Когда заходит речь об этом писателе, почему-то вспоминают только «Над пропастью во ржи», хотя и другие его произведения переводились в СССР и даже издавались «Прогрессом» в оригинале. Мне его истории о детях семейства Глассов попались, видимо, в самый подходящий момент. Помню,
текст одной из них (откуда я позаимствовала заглавие поста) показался
(
Read more... )
В этом Ералаше, мальчик именно хочет быть нужным предупреждая об участке улицы с гололедом. А когда подходит другой мальчик и засыпет этот гололед песком, первый мальчик этот песок разгребает и продолжает предупреждать - он хочет быть нужным, но потому ли что он чувствует ответственность за кого-то? Наш мальчик искусственно создает опасность в условиях которой он становится нужен.
Вспомните Илиаду: Ахилл проявляет ответственность за греков, когда убеждает Агамемнона вернуть дочь жрецу и прекратить болезнь среди греков. А когда, в ответ на это, Агамемнон отбирает пленницу у Ахилла, Ахилл отказывается участвовать в отражении атаки троянцев, тем самым демонстрируя свою нужность грекам. Но при чем тут ответственность Ахилла? Он демонстрирует 1. свою нужность грекам и 2.Ответственность Агамемнона за проблему.
В книге, когда встает речь напрямую об ответственности, герой ее однозначно не хочет. Чем кончается книга?
у меня спрашивают, буду ли я стараться, когда поступлю осенью в школу. По-моему, это
удивительно глупый вопрос. Откуда человеку заранее знать, что он будет делать? Ничего нельзя знать заранее!
Мне кажется, он очень четко говорит, о том что вопрос об ответственности - очень глупый вопрос. Собственно, ответственность и заключается в том, что он говорит заранее, что он будет делать, и этого то герою и не хочется.
У героя есть сама по себе идея ответственности: начиная с первого момента в книжке, где он потерял клюшки и до последнего, где у него спрашивают об планах - он понимает что на него пытаются навесить ответственность, и он от нее отбивается всеми силами.
Reply
Конечно, потому что навязанная тебе ответственность - это вовсе не то же самое, что добровольно на себя взятая!
Я согласна с Вами, в основном эта книжка - про "подростковый бунт", то есть, про нежелание молодого поколения принимать навязываемые им представления старших. Именно этим, насколько я понимаю, она и привлекла внимание современников, потому что ее выход в 1951 пришелся на юность т.н. "beat generation". Гинзберг, Берроуз и Керуак - это ведь все Холдены Колфилды. (Примечательно, кстати, что битники - тоже продукт именно Нью-Йорка, как и Холден с его автором; это только позже они переместились в теплую Калифорнию и слились с хиппи).
Но мне кажется важным, что наряду с отторжением родительских ценностей в "Над пропастью" показано также и это самозарождение социальной ответственности. Более того, это мне кажется главным, потому что именно это и вынесено автором в заглавие книжки. Но я не буду навязывать Вам свое восприятие: в конце концов, любую книгу каждый понимает в меру своей испорченности :)
Reply
Я думаю, у нас просто разное восприятие этой части культуры. Хиппи с панками прошли мимо моего сознания.
Reply
Это Вы, наверное, не видели фильма Милоша Формана? Там в посте по ссылке у меня есть самый выразительный кусочек из него, но и весь фильм стоит посмотреть :)
Reply
Leave a comment