Ньютоновское «я гипотез не измышляю» выросло из убеждения, наиболее внятно сформулированного Фрэнсисом Бэконом, что только накопление «голых фактов» способно гарантировать непредвзятость заключений. Но факты никогда не бывают «голыми»: наши теоретические установки определяют то, какие именно сенсорные сигналы мы выделяем из всех воспринимаемых и подвергаем сознательной обработке. Люди, стоявшие у истоков научной революции, были глубоко верующими, и именно особенности их веры способствовали появлению науки.
Джон Генри
пишет, что к концу 17-го века в Англии возобладала волюнтаристская теология. Бог Ньютона не ограничен в своей власти; все им сотворенное - добро просто потому, что сотворено именно им. Бесполезно пытаться реконструировать ход его мысли; постичь его можно только эмпирически, исследуя плоды его творения. На континенте же господствовала теология интеллектуалистская. Бог Декарта и Лейбница подчиняется абсолютным принципам и творит добро, потому что выбирает творить добро. Постигать его следует именно разумом, вычисляя те принципы, которыми он руководствуется.
Ньютона не смущала его неспособность объяснить природу гравитации - достаточно было возможности измерять ее воздействие на тела. Oтзвук этого подхода прослеживается у тех разработчиков квантовой механики, кто призывал удовлетвориться вычислениями и не задумываться об их смысле. Ну, а интеллектуалистскую теологию продемонстрировал Эйнштейн, заявив, что Бог не играет в кости. По моим наблюдениям, оба этих представления и сейчас с нами, несмотря на утраченную нами религиозность.
Исаак Ньютон глазами Уильяма Блейка (1795 - ок. 1805),
фото
Галереи Тейт Спасибо уважаемому
vermishell за ссылку на книжку Генри.