В очи бьется красный флаг

Jun 01, 2022 09:00



Андрей Синявский написал свою книжку по материалам лекций, прочитанных им в Сорбонне французским студентам, которым он пытался объяснить, что же такое советская Россия. Сегодня она пригодилась бы и российской молодежи в качестве введения в недавнюю историю их страны - тем более, что написана она предельно простым, ясным языком. Для меня там не было ничего нового, но я оценила, что автору удалось показать исторический процесс в логическом развитии, не заваливая читателя ворохом архивных документов. К сожалению, его рассказ не доходит даже до смерти Сталина - перескакивая потом, уже в другом цикле лекций, к перестроечным временам. Но и то, что он успел написать, заслуживает внимания.



Ленинский период строительства социализма в отдельно взятой стране Синявский называет «государством ученых». Марксизм, безусловно, был учением, но я не перестаю удивляться, почему миллионы людей во всем мире, и не только русские социал-демократы, считали его наукой? Наука - это проверка гипотез экспериментом. Да, грандиозный «эксперимент», затеянный Лениным, и был такой проверкой - выявившей несостоятельность марксистской доктрины. Но откуда же взялась столь пламенная вера в никак не проверенный марксизм еще до этого? И стоит ли удивляться, что после провала марксизма авторитет науки в обществе сильно упал?

В отличие от некоторых своих ровесников, Синявский вовсе не считает Сталина каким-то исчадием ада, «исказившим» первоначальный ленинский план. Нет, Сталин был вполне закономерным явлением. Уже Ленин был уверен, что человека следует расстреливать только за то, что его высказывания потенциально могут быть использованы «мировой буржуазией».

Первое, французское издание книжки Синявского вышло еще в 1988 году, но иные пассажи из нее поражают сегодня точностью предвидения:

«И если в Африке возникают новые и самостоятельные государства, то почему же, спрашивается, Грузия, Армения, Украина и т.д. не могут? Только потому, что ими владеет Россия? Но не бывает вечных империй. И если мир не погибнет в результате советских завоеваний, произойдет рано или поздно развал Советской Империи. Это будет страшно для русского народа, населяющего окраины. Потому что эту русскую прослойку будут вырезать. И для того, чтобы спастись в пределах России, - следующим после марксистской идеологии и ей на смену, очень может быть, придет русский фашизм как условие выживания нации. И он уже приходит. <...>

Исходя из этих новых веяний, я, в итоге, склоняюсь к мысли, что русский национализм сегодня чреват насилием; он легко объединяется с самым реакционным крылом советского общества (бюрократия, армия, КГБ) и противостоит не коммунизму, а демократии и Западу».

Спасибо уважаемой alekstmax за рекомендацию этой книжки!

image Click to view


Беседа литературоведа и переводчика Джона Глэда с Андреем Синявским
и Марией Розановой в Колледж Парке, Мэриленд (1983).
Видеозапись предоставлена М.В. Розановой,
размещена в сети Андреем Никитиным-Перенским

общество

Previous post Next post
Up