить точками кристаллизации национального сознания или духа.

Reply

egovoru March 21 2024, 12:59:36 UTC
Вот что ответил бинговский ИИ на Ваш вопрос:

"In the 19th century, admission to German universities was not typically limited by a student’s geographical origin. The universities were relatively open to students from different regions and countries, especially in the latter part of the century when the number of students from various backgrounds began to increase [1]. The focus was more on academic qualifications, like having passed the Abitur exam, rather than on where the student lived. This openness contributed to the diversity and intellectual vibrancy of German universities during that period."

Ссылка [1], кстати, на статью того же Фрица Рингера ( ... )

Reply

olaff67 March 21 2024, 13:03:56 UTC
Ну вот и ковали духовных пастырей всея Германии. В двадцатом веке стало понятно, к чему приводит упор на дух в отрыве от земли.
Витать витайте, но заземление надо не забывать делать.

Reply


Leave a comment

Up