Коммунисты хотят не только возвращения в "первобытного коммунизма", скажем российские коммунисты это как правило люди которые хотят что бы было "как в ссср". То есть фактически они консерваторы, или даже реакционеры.
Ну зюгановцы - это сталинисты просто, их, наверно, правильней всего назвать реваншистами. Понятно, чего они хотят - массовых убийств. Я-то имел в виду реальных коммунистов, вроде Дарьи Владимировны Полюдовой.
"Идеология второго рода - это европейское Возрождение"
Если Вы имеете в виду появление интереса к античности, то ведь оно затрагивало главным образом искусство и литературу; насколько я знаю, политический строй древних Афин никто реставрировать не собирался. Кроме того, когда, скажем, немецкий или голландский скульптор подражал греческим образцам, вряд ли это можно было бы назвать реставрацией - скорее заимствованием, ведь Греция - совсем другая страна, не Германия?
Но ведь наследие античности - это и "Государство" Платона, а вовсе не только "Афинская Полития" Аристотеля; это римские авторы эпохи Августа и позже, а отнюдь не в первую очередь Цицерон, которого Данте, кажется, вообще не упоминает. И сам пишет "Монархию", а отнюдь не "Республику". В германских регионах потому и произошла Реформация (а это в первую очередь резкое неприятие Возрождения), что они не входили в прошлом в состав Римской империи и не чувствовали себя прямыми наследниками античного Рима.
"В германских регионах потому и произошла Реформация (а это в первую очередь резкое неприятие Возрождения), что они не входили в прошлом в состав Римской империи и не чувствовали себя прямыми наследниками античного Рима"
Мне кажется, Реформация - это как раз непосредственное следствие Возрождения, во всяком случае, учебники обычно излагают это именно так. Что же касается того, что германские земли не входили в состав Римской империи и "не чувствовали себя прямыми наследниками античного Рима", это Вы погорячились: государство, основанное Отоном I Великим, не случайно ведь называлось не как-нибудь, а Священной Римской империей, и просуществовало под этим именем много веков. В Кельне есть музей, очень просветивший меня на счет римской Германии.
### Реформация - это как раз непосредственное следствие Возрождения ###
Ну следствие, в том же смысле, что и революция аятолл в Иране - следствие секуляризационной политики шаха. Реакция, или "контрвозрождение". Пуритане же ненавидели Шекспира (которого некоторые вообще считают криптокатоликом).
Но вот, например, Лукас Кранах - один из самых заметных представителей Северного Возрождения. Вики пишет про него (выделение мое):
"He was court painter to the Electors of Saxony for most of his career, and is known for his portraits, both of German princes and those of the leaders of the Protestant Reformation, whose cause he embraced with enthusiasm. He was a close friend of Martin Luther. Cranach also painted religious subjects, first in the Catholic tradition, and later trying to find new ways of conveying Lutheran religious concerns in art."
"Cranach also painted religious subjects, first in the Catholic tradition, and later trying to find new ways of conveying Lutheran religious concerns in art". То есть, он даже специально искал способы выразить живописью лютеранские идеи!
Про Дюрера пишут, что он по крайней мере интересовался протестантизмом:
"Dürer wrote of his desire to draw Luther in his diary in 1520: "And God help me that I may go to Dr. Martin Luther; thus I intend to make a portrait of him with great care and engrave him on a copper plate to create a lasting memorial of the Christian man who helped me overcome so many difficulties.[62] <...> Notably, Dürer had contacts with various reformers, such as Zwingli, Andreas Karlstadt, Melanchthon, Erasmus and Cornelius Grapheus from whom Dürer received Luther's Babylonian Captivity in 1520.[63
( ... )
Так я, кажется, ничего подобного и не утверждал. Художники, конечно, всегда стараются приспособиться к меняющемуся политическому режиму. Даже советский режим заигрывал с интеллигенцией из бывших. Просто дух Реформации был противоположен духу Возрождения. Собственно, в Италии тоже был Савонарола, при котором в костёр отправляли в том числе и полотна - сами же мастера.
Ну об этом же, по-моему, целые шкафы литературы написаны, например, в СССР "Эстетика Возрождения" А.Ф.Лосева, книги Дживелегова, Бахтина (о Рабле); позже перевели на русский и издали Макса Вебера "Протестантская этика и дух капитализма". Также вышел, кажется, в позднем уже СССР томик Эразма Роттердамского, в который включили и книгу Лютера "О рабстве воли". Больше всего мне нравятся "Письма к провинциалу" Блеза Паскаля (спорили, собственно, янсенисты с иезуитами, но дух янсенизма весьма близок духу протестантов). Ещё есть известное программное письмо Данте к Кангранде делла Скала, но, кажется, в его подлинности были сомнения. Дух Возрождения - это всё тот же эрос Платона и его последовтелей, можно сказать, эротическая (либертинистская) революция. Реформация - стремление к простоте, обыватели против элиты, антиаристократизм, но и моральный ригоризм (последнее трудно не одобрить).
Я спросила о Вашем собственном понимании, поскольку оно оказалось отличным от моего. Мое понимание близко к тому, что пишет Вики:
"Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм, возросший интерес к античности. Тезису о решающем значении экономических факторов: расширения торговли и товарно-денежных отношений, развития мануфактурного производства, в настоящее время придаётся всё меньшее значение. Перелом в духовной культуре возник в результате естественной эволюции религиозного мировоззрения и расширения представлений об окружающем мире."
Второе предложение, насчет экономических факторов, я оставляю на совести авторов статьи - на мой взгляд, "придавать им все меньшее значение" никак нельзя, потому что "расширение представлений об окружающем мире" - это непосредственный результат экономической деятельности.
Некоторые считали определяющей роль эпидемий (пир во время чумы). Кроме того, чрезвычайно важна рецепция европейцами античных текстов (как в 12-13 веках, так и вновь в 15-м). Кроме того, говорят ещё о "каролингском Возрождении" (то есть в империи Карла Великого). Какую-то роль должны были сыграть и книги иудейской мистики. А самый большой перелом, я думаю, - это появление книгопечатания.
Идеология Просвещения также относила в прошлое свой основной миф об общественном договоре. (Сейчас как раз с удовольствием перечитывать Радищева).
Ну и коммунисты в том же ряду, с их мифом "первобытного коммунизма".
Reply
Коммунисты хотят не только возвращения в "первобытного коммунизма", скажем российские коммунисты это как правило люди которые хотят что бы было "как в ссср". То есть фактически они консерваторы, или даже реакционеры.
Reply
Я-то имел в виду реальных коммунистов, вроде Дарьи Владимировны Полюдовой.
Reply
Reply
Если Вы имеете в виду появление интереса к античности, то ведь оно затрагивало главным образом искусство и литературу; насколько я знаю, политический строй древних Афин никто реставрировать не собирался. Кроме того, когда, скажем, немецкий или голландский скульптор подражал греческим образцам, вряд ли это можно было бы назвать реставрацией - скорее заимствованием, ведь Греция - совсем другая страна, не Германия?
Reply
В германских регионах потому и произошла Реформация (а это в первую очередь резкое неприятие Возрождения), что они не входили в прошлом в состав Римской империи и не чувствовали себя прямыми наследниками античного Рима.
Reply
Мне кажется, Реформация - это как раз непосредственное следствие Возрождения, во всяком случае, учебники обычно излагают это именно так. Что же касается того, что германские земли не входили в состав Римской империи и "не чувствовали себя прямыми наследниками античного Рима", это Вы погорячились: государство, основанное Отоном I Великим, не случайно ведь называлось не как-нибудь, а Священной Римской империей, и просуществовало под этим именем много веков. В Кельне есть музей, очень просветивший меня на счет римской Германии.
Reply
### Реформация - это как раз непосредственное следствие Возрождения ###
Ну следствие, в том же смысле, что и революция аятолл в Иране - следствие секуляризационной политики шаха. Реакция, или "контрвозрождение". Пуритане же ненавидели Шекспира (которого некоторые вообще считают криптокатоликом).
Reply
"He was court painter to the Electors of Saxony for most of his career, and is known for his portraits, both of German princes and those of the leaders of the Protestant Reformation, whose cause he embraced with enthusiasm. He was a close friend of Martin Luther. Cranach also painted religious subjects, first in the Catholic tradition, and later trying to find new ways of conveying Lutheran religious concerns in art."
Reply
Он же голых баб не рисовал, а тем более геев и педофилов, как наш Иванов
( ... )
Reply
"Cranach also painted religious subjects, first in the Catholic tradition, and later trying to find new ways of conveying Lutheran religious concerns in art". То есть, он даже специально искал способы выразить живописью лютеранские идеи!
Про Дюрера пишут, что он по крайней мере интересовался протестантизмом:
"Dürer wrote of his desire to draw Luther in his diary in 1520: "And God help me that I may go to Dr. Martin Luther; thus I intend to make a portrait of him with great care and engrave him on a copper plate to create a lasting memorial of the Christian man who helped me overcome so many difficulties.[62] <...> Notably, Dürer had contacts with various reformers, such as Zwingli, Andreas Karlstadt, Melanchthon, Erasmus and Cornelius Grapheus from whom Dürer received Luther's Babylonian Captivity in 1520.[63 ( ... )
Reply
Художники, конечно, всегда стараются приспособиться к меняющемуся политическому режиму.
Даже советский режим заигрывал с интеллигенцией из бывших.
Просто дух Реформации был противоположен духу Возрождения.
Собственно, в Италии тоже был Савонарола, при котором в костёр отправляли в том числе и полотна - сами же мастера.
Reply
А в чем конкретно состоит, по-Вашему, "дух Реформации" - ну и, соответственно, "дух Возрождения"?
Reply
Больше всего мне нравятся "Письма к провинциалу" Блеза Паскаля (спорили, собственно, янсенисты с иезуитами, но дух янсенизма весьма близок духу протестантов).
Ещё есть известное программное письмо Данте к Кангранде делла Скала, но, кажется, в его подлинности были сомнения.
Дух Возрождения - это всё тот же эрос Платона и его последовтелей, можно сказать, эротическая (либертинистская) революция. Реформация - стремление к простоте, обыватели против элиты, антиаристократизм, но и моральный ригоризм (последнее трудно не одобрить).
Reply
"Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм, возросший интерес к античности. Тезису о решающем значении экономических факторов: расширения торговли и товарно-денежных отношений, развития мануфактурного производства, в настоящее время придаётся всё меньшее значение. Перелом в духовной культуре возник в результате естественной эволюции религиозного мировоззрения и расширения представлений об окружающем мире."
Второе предложение, насчет экономических факторов, я оставляю на совести авторов статьи - на мой взгляд, "придавать им все меньшее значение" никак нельзя, потому что "расширение представлений об окружающем мире" - это непосредственный результат экономической деятельности.
Reply
Кроме того, чрезвычайно важна рецепция европейцами античных текстов (как в 12-13 веках, так и вновь в 15-м).
Кроме того, говорят ещё о "каролингском Возрождении" (то есть в империи Карла Великого).
Какую-то роль должны были сыграть и книги иудейской мистики.
А самый большой перелом, я думаю, - это появление книгопечатания.
Reply
Leave a comment